Home Painting

ArtLab

JA slide show

Термины

There are no translations available.

 Абрис - линейный (контурный) рисунок вспомагательного назначения (при колорировании, в процессе работы над цветной литографией).
Акварель – водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества и живопись ими. Основные качества – прозрачность краски. Акварелью писали главным образом на бумаге, слоновой кости, шелке. Может сочетаться с карандашным рисунком, рисунком пером, белилами, темперой, углем и др.
Асфальт , битум - темно-коричневая прозрачная краска. 
Болюсные грунты - окрашенные грунты (наполнители - охра, умбра, сажа) 
Вензель - переплетенные между собой, как правило, прописные начальные буквы имени и фамилии, образующие своеобразный узор. 
Виньетка - в книжной графике небольшая композиция декоративного назначения (орнаментальная или изобразительная, часто символического характера) в начале или в конце текста в качестве заставки или концовки.
Витраж - произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала, изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение.
Восковая живопись - техника живописи, где в качестве связующего вещества используется воск.
Гамма - ряд взаимосвязанных оттенков цвета, создающих гармоническое целое и используемых при создании художественного произведения. 
Гравирование - вырезание изображений, орнаментов, надписей на поверхности твердых материалов (металла, дерева, камня, стекла, линолеума, пластиков) резцами и др.инструментами; может создавать как углубленный, так и выпуклый рисунок. 
Гравюра - раздел графики, включающий произведения (гравюры), исполненные посредством печатания с доски, обработанной различными способами гравирования. Разновидностями гравюры являются акватинта, ксилография, литография, офорт, политипаж, резерваж.
Графика - вид изобразительных пространственных (пластических) искусств; связанный с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносится на лист бумаги, иногда картина; различают станковую и книжную графику, по целевому назначению - прикладную (промышленную), экслибрис, плакат, по способу исполнения и возможностям воспроизведения - уникальную и печатную. Разновидностью графики является лубок - народная картинка.
Грунт – в технологии живописи тонкий слой специального состава, наносимый поверх холста или дерева как основы с целью придать поверхности нужные художнику технологические качества. Состоит обычно из нижнего тонкого клеевого слоя и верхних грунтовых слоев. Грунт впитывает часть связующего вещества, сохраняя его в живописном слое столько, сколько необходимо для того, чтобы избежать пожухания красок. Грунт способствует прочному сцеплению живописи с основой. Грунт по составу бывает клеевым (тянущим), масляным, эмульсионным и синтетическим; по цвету – белым, тонированным и цветным.
Гуашь – краска, состоящая из тонко растертых пигментов с водноклеевым связующим (гуммиарабик, крахмал, декстрин и др.) и примесью белил, а также живопись этими красками.  Возникла как разновидность акварели и отличается большей плотностью красочного слоя.
Дублирование – укрепление поврежденной или обветшавшей основы живописного произведения наклеиванием ее на другую основу.
Инфракрасная рефлектография ( ИК-рефлектография) -  инфракрасное излучение проникает сквозь верхние слои картины и помогает исследовать слой непосредственно под видимой поверхностью (т.е. нижележащие скрытые слои). Это особенно важно для определения возможных предварительных рисунков под слоями краски или наличия подписей, надписей под слоем живописи. Этот метод  показывает различные варианты работы художника на холсте, его прорисовки, правки в композиции перед завершением картины. В ИК камерах используют светочувствительный инфракрасный детектор ( детектор ИК-излучения). Камера соединена напрямую с монитором компьютера, а вся система работает в режиме реального времени.
ИК (инфракрасная) спектроскопия с Фурье- преобразованием (FTIR) - метод применяется для установления органических красителей, неорганических пигментов ( не выявленных при РФА), а также лаков, типа связующего, его возраста, степени полимеризации (старения) масла. Метод с отбором микропроб. Пробы ( размером от 0,5 до 1 мм) отбираются под микроскопом из участков, которые были исследованы ранее методом РФА. За счет использования приставки НПВО (с алмазным окном) пробы не разрушаются при подготовке и проведении записи спектров, а отобранная проба сохраняется и может быть многократно переснята с различных сторон для сравнения и анализа полученных результатов. Каждая проба записывается дважды - с верхней стороны и с оборота. Данные получают в виде инфракрасных (ИК) спектров исследуемого образца. Спектр представляет собой ряд полос, которые соответствуют химическим связям между атомами или группами атомов в молекуле. Полученные спектры сравниваются с эталонными базами спектров известных материалов и, таким образом, проводится идентификация объекта и интерпретация полученных данных. Фурье-преобразование позволяет сканировать объект множество раз и накапливать полученные результаты, получая читабельные спектры даже при минимальной концентрации вещества в пробе. Каждый спектр уникален для химического вещества и служит "молекулярным отпечатком", таким же уникальным, как и отпечаток пальца.
Искусственное состаривание - в современной живописи и декоративно-прикладном искусстве нередки примеры того, когда искусственным путем добиваются эффекта растрескивания красочного слоя. Это придает произведению "дух старины" и определенный шарм. Сетку трещин получают путем нанесения специальных кракелюрных лаков. Для того, чтобы подчеркнуть и выделить образовавшиеся трещинки, в них дополнительно втираются масляные краски, тушь, пастель или составы для патинирования. 
Кракелюр – трещины красочного слоя  или лака в произведениях живописи. Трещины, т.е. нарушения целостности красочного слоя, лака или грунта, имеют различный характер и рисунок, и напрямую зависят от вызвавших их причин. Чаще всего такими причинами являются нарушения технологии подготовительного и, собственно, живописного процесса – выбор и подготовка основы, приготовление грунтов и красок, неправильное нанесение красочных слоев. Необходимо уточнить, что искусственно полученные кракелюры практически всегда отличаются от тех, которые образовались естественным путем, часто это помогает отличить подлинное произведение от подделки.
Микроскопическая экспертиза (оптическая и цифровая микроскопия) исследование под микроскопом.    Исследование картины при использовании оптического микроскопа - неагрессивный метод, который дает информацию о методике построения слоев в картине, а также о том, подвергалась ли работа последующей правке, переписи или реставрации. Особое внимание уделяется подписи - наносилась она одновременно с написанием работы, по уже высохшему красочному слою, поверх образовавшегося кракелюра и др. Смывание и изменение подписи - один из простых и в то же время эффективных способов подделки картин. В микроскоп отлично видно, лежит ли подпись под лаком, над ним или "парит" между двумя лаковыми слоями. Так называемая "подпись в тесте" должна быть слегка утоплена. Микрофотография позволяет получать очень ясное представление о технике нанесения крохотных мазков краски. При изучении картин эксперты используют несколько видов микроскопов. Чаще всего применяют бинокулярный микроскоп, позволяющий заглянуть в глубь картины, ощутить толщину и качество лака и, разумеется, рассмотреть реставрационные вмешательства или дефекты.
Неорганические красители / пигменты -по происхождению пигменты делятся на несколько категорий: неорганические (минеральные) и органические, каждые из которых бывают натуральными или синтетическими. Неорганические красители представляют собой природные или искусственно полученные окислы и соли металлов. Это в основном оксиды, фосфаты, карбонаты и сульфиды металлов ( охра, сурик, кобальтовая синь, белила разные и др.). 
Органические красители / пигменты - применяются в составе красок для живописи, а также для изготовления чернил, штемпельных красок; для подкраски пищевых продуктов; в полиграфической промышленности и др. Органические красители содержат в основном только атомы углерода, азота, водорода. В прошлом органические красители представляли собой вытяжки из растений (листьев или корней - шафран, индиго) или насекомых (кошениль), а также пигменты, получаемые обжигом виноградных, персиковых косточек и обжигом костей животных. Современные огранические красители получают многостадийным органическим синтезом из ароматических и гетероароматических продууктов, выделяемых при переработке каменного угля и нефти.
Основа – материал, на который наносят грунт и красочный слой живописи. Распространенные разновидности основы в станковой картине – дерево, холст, металл, картон, бумага и др.
Офорт - вид гравюры на металле, выполняемый при помощи гравировальной иглы и кислот. Цинковую или медную пластину покрывают кислотоупорным лаком и процарапывают до металла изображение, а затем протравливают в кислотах. Вытравленные углубления (рисунок) затирают краской, покрывают увлажненной бумагой и таким образом получают оттиск.
Пастель - 1) сухие мягкие мелки без оправы, приготовленные из смеси тертых пигментов на основе камеди, молока, мела; 2) живопись этими мелками и произведения в этой технике. 
РФА  (рентгено-флюоресцентный анализ) -основан на записи и последующем анализе спектра, полученного путем воздействия на исследуемый материал рентгеновского излучения. Цель РФА - установление использованных в работе пигментов ( в основном неорганических). Метод неконтактный ( без отбора проб). Координаты точек измерения определяются и фиксируются с точностью до мм. Диапазон определяемых элементов от S (16) до U (92). Определение элементов проводится с использованием специально разработанной программы компании Элватех. РФА имеет некоторые ограничения, так, этот метод не может быть использован, чтобы проанализировать водород, азот, углерод и другие легкие элементы. В то же время метод РФА с высокой точностью определяет металлы, содержащиеся в веществе. Именно металлы являются хромофорами, т.е. отвечают за цвет тех или иных веществ. Метод РФА позволяет исследовать: 1) -пигменты различных участков живописи без отбора проб; 2) - основные и примеснфые элементы в бронзовых изделиях; 3) элементный состав фотографий и печатных изданий.     Органические красители методом РФА не определяются, поэтому для более точной датировки произведения рекомендуется его исследование методом ИК-спектроскопии.
Сангина - мягкий карандаш-мелок без оправы, сформированный из каолина с пигментом окислов железа (красно-коричневых оттенков). Техника сангиной была особенно широко распространена в ХVII-XVIII вв.
Связующее вещество – вещество, входящее в состав краски и определяющее все ее специальные свойства. Главное назначение связующего: скрепляя по высыхании частицы пигментов между собой и с грунтом, создавать связный и устойчивый красочный слой и тем обеспечивать сохранность красок. Основные связующие вещества: растительное масло, растительный и животный клей, яйцо, воск, смола; их смеци, комбинации с дополнительными веществами многочисленны.
Сепия - светло-коричневое красящее органическое вещество, получаемое из чернильного мешка морского моллюска - сепии. В настоящее время заменена искусственно приготовленным красителем типа акварели. 
Смальта - цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик. Получается при плавлении стеклянной массы с добавлением солей различных металлов. 
Темпера - минеральные пигменты в связи на яичном желтке; на эмульсии из масла и лака; на разведенном водой растительном или животном (казеиновом) клее. Применяется в иконописи и монументальной росписи (основная техника).
Уголь- материал для рисования из обожженных тонких веток или палочек липы, ивы и др.деревьев (древесный уголь). В XIX в. выкатывали (прессовали) стержни из порошка древесного угля с добавлением растительного клея (связующего). 
УФ - люминисценция (анализ в ультрафиолетовом излучении) - ультрафиолетовые лучи позволяют определить старение лаковой пленки - более свежий лак в ультрафиолете выглядит темнее. В свете большой лабораторной ультрафиолетовой лампы более темными пятнами проступают отреставрированные участки и кустарно переписанные подписи. Фотосъемка картины в ультрафиолетовом свете создает эффект разнообразного свечения различных материалов на поверхности краски. На практике этот метод является надежным показателем состояния картины. Это означает, что позднейшие наслоения лака будут отличаться от первоначального слоя по цветовому тону. Это справедливо и для ретушированных участков в сравнении со слоями оригинальной краски. Различные пигменты также обладают различной люминисценцией (например, цинковые белила - чем старее, тем желтее; свежий лак - яркий, светится).
Финифть - древнерусское название эмали. Представляет сплав стекла, окрашенный в различные цвета окисями металлов. После обжига в муфеле превращается в твердую блестящую массу с устойчивым, ярким цветом. Эмали бывают перегородчатые, выемчатые по литью, по рельефу, по сканному орнаменту, прозрачные, непрозрачные (опаковые), живописные (в роспись).

 

Partners



 

 
 
 
 
 

 




Popular papers

Package of documents

Signal | Express | Standart | Complex | Test | Passport | Insured accident |

Contacts

BSTE Art-Lab
Tеl: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua
Сайт: www.art-lab.com.ua