Home Статьи Технологическое исследование живописных произведений С.Светославского из коллекции Национального художественного музея Украины

ArtLab

JA slide show

Технологическое исследование живописных произведений С.Светославского из коллекции Национального художественного музея Украины

Задача данной статьи – публикация сведений, полученных в ходе исследования десяти живописных работ С.Светославского на металлической основе и трех эскизов на холстах, выполненных в технике масляной живописи к произведению А.К.Толстого «Князь Серебряный», а также картины «Над лесным озером» (Ж 1392).

Комплексное технологическое обследование живописных работ на металле С.Светославского было предпринято в связи с реставрацией трех работ из десяти, проводившейся в 2007-2008 гг.

Десять живописных панно на металле – есть иллюстрации к повести А.К.Толстого «Князь Серебряный». Девять работ из десяти не подписаны; подписана лишь одна – где изображена финальная сцена в произведении – последнее свидание Елены с князем Серебряным – «Сцена в саду. Елена и князь Серебряный», 105х178 (Ж 1081). Все десять работ автором не датированы. Сохранилось три одноименных эскиза к работам на металле – это «Отдых Елены», холст, масло. 55х91,5 (Ж 1345); «Единоборство», холст, масло. 55,5х91,5 (Ж 1344); «Казнь крамольников», холст, масло. 55х87 (Ж 771); все три эскиза подписаны – подпись/фамилия автора находится в левом нижнем углу: С.Свътославскій. Согласно данным патолога, все работы (и панно на металле, и эскизы на холсте) датируются 1905-1908 гг. Считается, что исполнены работы для оформления дома С.С.Могилевцева.

При перечислении ниже, автор статьи посчитал делом уместным выстроить работы в том порядке, в котором бы художественное/живописное изображение соответствовало бы развитию литературного сюжета. Итак:

1. В Медведевке. Князь Серебряный и крестьяне. 105х178 (Ж 1084);

2. На мельнице. 105х178 (Ж 1089);

3. Отдых Елены. 105х178 (Ж 1082);

4. Встреча князя Серебряного в доме Морозова. 105х178 (Ж 1085);

5. Единоборство. 105х178 (Ж 1080);

6. Лагерь разбойников. 105х178 (Ж 1088);

7. Схватка с разбойниками в почивальне Ивана Грозного. 105х178 (Ж 1083);

8. Поединок. 105х178 (Ж 1086);

9. Казнь крамольников. 105х178 (Ж 1087);

10. Сцена в саду. Елена и князь Серебряный. 105х178 (Ж 1081). Картина подписана: С.Свътославскій. Подпись/фамилия художника расположена вдоль левой нижней кромки, нанесена черной краской, печатными буквами, с небольшим наклоном букв влево.

Все они выполнены на цельных цинковых листах и имеют форму, явно и непосредственно связанную с архитектурой. Верхняя часть листов имеет простую прямоугольную форму, а контур нижней кромки повторяет рисунок некоего полукруглого арочного проема в центре и две, такие же по форме, полуарки по бокам. По периметру листов – сквозные отверстия, вероятно, для крепления на плоскость.

Грунт на цинковых пластинах двух видов:

- двухслойный, где нижний слой, непосредственно лежащий на металле, яркого красно-оранжевого цвета: наполнитель – сурик свинцовый и свинцово-цинковые белила, связующее – масло. Верхний слой, находящийся под живописью, белого цвета: наполнитель – свинцовые белила, баритовые белила, связующее – масло. Двухслойный грунт присутствует в шести произведениях.

- и однослойный грунт, белого цвета, где наполнитель – свинцовые и баритовые белила, связующее – масло. Однослойный грунт присутствует в четырех произведениях.

Для изучения строения живописи были выполнены микрошлифы поперечных срезов живописи. На микрошлифах прекрасно видно, что в картинах с двухслойным грунтом, каждый слой грунта имеет разную толщину: тонкий слой сурика свинцового, используемого как антикоррозийное покрытие и, собственно грунт под живопись, который, как правило, имеет толщину в 1,5-2 раза больше, нежели слой сурика свинцового. В картинах с однослойным грунтом белый грунт по толщине и составу идентичен белому слою грунта в картинах с двухслойными грунтами. Слои грунтов и красочный слой имеют между собой четкие границы, что свидетельствует об определенной технологии подготовки и написания: то есть, после нанесения каждого слоя было достаточно времени, чтобы слой грунта либо красочный слой могли просохнуть.

Красочный слой во всех рассматриваемых произведениях нанесен a la prima, с последующей пропиской по уже просохшему красочному слою на светах и бликах (четкие границы между красочными слоями хорошо видны на микрошлифах). Красочный слой тонкий (грунт либо просвечивает, либо, иногда художник оставляет его открытым), имеет собственную открытую фактуру и, фактуру характерную, «сморщенную», образовавшуюся от избытка масляного связующего.

Пигментный состав в красочных слоях исследуемых произведений, в основном, одинаковый: это свинцово-цинковые белила, ультрамарин, синий кобальт, составной зеленый (берлинская лазурь с желтым кадмием), желтый кадмий, краплак, органический красный, охры, умбры, черная угольная. В работах «В Медведевке. Князь Серебряный и крестьяне». 105х178 (Ж 1084) и «Осада дома Морозова». 105х178 (Ж 1083) и в эскизах использованы цинковые белила. В картине «Отдых Елены». 105х178 (Ж 1082) в дополнение к вышеперечисленным пигментам обнаружены изумрудная зеленая (гидроскид хрома) и зеленый кобальт. Причем, пигментный состав красочного слоя в сохранившихся эскизах и законченных работах совпадает.

Картина «Над лесным озером». Холст, масло. 67х102 (Ж 1392, НХМУ) имеет подпись С.Свътославскій. Поступила картина в коллекцию музея в 1962 г. от Скляренко С.Д.

Приступая к исследованию данной картины, уже при первом визуальном осмотре обращало на себя внимание стилистическое несходство живописи картины с живописью эталонных работ художника. Недоверие вызывала и подпись. Все это побудило исследовать картину более детально. Параллельно с технологическими исследованиями велась архивная работа. Результаты архивных поисков см. доклад Л.Толстова «К вопросу о происхождении десяти панно С.Светославского из коллекции Национального художественного музея Украины». Здесь цитируем: «В газете «Киевская мысль» за 1914 год под рубрикой «5 выставка художников-киевлян» опубликовано произведение В.Козловского «Пуща-Водица», являющееся по композиции практически идентичным находящейся в собрании НХМУ картине С.Светославского «Над лесным озером». Ниже приводим технологические данные, полученные в ходе исследования картины «Над лесным озером», холст, масло- 67х102 (Ж 1392, НХМУ).

Холст фабричный, плотного полотняного плетения, двунитка. Сразу надо отметить, что холсты-двунитки, до сего времени, не зафиксированы в известных и исследованных нами произведениях С.Светославского из собрания НХМУ.

Формат картины изменен: об этом свидетельствует красочный слой картины, загнутый на подрамник в качестве кромок. На двух кромках – правой и нижней – сохранились старые пробоины от вбитых изначально гвоздей. На верхнем и левом крае картины кромки обрезаны.

Подрамник картины подвижной конструкции, на клинках. На верхней планке подрамника, в разных его частях, сохранилось несколько надписей карандашом, читабельных в ИК-излучении: Серг. Ив. Кив пл л 96 Магазинер Т.Л. орогож[ичи?], ниже – 37 кв 8, еще ниже – Мария Петр Скорупская.

Грунт (визуально) фабричный, двухслойный. Нижний слой очень тонкий, красноватого цвета. Верхний слой, непосредственно под живописью – светлый, слегка пожелтевший. Подобный грунт в исследованных нами произведениях С.Светославского встречается только один раз – в картине «Море», середины 1880-х (холст, масло. 38,2х69 (Ж 617, НХМУ).

Красочный слой картины претерпел разновременные вмешательства. При исследовании живописи картины в УФ-излучении были выявлены обширные записи по авторскому лаку в центральной части картины: на изображении озера и берега, корневища дерева, по контуру его ствола; сплошные разновременные записи просматриваются вдоль нижнего края картины, на изображении воды и берега справа.

В пигментах красочного слоя исследуемой картины обнаружен свинцовый крон (желтый хром), который в картинах С.Светославского практически не встречается (обнаружен только в одной картине). В исследованных нами картинах С.Светославского (около тридцати работ) в качестве желтого пигмента художник использует желтый кадмий, редко – охру (в качестве желтого пигмента охра желтая обнаружена всего в двух картинах). Не обнаружена в пигментном составе исследуемой картины киноварь, которая в обязательном порядке присутствует в пигментах красочного слоя всех исследованных нами картин С.Светославского.

Цвет в исследуемой картине составляется из двух, реже трех пигментов. Например, блик на освещенной части дерева – свинцовый крон и цинковые белила, а темный зеленый в теневых партиях на изображении деревьев – изумрудная зеленая, немного цинковые белила, отдельные включения ультрамарина. Тогда как цвет на исследуемых работах С.Светославского состоит из трех пигментов минимум, чаще четырех, пяти.

Подпись С.Свътославскій исследована под микроскопом, в УФ-излучении, ИК-излучении, сделан снимок в рентгеновских лучах, проведено визуальное сравнение подписи с исследуемой картины и эталонных образцов подписей художника. В процессе исследования области подписи под микроскопом обнаружены фрагменты предыдущей подписи (в углублениях красочного слоя между нитями холста) темного коричневого цвета, которая была стерта (вероятно, механически) с поверхности красочного слоя. Особенно хорошо просматриваются следы вмешательства на рентгенограмме (светлые участки потертостей по нитям холста образуют прямоугольник на месте бывшей подписи). Подпись, которую мы видим в данный момент, была нанесена непосредственно по красочному слою (четкую границу между красочным слоем картины и красочным слоем подписи мы видим на фотографии микросреза живописи) и сверху дополнительно покрыта лаком. Свечение покровного слоя с участка подписи значительно отличается от свечения авторского лака на не тронутых участках картины. Визуальное сравнение подписи на исследуемой картине с эталонным материалом выявило такие признаки не подлинности подписи как: не уверенное, не свободное написание букв подписи, старательное подражание в наклоне букв, неправильное написание букв (например, «в» и «л»). О том, что подпись была нанесена давно (по крайней мере, перед приобретением картины ее бывшим владельцем) свидетельствует кракелюр; уже общий для живописи и подписи.

Таким образом, полученные в ходе проведенных технологических исследований данные (при исследовании картин из цикла «Князь Серебряный»), позволяют говорить о технологических особенностях грунтов и пигментном составе палитры художника С.Светославского в произведениях живописи, созданных им за последние тридцать лет жизни и творчества.

Полученные данные – результаты проведенных технологических исследований картины «Над лесным озером» свидетельствуют о том, что мы, вероятно, имеем дело с фактом старой антикварной фальсификации. Подтвердить или опровергнуть наши выводы помогут будущие как технологические, так и архивные исследования корпуса работ С.Светославского из собрания НХМУ.

О.О.Рыжова
Национальный художественный музей Украины, Киев

В.А.Распопина
Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины, Киев

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.