Home Articles Картина «Поцелуй» кисти Ф.А.Моллера. Поиски оригинала

ArtLab

JA slide show

Картина «Поцелуй» кисти Ф.А.Моллера. Поиски оригинала

Имя Федора Антоновича  (Отто Фридриха) Моллера (1812-1874), исторического живописца и портретиста середины девятнадцатого века, известно в настоящее время узкому кругу живописцев. Однако одно произведение мастера снискало особую популярность у широкой публики. В наше время эту картину художника знают многие, возможно, не представляя, кто ее автор. В дни музейных экспертиз часто приносят очередной экземпляр из частной коллекции, претендующий на подлинную работу кисти Моллера. Речь идет о картине «Поцелуй». С нее началась громкая слава Моллера у современников. Сюжет многократно повторялся и копировался, благодаря литографии имел широкое распространение. В настоящее время в музейных собраниях России, Белоруссии и стран Балтии хранится около десятка работ, связываемых с именем Моллера. Разобраться в этом обилии материала – цель настоящей публикации.

Ф.А.Моллер происходил из древнего рода прибалтийских немцев. Художественный талант Моллера проявился еще в раннем детстве. Юношей он стал посещать классы рисования Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика, прошел все их отделения. В 1832 году Моллер выставил на академической выставке картину «Битва под Остроленкой». Батальное полотно имело заслуженный успех, и было приобретено императором Николаем I. В 1836 году из Италии возвратился К.П.Брюллов, Моллер стал верным учеником «русской кисти». За групповой «Семейный портрет» (частное собрание, Германия) Моллер получил Большую золотую медаль и звание «назначенного в академики». В 1838 году молодой живописец прибывает в Италию. Как в свое время Брюллов, Моллер, оказавшись в Италии, начал писать жанровые сценки из итальянской жизни. Первым произведением, исполненным в то время, была картина «Отдыхающий садовник». Сохранился «Список произведений русских художников, выставленных в Риме 5 января 1839 года нового стиля, в мастерской профессора Бруни». По составу и качеству эта экспозиция, включавшая в себя тридцать девять объектов, была весьма неоднородна. Здесь были акварельные виды достопримечательностей Рима работы Н.Никитина, живописные копии с оригиналов Рафаэля, Корреджо, Гвидо Рени , работы Г.Виганта, С Федорова, Г.Рейне. Наряду с архитектурными и реставрационными проектами Ф.Рихтера, братьев Н.и Д.Ефимовых, интерьеров А.Никитина, были выставлены исполненные с натуры картины кисти П.Шамшина, М.Скотти, К.Каневского. Среди этих работ значится «Отдыхающий садовник» господина капитана Моллера». Дальнейшая судьба этого произведения нам неизвестна. Отметим, что «капитан Моллер» был удостоен большой чести: единственный из художников он присутствовал на званом обеде, устроенном великим князем Александром Николаевичем.

Следующей работой Моллера в Италии стала картина «Римский пастушок». В 1839 году полотно было послано в Россию, где экспонировалось на академической выставке и было приобретено царским домом. Следы бытования этого произведения также теряются. Через год художник написал еще одну картину из итальянской жизни, названную «Поцелуй». Это полотно определило на многие годы дальнейшую творческую судьбу художника.

На полотне изображена молодая хорошенькая итальянка. Она испуганно отталкивает юношу, страстно обнявшего и целующего ее в щеку. Прелестной натурщицей для этой картины стала Амалия Лаваньини, сыгравшая трагическую роль в жизнь Моллера. Как известно из «Записок» Ф.И.Иордана, она была возлюбленной художника. Увлечение это привело к тому, что Моллер переехал к Амалии, семья которой бесцеремонно его эксплуатировала и пользовалась средствами богатого маэстро. Усилиями друзей, главным образом, А.А.Иванова и Н.В.Гоголя, с большим трудом Моллер был извлечен из цепких рук  «горбуньи», матери Амалии. Федору Антоновичу пришлось спешно покинуть Рим и вернуться в Россию. Вскоре Амалия тяжело заболела и была при смерти. Раскаявшийся художник поспешил в Италию. Однако на похороны не успел.

Но вернемся к сюжету картины «Поцелуй», написанной в счастливый период жизни художника. Как справедливо отмечали современники и историки искусства его времени, картина целиком принадлежит брюлловской школе и отражает глубокое влияние гениального живописца на творческую манеру Моллера. В начале 1841 года в «Художественной газете» появилось сообщение о том, что «художник Житнев занимается литографированием с оригинала известной картины академика Ф.А.Моллера «Поцелуй», составляющей собственность его императорского величества. В одном из следующих номеров «Художественной газеты» была помещена специальная статья А.Струговщикова «Поцелуй», к которой прилагалась уже готовая литография Е.П.Житнева, ученика Венецианова, выполненная в зеркальном отражении. Перевод произведения в графическую технику способствовал невиданному зрительскому успеху картины и ее повсеместному распространению. Почти в каждом петербургском или московском доме, а также в усадьбах провинции можно было увидеть ее живописную копию или эстамп. Так, И.Ф. Хруцкий, запечатлевший анфиладу комнат в своей усадьбе «Захареничи» Полоцкой губернии (1855, ГТГ), изобразил на стенах рядом с произведением Ф.Бруни «Богоматерь с младенцем» и фрагментом «Последнего дня Помпеи» модные в то время картины – «Спящую римлянку» Е.Плюшара и «Поцелуй» Ф.Моллера. Вполне вероятно, что перед нами копии популярных произведений, выполненные самим Хруцким. Эти небольшие полотна органично смотрятся в скромной обстановке провинциального дома и способствуют ощущению уюта и стабильности. Выбор картин, с одной стороны, был воспоминанием о самых сильных петербургских впечатлениях владельца, а с другой стороны, является отражением вкуса и эстетической моды эпохи, круг влияния которой не ограничивался «средним классом». В подобном доме мог обитать любой посетитель художественных выставок и почитатель таланта Брюллова.

Подтверждением того факта, что известные художники середины ХIХ века не чурались копировать работу Моллера, может служить письмо Г.К.Михайлова из Петербурга Рамазанову в Москву: «А я думаю еще привезти очень хорошую копию «Поцелуй» Моллера. Как ты думаешь, можно будет кому-либо сбыть с рук, авось, кто-либо найдется». Как следует из текста, речь идет о собственноручной копии Г.К.Михайлова. Пенсионер Академии художествхареничи"ий, запечатлевший анфиладу комнат в своей усадьбе " провинции можно было увидеть ее живописную копию или эстамп. Так, в Италии и Испании Григорий Карпович Михайлов (1814-1867) отличался замечательной способностью писать чрезвычайно похожие копии. В статье, опубликованной в одной из испанских газет, писали: «Человеку мало посвященному в тайны живописи, трудно отличить его копии от оригиналов…Видели мы много знаменитых картин в копиях известных художников; но должны откровенно сказать, что ни одна из этих копий не произвела на нас такого впечатления как копии г. Михайлова, который обладает особым талантом воспроизводить лучшие создания живописцев всех веков и школ». Автор критического обзора «Отечественной живописи за сто лет» справедливо подчеркивал, что популярность полотна «Поцелуй» сохранилась у русской публики по прошествии двадцати лет.

Итак, с 1840 года оригинал кисти Моллера хранился в дворцовых собраниях Петербурга и был доступен лишь узкому числу лиц. Безусловно, находились родные художника, его друзья и богатые заказчики, желавшие иметь авторскую реплику «Поцелуя». На протяжении всей жизни Моллер неоднократно повторял популярное произведение. Известно, что его дом на острове Эзель (ныне Саарма) был украшен авторскими повторениями картины. Часть этих работ, в том числе и полотно «Поцелуй», находится в настоящее время в собрании «Таллинского художественного музея. Как свидетельствуют архивные документы, после смерти Моллера в собрании семьи оставалась его картина «Поцелуй». В 1896 году вдова художника Леонида Леонтьевна (во втором браке баронесса Нолькен) предложила Академии художеств для продажи картины супруга. С этой целью был составлен список произведений Моллера и произведена их оценка. В этом «Реестре» под номером тринадцать значится работа «Поцелуй» (57х65), стоимость которой составляла 1000 рублей. Если сравнить эту цену с ценой (400 рублей) портрета писателя Н.В.Гоголя (58х58), находившегося в том же списке, то можно констатировать высокую оценку труда живописца. Показательно, что существовал небольшой пастельный этюд картины «Поцелуй», который мог помогать художнику в последующей работе над созданием авторских повторений.

В ХХ веке копии современных Моллеру художников стали подчас выдавать за его оригиналы. При этом дельцы не гнушались изготовлением фальшивых подписей. И.Э.Грабарь описал подобный случай. В 1929 году он, будучи в Берлине, видел одну из таких работ. В письме к жене в Москву Игорь Эммануилович сообщал: «Стало вдесятеро раз тягостнее, когда я сказал, что принесенная им, Забежинским, Григорием Борисовичем, бывшим московским присяжным поверенным  и другом студенческих лет Абрама Эфроса, картина Моллера «Поцелуй» копия, а не оригинал, и подпись поддельная. Но как же? – «Я заплатил 35000 в Москве еще до войны и Остроухов признал, что она подлинная». Наклепал, верно, и на себя и на Остроухова сразу».

В советское время исчез самый первый экземпляр, созданный Моллером в Италии. Возможно, это произошло в 1920-е годы, во время пожара павильона «Коттедж» в Петергофе, где «Поцелуй» висел с другими работами кисти Моллера «Невеста» (1841) и «Татьяна» (1846), приобретенными в свое время для императрицы Александры Федоровны. Казалось, что следы картины безвозвратно утеряны. Когда автор этих строк занялся поисками оригинала, совершенно неожиданно его следы обнаружились у Е.М.Махалова. Его отец, Михаил Николаевич Махалов, был замечательным реставратором, восстановившим многие шедевры Третьяковской галереи. В их домашнем архиве хранятся также материалы реставрации работ, поступивших от частных владельцев. Там и нашлось старое фото картины «Поцелуй», попавшей в руки реставратора в весьма плачевном виде. Полотно было снято с подрамника и, по-видимому, сложено вчетверо (в центре произведения имелась значительная полоса утрат красочного слоя). К счастью, лицо итальянки почти не пострадало, а вот подбородок юноши был изрядно «содран». Повреждения носили механический характер и были связаны с варварскими условиями хранения. Самое замечательное, что слева внизу ясно читалась подпись и дата: Рим 1840 фон Моллеръ. Таким образом, оригинал реставрировался, и, по-видимому, в 1970-х годах и находился в Москве. Однако по вполне понятным причинам, не сохранился адрес владельца произведения. В настоящее время местонахождение оригинала так и остается неизвестным.

Долгое время считалось, что в ГРМ хранился тот самый экземпляр «Поцелуя», за который Моллер получил звание академика. Работа поступила в 1957 году от А.П.Удаленкова. Однако ни в каталоге собрания, ни в выставочных каталогах не была зафиксирована подпись художника, хотя указывалась дата заполнения -1840 год. После нашего выступления на конференции с этим сообщением, сотрудники ГРМ вновь внимательно осмотрели произведение. Выяснилось, что рама скрывала нанесенные черной краской подпись и дату. Слева внизу на изображении платья итальянки ясно читается: «Федоръ Моллеръ Римъ 1839 года». Находка была ошеломляющей, так как столь ранняя дата, стоящая на полотне, не подтверждалась никакими источниками. Безусловно, подпись нуждается в дополнительном исследовании.

В поисках эталонного технико-технологического материала в Третьяковской галерее И.Е.Ломизе были исследованы подписные работы Ф.А.Моллера раннего периода его творчества: «Портрет М.М.Ратманова» 1838г., ГРМ; «Спящая девушка» 1840-е годы, «Портрет Ф.Бруни» 1840г., ГТГ; «Портрет Н.В.Гоголя» 1840г., Ивановский областной художественный музей. Рентгенограммы зафиксировали характерные черты живописного почерка Моллера. Накопленный материал помог в атрибуции многочисленных экземпляров «Поцелуя». Так, рентгенограмма с картины из Национального музея Республики Беларусь подтвердила принадлежность произведения кисти Моллера. На обороте холста имеется надпись: «Ивановъ» и остатки сургучных печатей. Вполне вероятно, что это произведение принадлежало А.А.Иванову, с которым Моллер был очень дружен. Не исключено, что это – один из его подарков великому живописцу.

В ходе работы над статьей нами было исследовано произведение из московского частного собрания, которое представляет собой вариант-повторение картины «Поцелуй». Перед нами – не распространенная форма овала, вписанного в прямоугольник, как во всех предыдущих случаях, а традиционный прямоугольный формат. Небольшая разница обнаружена в деталях (количество плодов померанцев на заднем фоне, элементы костюма) композиции. Рентгенограмма наглядно показала поиски Моллером жеста руки итальянки: то она вцеплялась в кудри юноши, то поднималась высоко вверх. После подтверждения авторства произведение было приобретено Третьяковской галереей и существенно дополнило собрание академической школы живописи.

В 1997 году в Третьяковской галерее была на экспертизе картина «Поцелуй» из частного собрания в Саратове. Подпись отсутствовала, на обороте имелись остатки сургучных печатей. После сравнения рентгенограмм авторство не подтвердилось. По состоянию живописных материалов произведение можно отнести ко второй четверти девятнадцатого века. Структура авторского слоя также зафиксировала его вторичность.

Из художественного наследия Моллера следует вывести также экземпляр из Самарского художественного музея, который был исследован в Третьяковской галерее в 1999 году. Произведение поступило в музей в 1897 году после совместной выставки самарских художников и местных коллекционеров. История бытования картины и высокое качество исполнения копии заставляют предположить, что мы имеем дело с работой хорошего живописца, а не ученика. Возможно, что этот экземпляр картины «Поцелуй» мог исполнить Г.К.Михайлов.

Приведенный в статье материал искусствоведческого и технико-технологического анализа показал всю сложность поставленной перед нами проблемы. Поиски оригинала картины «Поцелуй» пока не привели к желаемым результатам. Вместе с тем, автор настоящей публикации надеется, что полотно находится в частных руках в России и когда-нибудь станет доступно нашим историкам искусства и широкой публики.

Л.А.Маркина
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Partners


 
 
 
 
 

 




Working hours

Monday-Thursday - from 10:00 to 18:00
Friday - from 10:00 to 17:00
Saturday, Sunday - closed
During martial law, we work by prior arrangement.

Contacts

Address: Kyiv, Kyianivskyi lane, 3-7, office 203

Telephone: +38 044 272 3745,  +38 093 843 8799

                     +38 067 810 2898
E-mail: info@art-lab.com.ua