Первый из портретов, о которых пойдет речь, изображает внучку Петра I цесаревну Наталью Алексеевну (х., м., 58,0х46,5) и был принесен в нашу лабораторию для исследования И.Г.Котельниковойспредположительной атрибуцией – Иван Никитин. До Эрмитажа портрет с 1930-х годов находился в коллекции Григория Диомидовича Душина. В каталоге выставки коллекции Г.Д.Душина, вовступительной статьеЮ.Г.Епатко сказано: «В комиссионном магазине в Камергерском переулке на небольшую зарплату счетовода Григорий Диомидович приобрел редчайший в иконографическом планепортрет цесаревны НатальиАлексеевны, внучки Петра Великого, дочери несчастного цесаревича Алексея Петровича, родной сестры рано умершего императора Петра II». На обороте старогодублировочного холста надпись: «Портрет великойкняжны (сестры) второго императора Петра дочери царевича Алексея Петровича Натальи Алексеевны».
Грунт – коричневый, охристый, клеевой. Тонкая имприматура содержит мышьяковистое соединение, по всей видимости, реальгар. Пигменты – свинцовые белила, киноварь, аурипигмент, сажа, охры. Сравнениерентгеновскихснимков данного портрета со снимками эталонных работ Ивана Никитина – «Портрет барона С.Г.Строганова» (ГРМ, инв. № Ж-4908), «Петр I на смертном одре» (ГРМ, инв. №4907), «Портрет ребенка» (ГРМ,инв. № 3969), и«Портрет Петра I» (Дворец-музей г.Павловск, инв. № ЦХ3654-Ш) показало полную идентичность авторского наклонного мазка, сделанного щетинной кистью, формирующего высветление лба, щек и другихчастей лица, атакже, характерный для И.Никитина петлеобразный мазок на кончике носа. Идентичны также техника живописи, то есть характерное использование подобных грунтов, имприматур и палитры. Исходя извышеизложенногоданный портрет можно уверенно приписать кисти Ивана Никитина.
Второй – «Портрет Павла I в мундире Преображенского полка образца 1796-1797 гг.»
На подрамнике имеется печать 2-го отделения Императорского Эрмитажа, а также надпись карандашом «Капитулъ». По результатам анализов грунта и пигментов данный портрет не противоречит технике живописирусскойшколы конца ХVIII – начала ХIX вв. ИК-рефлектография указывает на изменение типа мундира. При микроскопическом исследовании удалось установить, что первоначально Павел был написан в мундиреПреображенскогополка образца 1800 года. Данный мундир с лацканами в результате «досадной ошибки, допущенной авторами «Исторического описания», считался мундиром Собственного батальона Гатчинских войск1795 – 1796 годов. Этаошибка исправлена в статье сотрудника Отдела истории русской культуры Эрмитажа С.А.Летина «Семь мундиров за семь лет», опубликованной в журнале «Родина», №11 за 2000г. Вероятно, поэтой же причине, припередаче портрета в Капитул Российских орденов мундир на портрете был позднее переписан на мундир образца 1796-1797 гг.
По нашему мнению, портрет мог быть написан в 1800 году. Позднее, при передаче в Капитул, перестроенный и украшенный портретами кавалеров орденов, мундир на императоре был изменен, возможно, потому, чтотипмундира на портрете уже неправильно ассоциировался со временем, когда Павел Петрович был еще великим князем, а не императором.
Портрет написан художником весьма высокого класса. В принципе, можно думать о возможности авторства В.Л.Боровиковского (по крайней мере, светотеневая моделировка на исследуемом портрете близкамоделировкена портретах А.П.Гагариной (инв. №Ж-5024) и Н.П.Куракиной (инв. № Ж-5009) из собрания ГРМ.
Л.П.Вязьменская
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург