Home Статьи Исследование холстов русских художников XIX - ХХ веков

ArtLab

JA slide show

Исследование холстов русских художников XIX - ХХ веков

Холсты являются наиболее распространенным видом основы для живописных произведений русских художников в XIX-ХХ веках. Холст имеет большое преимущество перед другими материалами, поскольку он легок и мягок, его можно снимать с подрамника и скатывать в рулон. 

Картины на холсте нетрудно переносить из одного места  в другое, что представляет большое удобство, особенно для передвижных выставок. Дефектом холста является его малая сопротивляемость внешним механическим воздействиям, его легко разорвать, порезать и т.п.: кроме того, холст сильно реагирует на изменение температуры и влажность воздуха, так как коэффициенты расширения и сжатия холста чрезвычайно велики.

В литературе обсуждались свойства холстов различного волокнистого состава. Ф.А.Гупиль [1] писал о положительном опыте использования конопляных холстов. Лучшей по составу тканью для живописного холста является льняная, однако использовали ткани и из других волокон растительного (конопля, хлопок, джут, рами, крапива, сизаль и др.) и животного (шерсть, шелк и др.) происхождения. После обработки сельскохозяйственного льна получают: длинное волокно – чесанный лен (высококачественное волокно), короткое волокно – очес, короткое волокно – очесок спуск (мало разработанное волокно, мягкотелое), очес ручной – кудель (хорошее волокно), короткие спутанные непроработанные волокна – пакля и угары – самые низкокачественные остатки волокон.

В России льнопрядильные машины стали применяться в конце 1826 – начале 1827 годов на Александровской мануфактуре, однако их широкое внедрение было очень ограничено [2]. Машиностроительная промышленность России не выпускала оборудование для изготовления льняных тканей, поэтому многие механизированные участки (производство пряжи, ткацкое производство и т.д.) были оснащены импортным оборудованием, а некоторые участки ткацкого производства (беление, окраска) оставались ручными до ХХ века [3].

Ткани, использовавшиеся для основы русскими художниками в конце XIX – начале ХХ веков, выпускались на русских мануфактурах, а также привозились из-за границы (Германия, Италия, Австро-Венгрия и др.). Производились также и грунтованные холсты с грунтом разного состава. В это время существовало большое количество художественных магазинов, продававших материалы для живописных работ. Следует отметить, что в России каждая фабрика выпускала ткани разного вида (около 2000 видов). Только в 40-х годах ХХ века в СССР начался процесс стандартизации льняных тканей. Полотно – гладкая и плотная ткань простого полотняного переплетения (отсюда название) от средней пряжи (№ 20) до самой высокой (№ 300). К самым тонким сортам относится батист (№ 150), а грубыми сортами являются холст, парусина, равендук и др. [4] В настоящее время живописные холсты по классификации отнесены в группу технических и товарно-упаковочных тканей. Пряжа в них более грубая, чем для бытовых тканей, суровая, полубелая или гладкокрашеная, а поверхностная плотность ткани составляет 277-305 г/кв.м. Ткань характеризуется следующими параметрами:

- диаметр нитей основы и утка в мм;
- фаза или порядок фазы построения в мм;
- толщина ткани в мм;
- геометрическая плотность ткани по основе и утку в мм;
- предельная (максимальная) плотность ткани по основе и утку, количество нитей/дм;
- фактическая плотность ткани по основе и утку, количество нитей/дм;
- коэффициент наполнения ткани по основе и утку;
- уработка нитей основы и утка в %;
- поверхностное и объемное заполнение ткани в %.

В нашей работе для характеристики живописных холстов были использованы следующие параметры [5]:
1. Вид переплетения нитей.
2. Фактический диаметр нитей основы do  и диаметр нитей утка dy.
3. Фактическая плотность ткани по основе По и утку Пу, нитей/см.
4. Максимальная плотность ткани по основе Пмакс о и утку Пмакс у, нитей/см; которая рассчитывается по формуле:
                  Пмакс о = 1/do,
                  Пмакс у = 1/dy.
5. Относительная плотность ткани по основе Потн о и утку Потн у, нитей/см; которая рассчитывается по формуле:
                   Потн о = По/Пмакс о х 100%,
                   Потн у = Пу/Пмакс у х 100%,
                   Потн = (Потн о + Потн у)/2.

Для льняных тканей плотность по основе и по утку сильно не различается. Толщина льняных нитей основы и утка может различаться незначительно. Для тканей, чем больше поверхностное заполнение (Eg), тем устойчивее они к деформациям, лучше сохраняет форму. Для анализа тканей применяются ГОСТы РФ: 25617-83 «Ткани и изделия льняные, полульняные, хлопчатобумажные и смешанные. Методы химических испытаний»; 959961 – для анализа вида переплетения, ГОСТ 13784 «Ассортимент нитей пряжи». Отметим, что действуют американский ФФТСС и Европейские стандарты ISO [6].

Для описания тканей применяют такую характеристику, как зернистость – количество переплетений на единицу площади. В зависимости от ее величины выделяют крупнозернистый, среднезернистый и мелкозернистый холст. Литературных данных, посвященных характеристикам тканных основ живописи мало [7,8], лишь в некоторых работах приводятся экспериментальные данные по исследованию строения холстов [9].

Результаты исследований холстов русских художников – в таблице. Анализ волокнистого состава проводился по ГОСТу 7500-85.

Из приведенных данных следует;
1. Нити выполнены из волокон льна.
2. Нити имеют правую первого порядка;
3. Толщина нитей составляет в среднем 0,3-0,5 мм, встречаются холсты с однородными и неоднородными по толщине нитями.

Строение ткани:
1. Холсты (25 шт.) выполнены простым полотняным переплетением; два холста – саржевым переплетением с раппортом 3; один холст – рогожкой 2 на 2 (усиленным простым полотняным переплетением).
2. Фактическая плотность холстов по основе и по утку распределена следующим образом: 8 шт. – 14 н/см, 7 шт. – 15 н/см, 4 шт. – 18 н/см, 3 шт. – 16 н/см, 3 шт. – 12 н/см, 1 шт. – 10 н/см, 1 шт. – 20 н/см, 1 шт. – 14 н/см.

Следует отметить, что подсчет плотности проводился на небольших площадях ткани, что могло внести ошибку в результаты измерений.

3. Максимальная плотность холстов выражена более четким максимумом распределения: 8 шт. – 22,5 н/см; остальные максимальные плотности встречались по 1-2 шт. на определенное значение.
4. Использовалось незначительное количество холстов с 40-50% и 80-84% относительной плотности, а подавляющая часть холстов по относительной плотности попадает в интервал 60-80%.
5. Холсты с относительной плотностью 68-80% относятся к 1865-1880 годам, с более низкой плотностью (не выше 42%) – к 1880-1900 годам, а соотносительной плотностью 63-80% преобладали в 1900-1910 годы.

При исследовании основы произведений русских художников 1865-1910 годов удалось выявить особенности состава и строения холстов (лен, правая крутка; в основном простое полотняное переплетение; относительная плотность 60-80% и др.). Увеличение количества изученных холстов, как во временном интервале, так и за счет расширения круга авторов позволит расширить и дополнить выявленные закономерности. По нашему мнению, результаты исследования основы могут быть полезны в экспертизе и атрибуции произведений.

В заключение выражаю искреннюю благодарность И.Е.Ломизе (ГТГ), вдохновившую на эту работу и предоставившую основной экспериментальный материал, а также Г.Н.Гороховой, М.Г.Кононович и А.В.Вышниковой (ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря) за всестороннюю поддержку и помощь в работе.
 
 Примечания:
1.Гумиль Ф.А. Руководство к живописи масляными красками с прибавлением небольшого трактата о реставрировании картин. СПб, 1898.
2.Годунов Б.Н. Льняная нить длиной в тысячелетие – www.kstu.edu.ru.
3.Живетин В.В., Гинзбург Л.И. Льняная промышленность и роль отечественной науки в ее развитии. М., 1986.
4.Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб, 1898. Т. XIV.
5.Бершев Е.Н., Курицына В.В. Текстильное материаловедение, технология и оборудование. Л.,1981.
6.Кричевский Г.Е. Качественный и количественный анализ волокнистого состава текстильных материалов. М., 2002.
7.Studies in Conservation, 1976. Vol. 21. № 2.
8.Goya, 1994. Vol. 238. Р. 227-231.
9.Vanderlip K. Carbonel JAIC, 1980, 20. № 1. Р. 3-20.
Приложение (таблица):
*-ППП – простое полотняное переплетение;
**-R – раппорт ткани;
ОЭ ГТГ – отдел экспертизы ГТГ;
ЭК ВХНРЦ – отдел экспертизы ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря.

Таблица. Характеристики строения холстов русских художников.

 №

Произведение

 Год

Вид переплетения. Цвет холста

Толщина нитей
мм do;dy

 

По/Пу
нитей/см

Пмакс о/ Пмакс у
нитей/см

Потн о/ Потн у
     %

 Потн
     %

 1

В.Каменев «Женева» холст, масло,85,7х125,3, ОЭ ГТГ 8678

1865

ППП*,
коричневатый

0,4; 0,6

15-16/
15-16

25/16

62/93

78

  2

Л.Ф.Лагорио «Кавказ.Дозор» холст, масло, 28х46, ОЭ ГТГ

1865

ППП,
коричневатый

0,4; 0,5

15/
15,25

25/20

60/75

68

  3

В.М.Резанов «Жатва» холст, масло, 80,7х120,7, ОЭ ГТГ 3096

1866

Саржевое,
R**=3,
желтоватый

0,4; 0,4

16-17/
16-17

25/25

66/66

66

  4

И.К.Айвазовский холст, масло, 60х82,5, ОЭ ГТГ

1868

ППП,
коричневатый

0,4; 0,5

16-17/
16-17

25/20

66/82

74

 5

Ф.А.Васильев «Волжский пейзаж» холст, масло, 64,5х115, ОЭ ГТГ 5931

1873

Саржевое,
R=3,
коричневатый

0,3; 0,4

18-20/
18-20

33/35

58/76

67

 6

Ю.Ю.Клевер «Рыбацкий хутор» холст, масло, 27х49,2 ОЭ ГТГ 6798

1878

ППП, коричневатый

0,4; 0,5

15/15

25/20

60/75

68

 7

П.П.Джогин «Пейзаж с соснами» холст, масло, 60х49, ОЭ ГТГ

1880

ППП,
коричневатый

0,4; 0,8

15/15

25/13

60/115

82

 8

П.П.Джогин «Лесное озеро» холст, масло 44,5х56, ОЭ ГТГ 623

1881

ППП,
желтовато-коричневатый

0,3; 0,4

12-13/
12-13

33/25

38/50

44

 9

П.П.Джогин «Рыбацкая избушка на берегу реки» холст, масло, 42,5х60, ОЭ ГТГ

1883

ППП,
желтовато-коричневатый

0,4; 0,5

14/14

25/20

56/70

63

10

П.Н.Грузинский «На тройке» холст, масло, 44х72, ОЭ ГТГ 5695

1884

ППП, коричневатый

0,4; 0,5

14/14

25/20

56/70

63

11

И.К.Айвазовский «Зимой у церкви» холст, масло, 35х50, ОЭ ГТГ

1886

ППП, коричневатый

0,3; 0,4

16-17/
16-17

33/25

50/66

58

12

Рицони «На кухне» холст, масло, 41,2х52,4, ОЭ ГТГ 4425

1886

ППП,
коричневатый

0,4; 0,5

15/15

25/20

60/75

68

13

Н.Н.Каразин «На дороге у горной реки» холст, масло, 78,3х104, ОЭ ГТГ 1767

1887

ППП, серовато-коричневатый

0,4; 0,4

15/15

25/25

60/60

60

14

Ю.Клевер «Строительство дворца на южном побережье Крыма» холст, масло, 29,5х58, ОЭ ГТГ

1888

ППП,
желтовато-коричневатый

0,4; 0,5

15/15

25/20

60/75

68

 15

Ю.Ю.Клевер «Закат» холст, масло, 57,5х96, ЭК ВХНРЦ 2552

1894

ППП,
коричневатый

0,29; 0,36

12/12

34/27

35/44

40

16

Ю.Ю.Клевер «Хождение по водам» холст, масло, 77,2х142,5 ОЭ ГТГ 1098

1895

ППП,
коричневатый

0,3; 0,3

14/14

33/33

42/42

42

 17

Оболенский (Клевер) «Зимний вечер, деревушка» холст, масло, 52,2х88,5, ОЭ ГТГ 6821

1897

ППП,
серовато-коричневатый

0,3; 0,3

14/14

33/33

42/42

42

18

Ю.Клевер «Зимний пейзаж» холст, масло, 133,5х90, ЭК ВХНРЦ 11802_01

1898

ППП,
коричневатый

0,29; 0,49

14-15/
14-15

34/21

43/69

56

19

Ю.Ю.Клевер «Вечер» холст, масло, 58,5х78,5 ЭК ВХНРЦ 2262

1898

ППП,
коричневатый

0,3; 0,3

13-14/
13-14

33/33

41/41

41

20

Ю.Ю.Клевер «Зимний пейзаж» холст, масло,62х93,5, ЭК ВХНРЦ 10335

1898

ППП,
коричневатый

0,3; 0,5

13/13

33/20

39/65

52

21

Ю.Ю.Клевер «Зимний пейзаж» холст, масло, 33,4х44,8 ЭК ВХНРЦ 89_06

1898

ППП,
коричневатый

0,2; 0,4

18-20/
18-20

50/25

38/76

57

22

Ю.Клевер «Пейзаж с избой» холст, масло, 97х90, ОЭ ГТГ

1900

ППП,
коричневатый

0,25; 0,48

18/18

40/21

45/86

66

23

К.И.Горбатов «Предместье Риги» холст, масло, 53,5х71, ОЭ ГТГ

1902

Саржевое,
R=3,
коричневатый

0,5; 0,5
20/20

18-19/
18-19

20/20

92/92

92

24

Ю.Ю.Клевер «Море» холст, масло, 100,7х74,5, ОЭ ГТГ 1407

1904

ППП,
коричневатый

0,29; 0,36

20-21/
20-21

35/28

59/73

66

25

И.Е.Репин «Портрет старика» холст, масло, 35х26,5, ОЭ ГТГ 1824

1908

ППП,
коричневатый

0,4; 0,8

14/14

25/13

56/107

81

26

А.В.Куприн «Обнаженная» холст, масло, 104,5х63 ОЭ ГТГ 1870

1908

ППП,
сероватый

0,8; 0,5

10-12/
10-12

13/20

84/55

69

27

С.Ю.Жуковский «Лесная речка» холст, масло, 71,5х95, ОЭ ГТГ

1909

Рогожка 2х2
желтоватый

0,3; 0,4

24/24

33/25

73/96

84

28

В.Кандинский «Ангел над Россией» холст, масло, 66,5х83, ОЭ ГТГ 1175

1910

ППП,
коричневатый

0,4; 0,5

14/14

25/20

56/70

63

Всероссийский научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, Москва

А.Я.Мизина
 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.