Home Статьи Проблемы экспертизы бумаги-основы произведений искусства

ArtLab

JA slide show

Проблемы экспертизы бумаги-основы произведений искусства

Одной из важнейших составляющих атрибуции произведений искусства на бумажной основе является экспертиза бумаги, на которой они выполнены.

Как известно, для  изготовления бумаги применяют волокнистые материалы. Главным образом, используют растительные волокна. Это обусловлено тем, что основу растительных волокон составляет природный полимер органического происхождения – целлюлоза. Она обладает рядом ценных свойств, которые необходимы при различных процессах производства бумаги – при размоле, при отливе бумажной массы и т.д. Наиболее важными из них являются: линейное строение цепей молекул, высокая молекулярная масса, гибкость, прочность, способность к фибриллированию, гидрофильность. Силы связи между размолотыми волокнами в бумажной массе, в основном, определяются способностью целлюлозы образовывать водородные связи. При этом можно получать листы бумаги без дополнительных связующих.

Белковые, искусственные, синтетические и неорганические волокна не обладают в достаточной мере, или совсем не обладают вышеназванными свойствами, поэтому имеют меньшее значение в производстве бумаги, так как требуют дополнительных технологических действий. Как правило, они используются как добавки к растительному сырью.

Бумажное производство появилось в Китае в I веке нашей эры, и первыми источниками сырья для него служили тряпье льняное, пеньковое и хлопчатобумажное, луб тутового дерева и конопля. С развитием и распространением бумажного производства расширялась сырьевая база. Стали применять широкий спектр лубяных культур, хлопчатник, злаки, кукурузу, некоторые травы, листья, водоросли, торф и т.д. Производство бумаги долгое время считалось искусством мастера, основанном на многолетнем опыте, и лишь последние полтора – два столетия оно стало интенсивно развиваться не основе научных знаний. В результате были изобретены бумагоделательные машины и открыт новый важный сырьевой ресурс для изготовления бумаги – хвойная и лиственная древесина, из которой получают древесную целлюлозу различных варок с различной степенью выхода, а также древесную массу.

При выработке бумаги. Для достижения требуемого ее качества, учитываются бумагообразующие свойства сырья, то есть поведение волокнистого материала в технологических процессах призводства бумаги и его влияние на свойства готовой бумаги. Бумагообразующие свойства растительного сырья зависят от его химического состава и от морфологической структуры волокон. Химический состав, в основном, определяется содержанием целлюлозных фракций в составе целлюлозы, а также содержанием гемицеллюлоз. Все они в той или иной степени отвечают за поведение целлюлозы при различных процессах изготовления бумаги.

В древесных технических целлюлозах после варки остается небольшое количество лигнина, который является неблагоприятным компонентом, так как затрудняет практически все процессы производства бумаги, а также отрицательно влияет на все свойства готовой бумаги. Тем не менее для дешевых видов бумаги в производстве используют древесную массу, содержащую лигнин древесины в полном объеме.

Разная морфологическая структура волокон способствует получению различных видов бумаги. Однако следует отметить, что зависимость между химическим составом сырья, его морфологической структурой и свойствами готовой бумаги очень сложная и ее невозможно выразить однозначно. Большое значение при этом имеет выбор технологического режима производства бумаги.

Тем не менее, внешний вид бумаги, ее структура могут быть источниками определенной информации, а так как основным компонентом бумаги являются волокна, то идентификация волокон исследуемой бумаги представляет собой основополагающий шаг в ее экспертизе.

В то же время следует учитывать, что бумага имеет органическую природу, и в силу этого с течением времени в ней происходят изменения, которые обусловлены процессами естественного старения составляющих бумаги, а также условиями ее эксплуатации и хранения. Изменения затрагивают, как правило, в той или иной степени все основные свойства бумаги – физические, механические, химические, оптические и колористические. Морфологическая структура волокон также может подвергнуться процессу деструкции. Визуально это выражается в повреждении волокна. Можно наблюдать трещины, разломы, разрывы. Более глубокие процессы могут привести к исчезновению характерных признаков волокна или, наоборот, к появлению признаков, не присущих данному волокну. Явления деструкции морфологической структуры в значительной степени затрудняют идентификацию волокон бумаги.

Процесс производства бумаги на каждом этапе развития имел свои отличия, но всегда был и остается сложным и многоступенчатым. Из истории создания бумаги известны некоторые как временные, так и географические особенности ее изготовления, на которые может и должен опираться эксперт.

Степень сложности экспертизы бумаги зависит от объекта исследования и постановки задачи. Иногда одного определения состава бумаги по волокну бывает достаточно для ответа на поставленный вопрос. Приведу пример. В Средней Азии, в Пенджикенте, в 1997 году, в слое раскопок Согда VII-VIII веков были найдены небольшие фрагменты очень ветхой бумаги. Археологи уже говорили о сенсации, что это первая бумага, найденная в этих слоях. Пришлось их разочаровать. Бумага по композиционному составу состояла из 80% хвойной древесной целлюлозы, 20% тряпичных волокон хлопка и примеси волокон шерсти. То есть данные состава по волокну дают возможность датировать эту бумагу не ранее второй половины XIX века, а археологам не следует забывать о мелких грызунах, обустраивающих свои норки. В этой ситуации не ставился вопрос о более точной датировке найденной бумаги, но если бы это потребовалось, то необходимо было бы исследовать и технологию ее изготовления. Вопрос о технологии обязательно был бы поднят в том случае, если композиционный состав бумаги оказался традиционным.

Приведу пример экспертизы бумаги, где затронуты некоторые вопросы технологии ее производства. В Старой Ладоге, в пласте раскопок XII века, найден медальон. Внутри него находилась ветхая фрагментированная бумага с рукописным текстом. Бумага состояла из тряпичных льняных волокон. Это как раз оказался случай традиционного сырья, поэтому необходимо было исследовать технологические моменты. Бумага отлита ручным способом, но проклеена она так называемым канифольным клеем. На основе полученных данных можно утверждать, что бумага изготовлена не ранее начала XIX века. Вероятно, медальон попал а слой XII века таким же образом, как и бумага в Пенджикенте. В рассматриваемом случае, если бы проклейка оказалась традиционной, например, крахмал или животный клей, то пришлось бы собирать данные по всему технологическому процессу выработки этой бумаги.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что в ситуациях, когда данных по идентификации сырья явно недостаточно, следующим важным шагом экспертизы бумаги является выявление технологии ее изготовления. Здесь существует множество факторов, на которые следует обращать внимание, так как любой из них может быть источником определенной информации. Это, как уже отмечалось, внешний вид бумаги, ее структура, а также толщина, наличие неровностей, степень размола волокна, способ отлива бумаги, вид отливной сетки, наличие и вид наполнителей, наличие и вид проклеивающих веществ, способ нанесения проклейки, наличие водяных знаков, просвет, облачность, цвет, наличие и вид красителя, наличие каландрирования и т.д.

Приведу еще пример экспертизы бумаги, где в результате определяющими оказались исследования по идентификации волокон, но параллельно определялись и технологические характеристики. Экспертиза Тибетских рукописей проводилась по просьбе Его Святейшества Далай-Ламы. Рукописи из его библиотеки ориентировочно датированы XI-XIV веками. Ставилась конкретная задача – более точная датировка нижнего предела появления этих рукописей. Кроме состава бумаги по волокну, определялись форма отливной сетки, наличие, вид и способ нанесения проклейки листов, просвет, толщина листов, способ крашения, вид красителя. Выявлено, что для отлива листов применялись сетки, выполненные по так называемому китайскому варианту, то есть с использованием для создания параллельных линий натянутого конского волоса. Бумага во всех случаях проклеена крахмалом. Определяющими оказались данные по композиционному составу листов рукописей. Большинство из них выполнено из бамбука, что дает основание датировать их не ранее XII века. Некоторые рукописи выполнены на листах из рисовой соломы и в силу этого их датировка может быть не ранее XIV века. Были выявлены и многослойные бумаги также изготовленные по традиционной технологии. Так, например, одна из них содержала четыре слоя, три коричневых и один, верхний, голубой. Три слоя бумаги выполнены из бамбука, а голубой - из смеси конопли и рисовой соломы. В этой работе проблема могла бы быть в том, что если бы встретилась бумага из традиционного сырья, то датировку в рамках XI-XIV веков установить было бы очень сложно, так как такое сырье применяется в указанном регионе изначально, а технология изготовления бумаги в XI-XIV веках там кардинально не менялось. Вероятно, в таком случае, было бы необходимо провести исследование чернил рукописи или других ее особенностей.

В следующем примере экспертизы одинаково информативными оказались полученные данные состава по волокну и по технологическим характеристикам бумаги. Исследовалась древнеарабская рукопись XIII века, которая содержит самый ранний из известных переводов Библии на арабский язык. Рукопись хранится в Институте Востоковедения в С.-Петербурге. Она состоит из трех томов и содержит более 300 листов. При подготовке рукописи к реставрационным работам было выявлено, что в одном из томов для переплета использован так называемый двойной лист, содержащий арабский и греческий тексты. Была поставлена задача – определить, использовался ли этот лист при создании рукописи или он был привнесен позднее. Двойной лист переплета был расклеен реставраторами. Оборотные стороны разрозненных листов оказались подкрашенными. Для сравнения вместе с этими листами анализировались в большом количестве одиночные листы самой рукописи. Разрозненные листы переплета состояли из 80% конопли, 15% хлопка и 5% волокон волосяного покрова пушного зверя. Анализ листов рукописи показал, что в основе своей они также выполнены из конопли, часто с примесью шерсти. Выявлены листы, имеющие идентичный состав с разрозненными листами переплета. Причем, конопля и хлопок во всех случаях не являются продуктами измельчения текстильного тряпья. Об этом свидетельствуют присутствующие в бумаге элементы неволокнистого строения лубяных культур и хлопчатника. Все исследованные листы проклеены поверхностно крахмалом. Лист переплета был склеен клейстером из смеси муки и крахмала.

Технология изготовления бумаги рукописи в точности соответствует технологии, описанной в арабском манускрипте XI века. В качестве сырья, в основном, использовались бывшие в употреблении пеньковые канаты. После определенных подготовительных операций отливали лист, сушили его и поверхностно проклеивали крахмалом, иногда глянцевали. Изобретение арабами так называемых двусторонних бумаг, к которым относится и исследуемый лист, также относится к этому времени. Бумагу часто подкрашивали шафраном, который добавляли в клейстер. Также есть сведения, что пленные китайцы в Египте добавляли в бумажную массу хлопковое волокно, а также оставшийся пух с семян и ветви хлопчатника, что не исключало добавки тряпичного сырья.

Таким образом установлено, что двойной лист переплета появился одновременно с созданием рукописи, выполнен в такой же, принятой в Египте в то время технологии и его композиция состоит из того же самого сырья.

Примером сложной многостадийной технологической экспертизы может быть экспертиза бумаги-основы ксилографии Вольфганга Хаммера «Святой Микус» (Германия, конец XV  - начало XVI веков), которая поступила в закупочную комиссию Эрмитажа в феврале 1998 года. Гравюра выполнена на тонкой бумаге желтоватого цвета, которая в какой-то степени утратила механическую прочность, то есть бумага имеет признаки вялости. Анализ состава по волокну выявил тряпичную бумагу, состоящую из волокон льна и конопли с небольшой добавкой волокон хлопка. Бумага не содержит наполнителей. С обеих сторон бумага поверхностно проклеена крахмалом. Такая бумага вполне могла быть изготовлена в XV-XVI веках. Но исследования были продолжены. Бумага гравюры имеет облачный просвет. В силу этого на ней четко просматривается отпечаток отливной сетки в виде полотняного переплетения ткани редкой структуры. При ручном способе отлива такой вид сетки появился в 1757 году, а при машинном способе используются сетки только такого профиля, кроме сеток «верже». Исходя из этих данных, гравюра уже не может датироваться XV-XVI веками. Микроскопическим исследованием определена преимущественная ориентация волокон в отношении вертикали гравюры, более ярко выраженная на ее лицевой стороне. Это является доказательством  машинного производства исследуемой бумаги. Также микроскопическим исследованием выявлено, что по слою проклейки нанесен накат в виде хаотичных прямых и изогнутых линий различной длины. Эти линии вдавлены в поверхность слоя проклейки. Зная особенности производства бумаги машинным способом, можно с уверенностью сказать, что бумага прошла клеильную ванну, обеспечивающую равномерную поверхностную проклейку бумаги с обеих сторон. Затем бумага прошла через каландр, в данном случае через так называемый тиснильный каландр. Такие каландры применяются с целью придания поверхности бумаги определенной структуры. Таким образом, имитирована шероховатость, то есть зернистость старой тряпичной бумаги ручного отлива.

Итак, по совокупности последовательно полученных данных, можно утверждать, что бумага данной гравюры выполнена не ранее конца XIX-начала ХХ века. Соответственно, эта гравюра не является подлинной.

Грамотная научно-технологическая экспертиза бумаги-основы произведений искусства требует к себе неоднозначного подхода, умения выстроить логическую цепочку хода экспертизы, умения обобщить всю собранную информацию. В большинстве случаев экспертиза бумаги-основы дает возможность получить ответы на поставленные вопросы или послужить базой для дальнейших исследований.

Миколайчук Е.А.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.