Home Статьи О двух картинах Корнелиса Дрохслота – сына Йоста Корнелиса Дрохслота. К проблеме: мастер, мастерская, круг последователей

ArtLab

JA slide show

О двух картинах Корнелиса Дрохслота – сына Йоста Корнелиса Дрохслота. К проблеме: мастер, мастерская, круг последователей

Йост Корнелис Дрохслот (1586-1666) – утрехтский живописец, относится к тем малым голландцам, которые обладают собственным, узнаваемым стилем. Его картины имеют отличительную композицию, определенный набор изобразительных элементов, индивидуальную трактовку деталей.

Творчество художника не претерпело резких изменений и оставалось достаточно устойчивым и однообразным на протяжении всей жизни.

Выбор его тем ограничивался композициями на сюжет «Семь дел Милосердия», «Купальня Вифезда» и многочисленными сельскими, реже городскими пейзажами с множеством стаффажных фигурок.

Отзывы специалистов о творчестве И.К.Дрохслота достаточно сдержанны. Александр Бенуа называл его «простодушным и грубоватым»; Е.Ю.Фехнер пишет, что его картины более интересны как «иллюстрации оживленной жизни Голландии ХVII века, нежели своими художественными достоинствами».

Многочисленные варианты и повторения композиций на евангельский и др. сюжеты позволяют считать, что Йост Корнелис Дрохслот мог иметь хорошо налаженную мастерскую, а также круг последователей и подражателей, что может свидетельствовать о незаурядности мастера и его таланте, который был оценен и востребован еще при жизни. Известны имена его учеников.

Самым близким подражателем творчества Йоста Корнелиса Дрохслота является е го сын – Корнелис Дрохслот (1630 – после 1673), специализировавшийся на изображении крестьянских сцен и деревенских улиц. Считается, что его картины трудно отличить от работ отца. Подписные работы Корнелиса Дрохслота-сына хранятся в музеях Амстердама, Касселя, в частных собраниях. В русских музейных собраниях его работы либо отсутствуют, либо возможно «укрываются» под фальшивой подписью отца, что требует особого внимания при исследовании произведений, приписываемых К.Дрохслоту-отцу.

В 1998 г. в отдел экспертизы ВХНРЦ поступила работа, претендовавшая на авторство Йоста Корнелиса Дрохслота «Улица голландской деревни», (д., м. 74,5х109), однако, на картине была обнаружена подпись Корнелиса Дрохслота, сына указанного живописца. В справочнике по нидерландским художникам (A.V.Wurzbach. T.1. C.426) помимо небольшой биографии приводятся три варианта подписей К.Дрохслота-сына.

Подпись не исследуемой картине, которая при микроскопическом анализе была признана современной живописи, близка к первому варианту опубликованных автографов.

Характер живописных материалов и технических приемов исполнения указывали на голландскую школу живописи XVII столетия.

Картина с изображением улицы, окаймленной домами и деревьями, населенной множеством фигурок и сцен, некоторые из которых имеют юмористическую окраску, стилистически несомненно близка картинам К.Дрохслота-отца. В то же время, по уровню исполнения работа несколько уступала картинам Й.К.Дрохслота, а также имела некоторые отличия в рисунке и в фактуропостроении. В этом отношении можно отметить:

- большую схематичность и ритмичность форм в изображении облаков;

- меньшую, чем у отца, гибкость и четкость в изображении деревьев, стволы которых почти сплошь покрыты листвой;

- некоторую нечеткость в изображении фигур, на которых практически отсутствует темный контур, довольно часто присутствующий на картинах Й.К.Дрохслота-отца;

- заметную грубоватость в пластической лепке лиц персонажей переднего плана;

- своеобразную, в отличие от отца, точечно-выпуклую, почти гротескную трактовку лиц и фигур персонажей дальнего плана.

Все перечисленные черты, а также ряд менее существенных особенностей, при композиционной и типологической близости к творчеству отца, присущи почерку К.Дрохслота-сына.

Таким образом, на основании подписи, признанной подлинной, технологических признаков, соответствующих голландской технологии XVII века, стилистических особенностей, близких к работам Йоста Корнелиса Дрохслота, при выявленных индивидуальных приемах, было установлено авторство Корнелиса Дрохслота-сына и, в дальнейшем, взято нами за образец его творчества.

В 2002 году в ВХНРЦ на экспертизу поступила картина «Голландская деревня» как работа неизвестного художника (д., м. 33х51,50).

В правой нижней части картины, ближе к середине, находилась монограмма и дата: «Сd 1661» по способу нанесения позднего происхождения (лежит по кракелюру), однако, достаточно давняя, поскольку находилась под старым лаком.

Если монограмма по способу нанесения вызывала сомнения в подлинности, то по содержанию вполне могла указывать на принадлежность работы кисти Корнелиса Дрохслота, так как по стилю в картине просматривались явные аналогии с его творчеством. Прежде всего – в принципе построения композиции, в светотеневом ритме планов, в населенности пейзажа характерными стаффажными фигурками и др.

Сравнение фактуры живописной поверхности с фактурой работы К.Дрохслота-сына, несмотря на отличия в толщине красочного слоя, форме листвы и уровне исполнения, тем не менее, позволило отметить следующие аналогии:

- в несколько схематичном изображении облаков с круглящимися в виде лепестков световыми краями;

- в написании неба жесткими кистями сухим торцованным мазком;

- в отличительном светлом прерывистом контуре на стволах деревьев, основная часть которых почти всегда закрыта листвой;

- в написании трех типов трав (отдельным прямым мелким мазком, мазком в виде зубчатого частокола и диагональным мазком);

- в изображении домов со светлыми гранями и широкими шероховатыми световыми пятнами на боковых стенах;

- в рисунке и разработке крыш и пристроек;

- в написании фигур дальнего плана;

- в написании кистей рук у фигур переднего плана;

- в моделировке лиц и фигур персонажей: глаз, ноздрей, губ – темными точками; носов, щек, рук – светлыми выпуклыми точками.

Перечисленные особенности присущи и работам К.Дрохслота-отца, но у сына приобретают несколько утрированный и порой гротескный оттенок при более обобщенной и огрубленной пластике лиц.

Сравнительный анализ рентгенограмм исследуемой картины с эталоном показал их фрагментарное сходство в написании стволов, окаймленных светлыми контурами, в «шапках» темной листвы, в построении архитектуры, в изображении фигур переднего плана, фрагментах неба и др.

При просмотре в ИК лучах на исследуемой картине были отмечены композиционные изменения, не видимые визуально. Справа на дальнем плане видны два ствола, слева в глубине читается рисунок ветвей. Все это может свидетельствовать об оригинальности работы.

Приведем результаты исследований химического состава грунта и красочных паст эталона и исследуемой картины. На обеих картинах двухслойный грунт, не имеющий принципиального различия в наполнителе. В верхних слоях присутствуют свинцовые белила и охры в разных соотношениях. В нижнем слое основным наполнителем служит мел, в исследуемой картине – с примесью свинцовых белил. В обеих картинах нижний слой грунта втерт в поры основания. В составе голубой пасты неба на обеих картинах отмечается стандартный набор пигментов, характерный в целом для голландской школы живописи: смальта, свинцовые белила с примесью черного пигмента в исследуемой картине.

В результате проведенной комплексной экспертизы было установлено, что исследуемая работа, несомненно, относится к голландской школе живописи XVII века.

Сравнительный анализ стиля дает все основания сделать вывод о бесспорной близости работы к творчеству Йоста Корнелиса Дрохслота-отца (по первичным аналогиям) и с уверенностью отнести картину к его школе. В то же время, по ряду сходных признаков в фактуропостроении и на рентгенограммах с работами сына, произведение с наибольшей долей вероятности можно приписать кисти Корнелиса Дрохслота, картины которого имеют несомненные художественные достоинства и представляют собой симпатичные сцены повседневной и праздничной жизни горожан и крестьян далекого XVII столетия.

Творчество К.Дрохслота бесспорно можно отнести к школе живописи Йоста К.Дрохслота и числу его ближайших подражателей. Работал ли Корнелис в мастерской отца установить довольно сложно. Вероятно, об этом могла бы свидетельствовать общность технологии и технических приемов исполнения, что на данный момент доказать затруднительно, так как для этого нужна основательная база данных по технико-технологическим исследованиям произведений обоих художников.

А.Р.Киселева
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, Москва

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.