Home Articles Экспертиза четырех женских портретов кисти художника Гавриила Ивановича Яковлева из частных собраний

ArtLab

JA slide show

Экспертиза четырех женских портретов кисти художника Гавриила Ивановича Яковлева из частных собраний

There are no translations available.

В последние годы, в связи с расширением антикварного рынка, активизируется процесс комплектования частных собраний. В музейных коллекциях происходит переосмысление исторической и художественной ценности каждого экспоната. В результате передвижения художественных произведений из одного собрания в другое, все чаще обнаруживаются работы малоизвестных и забытых художников.

Экспертиза таких произведений осложняется недостаточным количеством известных подлинных работ, которые могли бы служить при исследовании эталонным сравнительным материалом. Минимальные сведения о жизни художника затрудняют определение места вновь найденного произведения в его творчестве.

Одним из таких художников является портретист Гавриил Иванович Яковлев (1819-1862). Короткая жизнь и развитие его творчества в русле салонного искусства середины XIX века, вероятно, повлияли на забвение имени мастера. В этом направлении живописи более известны были имена его современников: И.К.Макарова, Т.А.Неффа, П.Н.Орлова, С.К.Зарянко и др.

В настоящее время усилиями искусствоведов и коллекционеров постепенно восстанавливается значение художника для русского искусства. Опубликованные ранее краткие биографические сведения недавно пополнились сообщениями исследований С.В.Римской-Корсаковой (Государственный Русский музей) и А.А.Погодиной (Государственная Третьяковская галерея). Удалось разыскать ряд единичных произведений, принадлежащих руке Г.И.Яковлева, хранящихся в музеях: Государственном Эрмитаже (С.-Петербург), Государственном Русском музее (С.-Петербург), Государственном Историческом музее (Москва), Архангельском музее изобразительных искусств, Музее изобразительных искусств, Музее изобразительных искусств Республики Карелии (Петрозаводск), Псковском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Государственном музее Молдавии (Кишинев), Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, Челябинской областной картинной галерее.

Еще одним источником сведений о творчестве Яковлева являются выставки. Как выпускник Императорской Академии художеств, он участвовал в периодических ежегодных выставках с 1847 по 1861 годы. В «Указателях художественных произведений, выставленных в музее Императорской Академии художеств, перечисляются несколько десятков портретов его кисти. Местонахождение большинства из них до сих пор не выявлено. Отсутствие в «Указателях» иллюстраций и обозначений размеров холстов затрудняет идентификацию изображенных на портретах лиц с указанными в списках фамилиями.

Количество произведений, хранящихся в музеях и упомянутых в «Указателях» АХ, свидетельствует о том, что художник успел за свою короткую жизнь написать достаточно много работ. В период 1840-1850-х годов имя Г.И.Яковлева было известно в петербургском обществе и его творчество было востребовано. Он выполнял на заказ портреты членов императорской семьи и свиты Двора, представителей дворянского и купеческого сословий, военных высшего офицерского состава, их жен, артистов, художников, архитекторов, лиц духовного звания.

В отделе экспертизы ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря проведено исследование четырех женских портретов, поступивших из частных собраний в разное время с предположением авторства Г.И.Яковлева: «Портрет неизвестной фрейлины», подписанный и датированный 1854 годом (х.,м., 81х66 см, овал); «Портрет неизвестной в черном платье», подписанный и датированный 1855 годом (х., м., 81,5х67,7 см, овал); «Портрет неизвестной», подписанный и датированный 1858 годов (х., м., 81,5х67 см, овал) и «Портрет неизвестной в белом платье»), подписанный и датированный 1857 годом  (к., м., 40,9х33,9 см, овал).

Можно заметить, что три портрета написаны на холстах полотняного переплетения, близких по размеру. Живопись велась на белых однослойных грунтах. Четвертый «Портрет неизвестной в белом платье», 1857 года выполнен на прессованном картоне, также овальной формы, но меньшего размера.

Подписи нанесены кистью, красной краской, по просохшему красочному слою, аналогичны по начертанию букв и цифр, расположены в две строки: в первой строке – инициал имени и фамилия, во второй – дата. Краска подписи имеет общие с живописным слоем признаки старения. Почерковые особенности имеют сходство с подписями на произведениях, хранящихся в музеях. Оснований сомневаться в их подлинности нет.

Представленные здесь портреты относятся к 1850-м годам. Они написаны после создания  «Портрета профессора живописи Ф.А.Бруни» (х., м., 129х100 см, ГРМ, инв. Ж-6045), за который в 1853 году Г.И.Яковлев был удостоен звания академика портретной живописи от Императорской Академии художеств. Пятидесятые годы оказались наиболее плодотворным периодом жизни мастера. В это время определился его взгляд на портретное искусство и выработался творческий почерк. Если сравнить первый из известных нам написанный Яковлевым  «Портрет мальчика И.Попова» 1845 года (х., м., 27,5х22 см) из Псковского государственного историко-художественного и архитектурного музея-заповедника (инв. № 3415) с портретами пятидесятых годов, то увидим, как быстро изменилось мастерство художника в трактовке образа при переходе от остатков наивного «примитива» к реализму.

Заметим, что на всех известных портретах, как женских, так и мужских, модели имеют поясное или поколенное изображение, помещены на нейтральном или пейзажном фоне. Они спокойно позируют художнику, находятся в привычной обстановке. Фигура и лицо могут быть немного повернуты, но взгляд всегда устремлен на зрителя. Иногда поза и положение рук повторяются. Например, «Неизвестная в белом платье» 1857 года изображена в такой же позе, как Ю.В.Теляковская 1849 года (Государственный Эрмитаж), также держит в руке маленький букетик цветов, а художник Ф.А.Бруни на портрете 1853 года (ГРМ) также сидит на стуле и в скрещенных руках держит шляпу.

Художник не стремится выразить индивидуальный характер моделей. Вероятно, перед ним стояла задача передать внешнее сходство человека на портрете и подчеркнуть его положение в обществе. Художник, как и зритель, не может проникнуть во внутренний мир модели. Истинный характер портретируемых недоступен и скрыт от постороннего взгляда.

В каждой даме подчеркнута красота, изящество и в то же время некоторая серьезность, а в позе и одежде – сдержанная скромность. В экспертируемых портретах палитра мастера не многоцветна: оливково-коричневые краски в фоне, в изображении одежды либо белые, либо темные.

Портреты написаны в тонкой многослойной лессировочной технике, с желто-коричневыми первыми прописками подмалевка в теневых местах формы лица, плеч, шеи и рук. В повторных прописках на высветленных участках объема использована смесь белил и светло-розовой краски. В самых темных участках тени лица добавлена темно-коричневая и незначительное количество черной краски (верхнее и нижнее веки, ресницы, брови у переносицы, ноздри, уголки сомкнутых губ). Мягкие переходы светотени в полутень покрыты тонкими прозрачными голубыми лессировками (нижнее веко, кожа у переносицы, белки глаз).

Тонкими прозрачными слоями белых и голубоватых красок передан легкий материал белых платьев и белые воротнички на темных платьях портретируемых. Тонкая техника живописи может свидетельствовать об академическом образовании портретиста, но бывает недостаточна для подтверждения имени художника.

Как было замечено исследователями ранее, в произведениях Г.И.Яковлева под красочным слоем скрывается нанесенный на грунт подготовительный рисунок, характеризующийся особенностями, отличными от рисунка других художников.

При исследовании портретов из частных собраний в инфракрасном спектре излучения подготовительный рисунок был выявлен и зафиксирован. Он выполнен уверенной, твордой рукой, мягким карандашом, с нажатием в разной степени. Более подробный – на лице и руках, минимальный – на складках одежды. Нанесены не только контурные линии овала лица и его деталей (носа, век, глаз, радужной оболочки, бровей, губ), но и обозначена светотень объема формы с помощью штриховки длинными параллельными линиями на «падающих» тенях (вдоль носа, от кончика носа и ноздрей), а также в «собственных» тенях (под нижними веками глаз, на радужной оболочке глаз, на кончике носа, в углах губ, между носом и верхней губой, под нижней губой, на шее под подбородком). Характер рисунка имел сходство не только на всех исследуемых портретах, но и был аналогичен рисунку портретов Ф.А.Бруни (ГРМ) и Е.А.Лермонтовой (ГЭ).

На «Портрете неизвестной» 1854 года из частного собрания изображена девушка в белом декольтированном платье с бледно-розовыми цветами на груди и фрейлинским бантом из голубой муаровой ленты с бриллиантовым вензелем императрицы Александры Федоровны на плече. Перед нами – портрет фрейлины. В настоящее время известны еще два портрета фрейлин с вензелем Александры Федоровны,подписанные Г.И.Яковлевым: «Портрет фрейлины  (Александровой Александры Павловны)», тоже 1854 года (х., м., 127х99 см), Челябинская областная картинная галерея, инв. № Ж-335) и «Портрет фрейлины Александры Павловны Александровой», 1855 года (х., м., 85,2х67,5 см, овал, Архангельский музей изобразительных искусств, инв. № Ж-795).

По внешним данным эти три фрейлины не похожи друг на друга. В «Указателе» выставок Академии художеств за 1855 год значится «Портрет фрейлины Е.И.В. Александровой». Но, как было уже отмечено, без каталожных данных и иллюстраций назвать один из портретов этим именем затруднительно.

В статье А.А.Погодиной упоминаются еще два портрета фрейлин – сестер Скрипициных, относящиеся также к 1850-м годам. Очевидно, что для определения имен портретируемых необходимы дополнительные исследования с привлечением иконографического и архивного материала.

На «Портрете неизвестной» 1858 года изображена молодая женщина с темно-каштановыми волосами, гладкой прической на прямой пробор, с карими глазами. Одета в темное платье с белыми прозрачным воротничком, сквозь прорезы длинного рукава виден жемчужно-серый атлас. Костюм и прическа дамы соответствуют дате, указанной в подписи.

До экспертизы произведение подвергалось реставрации: под авторский холст были подведены дублировочные кромки, холст с оборота зачищен. На крестовине старого овального подрамника имеется бумажная наклейка с надписью: «Пелагея Михайловна Кованько, рожд. Басова, жена Алексъя Ивановича К.».

Не исключено, что при реставрации надпись была перенесена с оборота холста на бумагу. В 1861 году на выставке в Академии художеств был показан «Портрет генерала Кованько» кисти художника Г.И.Яковлева (без указания имени генерала). Можно предположить, что на нашем портрете изображена его жена, то есть Яковлев в 1858 и 1861 годах написал парные портреты супругов Кованько. Тогда определяется и полное имя генерала: Алексей Иванович Кованько.

Портреты выполнены на профессиональном уровне, органично входят в ряд известных произведений Г.И.Яковлева и дополняют список его работ.

Л.В.Гельенек
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, Москва

 

Partners



 

 
 
 
 
 

 




Время работы

 

 понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.  

 

Contacts

BSTE Art-Lab
Tеl: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua
Сайт: www.art-lab.com.ua