Home Статьи Художник Василий Маковский

ArtLab

JA slide show

Художник Василий Маковский

В 2001 году в Русский музей на экспертизу поступила картина «У речки» с авторством В.Маковского. В результате стилистического и технологического исследования авторство Владимира Егоровича Маковского (1846-1920) было подтверждено. Картина находилась в музее недолго: владелец неожиданно ее забрал. Основанием для атрибуции послужили подлинность подписи, нанесенной по сырому красочному слою: набор использованных художественных материалов и признаки старения, позволявшие датировать картину началом ХХ века. Не противоречили предложенному авторству и стилистические признаки «пейзажа-настроения» с  элементами жанра. Экспертируемая картина «выставочного размера (89х134 см) отличалась профессионализмом исполнения, продуманной композицией и благородным колоритом.

Вскоре на экспертизу поступил еще один пейзаж меньшего размера с аналогичной подписью – «В.Маковскій». Начертания букв подписи в этом этюде и в картине «У речки» полностью совпадали, но обе в некоторых деталях отличались от эталонных подписей В.Е.Маковского. Надо сказать, что подписи знаменитого жанриста за долгие годы его творчества претерпевали изменения: от ранних, еще не установившихся 1870-х годов к «классической», всем хорошо известной.

Зато ярко выраженный сиреневатый колорит этого пейзажа, который мы назвали «После дождя» (или «Лужа») разительно отличался от светлых пейзажей Владимира Егоровича Маковского, отсутствовало в нем и жанровое начало. В этой работе был обнаружен и специфический подготовительный рисунок, ставший впоследствии одним из атрибуционных признаков этого автора. Мы вспомнили, что те же признаки имела и ранее приходившая картина «У речки», которую мы ошибочно атрибутировали Владимиру Егоровичу. После поисков стало ясно, что автором пейзажа «После дождя» и картины «У речки» является один и тот же художник – Василий Михайлович Маковский.

Он родился в 1870 году, жил и работал в Киеве. Начальное художественное образование получил в Рисовальной школе Н.И.Мурашко. Видимо, его семья была не слишком обеспеченной, поскольку с 14 лет мальчик зарабатывал репетиторством. Его способности были отмечены Киевским обществом поощрения художеств (1890-1896), где молодой художник участвовал в выставках этюдов, рисунков и акварелей. С 1891 года Василий Маковский стал регулярно выставляться на выставках ТЮРХ в Одессе. После VI выставки удостоился эпиграммы, а после IХ – критике наряду со Столицей и Кандинским. Ситуация изменилась после того, как Маковский поступил в Академию художеств, где он учился с 1899 по 1903 год в пейзажной мастерской А.А.Киселева. С этого времени его пейзажи регулярно упоминаются в прессе с похвалой.

В 1903 году он получил звание художника за картину «Осеннее утро». Мы предполагаем, что именно эту картину с названием «У речки» мы ошибочно атрибутировали Владимиру Егоровичу Маковскому.

Известно, что в Петербурге он стал действительным членом Общества учителей рисования. Вскоре после окончания Академии художник вернулся на родину. Последний раз его имя упоминается в связи с Весенней выставкой картин 1918 года в Киеве.

На сегодняшний день мы приписываем Василию Михайловичу Маковскому 9 работ, проходивших у нас экспертизу.

Самая ранняя из них – «Сирень», датированная 1893 годом (холст, масло, 60х44 см; слева внизу: «В.Маковскій 1893г.»). Это вполне учебный незатейливый натюрморт уже имеет некоторые признаки индивидуального авторского почерка: фактуру, колорит.

В 1897 году с VIII выставки ТЮРХ была продана его картина «Октябрь», к сожалению, нам не известная, и с этого времени художник выступает в основном как пейзажист.

1900 годом датирован живописный этюд «Рожь» (холст, масло, 25х49,5 см; слева внизу: «В.Маковскій. 1900 г.»; с хорошо разработанным подготовительным рисунком.

В 1901 году написан «Зимний пейзаж с водяной мельницей» (холст, масло, 64х86,5 см; слева внизу: «В.Маковскій 1901 г.»).

Небольшая картина «Сенокос» 1902 года (холст, масло, 31х46 см; справа внизу: «В.Маковскій. 1902 г.») отличается свежестью и живописностью, легким, разнообразным мазком. Вместе с тем, с такой свободной живописью сочетается хорошо разработанный подготовительный рисунок, видимый в инфракрасной области спектра. Некоторые детали, проработанные в подготовительном рисунке, скорее всего натурном, не вошли в картину.

Этим же временем можно датировать и этюд «Околица» (холст на картоне, 29х40,5 см), с фальшивой подписью Ефима Волкова в правом нижнем углу. Несколько выше и левее от нее сохранились остатки соскобленной авторской подписи и даты. Манера письма: светлая палитра, колорит, в котором преобладает противопоставление холодных ярко-зеленых и сизых тонов с розовыми, живая разнообразная фактура живописи указывают на авторство Василия Михайловича Маковского. Аналогичен эталонному и подготовительный рисунок.

Уже упомянутую картину «После дождя» мы сопоставляли с большой картиной «У речки». Последняя работа выделяется среди остальных своим форматом, сюжетом и композицией, в которых заметно влияние творчества А.А.Киселева, Академии художеств и модных течений начала века. Этот «пейзаж настроения» несомненно написан художником, уже получившим образование, и, скорее всего, именно за эту картину в 1903 году он получил звание художника. Холодно-фиолетовая сдержанная гамма и обобщенный подготовительный рисунок объединяют эту картину со свободным, быстро написанным натурным этюдом «После дождя», который мы датируем этим же временем -1903 годом.

К петербургскому периоду относится замечательный пейзаж «Крестовский остров» (картон, масло, 30,5х47 см; справа внизу: «С.П.Б.В.Маковскій». В нем хорошо виден эффектный свободный подготовительный рисунок, выверенный сдержанный «петербургский» колорит и фактура, прорабатывающая детали. Самую яркую характеристику почерка художника дает рентгенограмма.

1905 и 1906 годами датированы две подписные графические работы Василия Маковского с малороссийскими видами (оба листа – 21х37 см). Они опубликованы в каталоге аукциона в Уппсале.

«Сельскому пейзажу» 1907 года (холст на картоне, масло, 31х59 см; справа внизу: «В.Маковскій 1907 гг.») присущи все характерные черты манеры художника: рисунок, колорит, живописная фактура. В нем заметна мастеровитость уже зрелого художника.

Последняя известная нам работа В.Маковского, которую мы датируем 1910-ми годами, - «Весна в предместье Киева» (холст, масло, 46х66 см; справа внизу: «В.Маковскій. Кіевъ». В ней художник по-прежнему много внимания уделяет подготовительному рисунку, однако палитра становится богаче, а колористическое решение свободней и уверенней, и, как обычно, обращается к любимым «горячим» протиркам с примесью ярко люминесцирующего в ультрафиолете краплака, которые эффектно подчеркивают тени под кровлями и стволы ив, отражения в тихой глади водного разлива деревьев и плетня. Фиолетовые тона становятся ярче и звучнее, а фактура зелени – разнообразней. Этот натурный пейзаж замечательно передает настроение тихой весенней радости.

Конечно, представленный материал не дает исчерпывающего представления ни о личности, ни о творческой биографии Василия Михайловича Маковского. Тем не менее, выражаем надежду, что нам удалось продемонстрировать некоторые индивидуальные признаки живописной техники этого художника, которые помогут не повторить наших ошибок при атрибуции.

А.Ю.Богданов
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.