Home Articles Технико-технологическое исследование двух русских портретов

ArtLab

JA slide show

Технико-технологическое исследование двух русских портретов

Первый из портретов, о которых пойдет речь, изображает внучку Петра I цесаревну Наталью Алексеевну (х., м., 58,0х46,5) и был принесен в нашу лабораторию для исследования И.Г.Котельниковойспредположительной атрибуциейИван Никитин. До Эрмитажа портрет с 1930-х годов находился в коллекции Григория Диомидовича Душина. В каталоге выставки коллекции Г.Д.Душина, вовступительной статьеЮ.Г.Епатко сказано: «В комиссионном магазине в Камергерском переулке на небольшую зарплату счетовода Григорий Диомидович приобрел редчайший в иконографическом планепортрет цесаревны НатальиАлексеевны, внучки Петра Великого, дочери несчастного цесаревича Алексея Петровича, родной сестры рано умершего императора Петра II». На обороте старогодублировочного холста надпись: «Портрет великойкняжны (сестры) второго императора Петра дочери царевича Алексея Петровича Натальи Алексеевны».

Грунткоричневый, охристый, клеевой. Тонкая имприматура содержит мышьяковистое соединение, по всей видимости, реальгар. Пигментысвинцовые белила, киноварь, аурипигмент, сажа, охры. Сравнениерентгеновскихснимков данного портрета со снимками эталонных работ Ивана Никитина – «Портрет барона С.Г.Строганова» (ГРМ, инв. Ж-4908), «Петр I на смертном одре» (ГРМ, инв. 4907), «Портрет ребенка» (ГРМ,инв. 3969), и«Портрет Петра I» (Дворец-музей г.Павловск, инв. ЦХ3654-Ш) показало полную идентичность авторского наклонного мазка, сделанного щетинной кистью, формирующего высветление лба, щек и другихчастей лица, атакже, характерный для И.Никитина петлеобразный мазок на кончике носа. Идентичны также техника живописи, то есть характерное использование подобных грунтов, имприматур и палитры. Исходя извышеизложенногоданный портрет можно уверенно приписать кисти Ивана Никитина.

Второй – «Портрет Павла I в мундире Преображенского полка образца 1796-1797 гг

На подрамнике имеется печать 2-го отделения Императорского Эрмитажа, а также надпись карандашом «Капитулъ». По результатам анализов грунта и пигментов данный портрет не противоречит технике живописирусскойшколы конца ХVIII – начала ХIX вв. ИК-рефлектография указывает на изменение типа мундира. При микроскопическом исследовании удалось установить, что первоначально Павел был написан в мундиреПреображенскогополка образца 1800 года. Данный мундир с лацканами в результате «досадной ошибки, допущенной авторами «Исторического описания», считался мундиром Собственного батальона Гатчинских войск1795 – 1796 годов. Этаошибка исправлена в статье сотрудника Отдела истории русской культуры Эрмитажа С.А.Летина «Семь мундиров за семь лет», опубликованной в журнале «Родина», 11 за 2000г. Вероятно, поэтой же причине, припередаче портрета в Капитул Российских орденов мундир на портрете был позднее переписан на мундир образца 1796-1797 гг.

По нашему мнению, портрет мог быть написан в 1800 году. Позднее, при передаче в Капитул, перестроенный и украшенный портретами кавалеров орденов, мундир на императоре был изменен, возможно, потому, чтотипмундира на портрете уже неправильно ассоциировался со временем, когда Павел Петрович был еще великим князем, а не императором.

Портрет написан художником весьма высокого класса. В принципе, можно думать о возможности авторства В.Л.Боровиковского (по крайней мере, светотеневая моделировка на исследуемом портрете близкамоделировкена портретах А.П.Гагариной (инв. №Ж-5024) и Н.П.Куракиной (инв. Ж-5009) из собрания ГРМ.

Л.П.Вязьменская
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Partners


 
 
 
 
 

 




Working hours

Monday-Thursday - from 10:00 to 18:00
Friday - from 10:00 to 17:00
Saturday, Sunday - closed
During martial law, we work by prior arrangement.

Contacts

Address: Kyiv, Kyianivskyi lane, 3-7, office 203

Telephone: +38 044 272 3745,  +38 093 843 8799

                     +38 067 810 2898
E-mail: info@art-lab.com.ua