Home Статьи Эффективность применения физико-химических методов исследований для атрибуции графики

ArtLab

JA slide show

Эффективность применения физико-химических методов исследований для атрибуции графики

В сообщении приведено несколько примеров исследований произведений, иллюстрирующих важность технологических методов (микроскопического, рентгена, ультрафиолетового, инфракрасного, химического) для определения подлинности произведений и их авторства.

На этих примерах показаны различные способы собирания эталонного материала, его систематизации в целях использования в будущем для сравнения с исследуемым произведением.

1.
Автор обеих гуашей, поступивших на экспертизу, был известен. Сравнительный стилистический и технологический анализ позволил утверждать, что они выполнены рукой одного художника: идентичность размера, формата, бумажной основы, колорита, приемов рисунка и композиции, порядка нанесения красок. Для подтверждения аналогии особенностей рисунков были сделаны фотографии в УФ-лучах. Сравнительный анализ полученных рисунков показал, что в обоих случаях подготовительный рисунок имел вспомогательное значение, сделан был тонкими линиями графитного карандаша, без нажима. Имелось несколько разметок горизонталями уровней изображения, в том числе была намечена низкая линия горизонта. Подробно, прерывисто, но с продолжениями линий очерчивались контуры архитектуры, ее деталей: оконных и дверных проемов, балконов, лестниц, фрагментов кирпичной кладки. Фигурки людей давались маленькими по сравнению с масштабами других изображений пейзажа, трактованы конструктивно с подчеркиванием поворотов, круглых голов и направлений движений тел. Ветви деревьев рисовались двойными параллелями, кроны разбиты на плоскости благодаря зигзагообразным направляющим. Иногда линейно отмечались границы света и тени. Окончательный живописный вариант изображения не повторял раскраской, а дополнял рисунок новыми элементами и характеристиками, что свидетельствовало о творческой разработке мотива и оригинальном характере его исполнения. Химический анализ подтвердил наличие двух типов белил (свинцовых и цинковых) на обеих работах. Их характерное свечение (светло-голубое и желтоватое) наблюдалось при просмотре гуашей в УФ-лучах. Исследование в УФ-лучах выявило невидимую ранее подпись автора на одной из гуашей: «A.Delacroix». Предположили, что она сделана орешковыми чернилами, так как именно их хорошо проявляет УФ-излучение.
Сравнив биографии трех известных художников с аналогичным инициалом и фамилией, сочли наиболее вероятным из них авторство Луи Огюста Делакруа (1809-1868), писавшего пейзажи с фигурами, жанровые сценки из жизни крестьян и рыбаков, преимущественно акварелью. Об этом художнике известно, что он экспонировался в Парижском Салоне почти ежегодно с 1835 по 1865 год. Его работы хранятся в музеях Булони, Реймса, Кельна, Ля Рошеля, в Кабинете рисунков Национальной галереи в Берлине, в Лувре. Сравнение исследуемых гуашей с подписанной гуашью этого художникаПристань в Булоне», 1863. 7264) из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина убедило в их идентичности и верности атрибуции.

2.
В процессе другого исследования предстояло выяснить, является ли исследуемая работа оригинальным эскизом, выполненным Ю.П.Анненковым (1889-1974) для обложки журнала «Лукоморье» (опубликован в 12 за 1914 год), или копией с этого издания?
Технологические и стилистические особенности произведения позволили считать его авторским, принадлежащим руке Ю.П.Анненкова, несмотря на то, что визуальное сравнение репродукции с эскизом обнаружило некоторую разницу в передаче цвета: в репродукции колорит теплее, светлые тона переделаны в ярко-синие, сплошная теневая черная штриховка на воде ослаблена. Композиция эскиза полностью повторена репродукцией. Выводизменения цвета сделаны при технической доработке эскиза для печати.
Справа внизу пером черной тушью нанесена подпись-монограмма: «Ю.А.», по способу нанесения и характеру начертания не вызывающая сомнений в подлинности. Некоторые изобразительные детали, а также рамка, огибающая изображение по периметру, подчеркнуты автором черной тушью, пером. Белая бумажная основа по структуре, видимой в бинокулярный микроскоп, соответствует аналогам конца ХIХ века.
Исследование в ИК-лучах отчетливо проявило изображение, отсутствующее на законченном эскизе: нижележащий (лежащий в нижнем слое) первоначальный набросок мужской полуфигуры справа внизу, рукой подпирающей голову. Аналогичные приемы рисунка невидимого (видимого в ИК-лучах) и видимого в реальности изображения свидетельствуют о том, что они выполнены одним автором. Виден авторский поиск композиции в процессе работы над темой. Положение контуров тел также неоднократно менялось. По всему периметру намечалось другое расположение полейближе к изображению. Сложен и подробен рисунок прически. Рисунок сделан уверенной рукой. Характер рисунка и подписи имеет аналогии с безусловными эталонными рисунками и автографами Анненкова.
Исследование в УФ-лучах выявило золотистое свечение мелких штрихов, кружевом окаймляющих кроны деревьев, подчеркивающих букли прически. Эти штрихи не видны на эскизе, в настоящее время их цвет слился с цветом кроны и прически. Возможно, красноватый лак, которым они были сделаны, выцвел или претерпел изменения во времени. УФ-излучение обнаружило использование двух типов белил: 1) желтоватое свечение (цинковые белила) – мазки в центре ствола дерева, в верхушках цветов на земле, зеленое свечениев смеси с голубым цветом неба; 2) розовато-фиолетовое свечение.
Результаты химического анализа показали наличие в верхнем красочном слоеорганического красного пигмента, а также многослойность красочного слоя:
3 желтый (нижний слой)
2 коричневато-красный (средний слой)
1 красный (верхний слой)
3. Сравнительный анализ рентгенограмм на работах Н.К.Рериха (1874-1947) показывал аналогию вертикальных мазков, сделанных полусухой кистью, иногда прерывающихся, и имеющих неравномерное утолщение и неровные края. Аналогичны по плотности и мелкие мазки, расположенные по горизонтали или диагонали. На рентгенограммах хорошо читается положение более корпусных мазков по первоначально жидким пропискам.

4. 
Предполагаемым автором ряда произведений, проходивших экспертизу в ВНХНРЦ в разное время, был А.К.Саврасов. В результате комплексного технологического и стилистического исследования в шести случаях авторство А.К.Саврасова было подтверждено. Одним из аргументов для подтверждения авторства А.К.Саврасова послужила идентичность результатов химического анализа бумажных основ, грунтов и красочного слоя. Были исследованы составы грунтов специальных бумаг, которыми пользовался Саврасов: автографской (горизонтали сетки нанесены черной типографской краской механическим путем по выпуклым рельефным частым вертикалям белого грунта) – для рисунков, предваряющих публикацию в журналах, папье-пилле (тонированная грунтованная бумага) – для станковых рисунков. Причем, различие в грунтах папье-пилле обусловлено тем, что автор пользовался как бумагами с фабричными грунтами, так и грунтами,изготовленными самостоятельно. В последнем случае не всегда удачна была технология изготовления грунта и красочного слоя, приведшая к преждевременному старению, хрупкости и осыпям грунта вместе с красочным слоем.

Приложение: таблица химических анализов произведений 1880-х – 1890-х годов Саврасова А.К. (1830-1897)

Название

Дорога в лесу

У берегов Крыма

Ночной пейзаж

Осень

Зима

Тополя

Дата

1886

1894

1888

1890-е

1880-е – 1890-е

1894

Размеры

24,6х19,1

29,2х22,2

30,2х23,6

26,5х21,6

32,8х42,5

10,6х9,3

Основа

автографская бумага

папье-пилле, бумага

папье-пилле, бумага

картон папье-пилле

картон папье-пилле

автографский картон

Кол-во слоев грунта

1

1

1

1

1

1

Цвет грунта

белый

белый

белый

белый

белый

белый

Наполнитель грунта

белая глина

цинковые белила, примесь свинцовых

свинцовые белила

мел

мел

белая глина, примесь гипса

Связующее грунта

животный клей

животный клей

 

животный клей

животный клей

животный клей

Красочный слой

черный - органика

органический, примесь черного неорганического

органический черный

тонировка – смоляной лак

свинцовые белила

 

Хим. анализ бумажной основы

 

 

 

Хорошо измельченное короткое волокно древесной массы. Проклейка смоляная

Текстильные волокна льна и хлопка, целлюлозы, соломы, злаковых, древесной массы из хвойных пород древесины. Проклейка – смола растительная

 

Э.М.Бурцева
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И. Э.Грабаря, Москва

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.