Home Статьи Исследование и атрибуция картины Х.В.Версхюринга «Чудо с курицей и лавром»

ArtLab

JA slide show

Исследование и атрибуция картины Х.В.Версхюринга «Чудо с курицей и лавром»

В фондах музея Академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве (ранее именовавшейся Киевским художественным институтом) хранится произведение неизвестного художника «Пейзаж с мифологическим сюжетом» (х., м., размер после реставрации 114,5х148,7 см; инв.№ 73). Экспертиза и атрибуция картины были осуществлены одновременно с ее реставрацией (Т.Р.Тимченко) в 1997-1998 годах. Источник и дата поступления ее в музей неизвестны. Мы полагаем, что произведение происходит из частной коллекции и могло после революции попасть в Музейный фонд либо в один из киевских музеев, а в 1924 году (время организации музея Киевского художественного института) или несколько позднее было передано туда. В пользу этого предположения свидетельствуют следы реставрации на картине: после укрепления краев авторского и дублировочного холстов, кромки ее были оклеены полосками газет, отпечатанных (судя по тексту) в советской Украине 1930-х годов.

На картине изображен парк с античными руинами и скульптурами, стилистически представляющими несколько фантастический конгломерат античности и ренессанса.

Все пространство картины заполнено человеческими фигурами, одежда которых представляет собой условное соединение античных, восточных и западноевропейских элементов. Передний план картины занимают более десятка охотничьих собак. Семантическим центром картины является левая группа людей у подножия большой вазы, представляющая знатную даму в окружении служанок. Изумленный взгляд дамы устремлен на пролетающую над ней хищную птицу, которая держит в когтях белую курицу с зеленой веткой в клюве. Лишь немногие из окружающих успели заметить птиц. Группа справа представляет всадника в красном одеянии и темно-синей шляпе с пером, и воина в шлеме и латах, который обращает внимание всадника на происходящее. Композиции картины присуща кулисность.

Живопись – многослойная, с широким применением лессировок, разнообразная по фактуре. Картина имела следы разновременных реставраций, а также многочисленные повреждения основы, красочного и покровного слоев.

Пейзаж с античными скульптурами и руинами указывал на итальянизирующее происхождение картины, в тоже время композиция с ее открытым пространством и низким горизонтом, с большим количеством относительно мелких фигур и деталей, а также некоторые особенности живописной техники (тонкое лессировочное письмо) свидетельствовали скорее о голландской школе живописи. Это позволило предположить, что автором картины является голландский живописец XVII века, работавший в Италии. Известно, что с развитием связей между обеими странами поездки голландских художников в Италию стали в начале 1620-х годов массовыми, и в 1623 году в Риме была основана колония «Бентвогельс» («Клуб перелетных птиц»). Как указывает Ю.А.Тарасов, создание «Бента» было своеобразной формой протеста против привилегированного положения Академии св. Луки. Итальянизирующая голландская пейзажная живопись того времени развивалась в двух направлениях: т.н. аркадский и реалистический пейзаж.

Этой гипотезе не противоречили и результаты физико-химических исследований. Выяснение технологических особенностей заключалось в изучении микросрезов живописи с применением эмиссионного спектрального анализа (канд. химических наук Л.Н.Лугина). Произведение написано на среднезернистом (15х17 нитей) холсте полотняного плетения. Грунт двухслойный: нижний слой (60-100 мкм) составляют желтая охра на клеевом связующем (животный клей); верхний (80-170 мкм) (серого цвета) – свинцовые белила, растительная черная, охры на масляном связующем. Красочный слой в изображении неба (толщиной 50 мкм) также двухслойный: нижний представляет собой обесцветившуюся со временем смальту (теплого серого оттенка), верхний – натуральный ультрамарин со свинцовыми белилами. Изображение кроны деревьев (толщиной 65 мкм) поверх неба положен слой охры, перекрытый сверху зеленой медьсодержащей краской. Кроме названных пигментов, в красочном слое были обнаружены также натуральная киноварь, красная охра, умбра, растительная черная; свинцовые белила содержат микропримесь серебра.

Использование цветных двухслойных грунтов, с верхним слоем серого цвета было характерно для европейской живописи XVII века, в частности – Италии и Голландии; на это же время указывает и набор пигментов. Уже в XVIII веке упомянутые выше пигменты вытесняются более дешевыми: натуральный ультрамарин и смальта – берлинской лазурью, натуральная киноварь – красной охрой.

Гипотеза была окончательно подтверждена, когда во время дальнейшего исследования, на цоколе фонтана в правой части картины была выявлена полустертая авторская подпись: «H.VERSCHUING/ fe[cit anno] 16[6…]. Исследования подписи на микроуровне, в инфракрасных лучах и видимой люминесценции, возбуждаемой ультрафиолетовыми лучами, подтвердили ее аутентичность. Отсутствие буквы «R» в подписи не вполне ясно: возможно, это пятый вариант написания фамилии художника (кроме уже известных –Verschuyring, Verschyring, Verschuuring, Verschuringh). Третья цифра даты – предположительная реконструкция по остаткам штрихов.

Из литературы известно, что Хендрик Версхюринг (1627, Горинхем – 1690, Дордрехт) – голландский живописец и гравер. Родился в семье капитана от инфантерии голландской армии. Учился в Горкуме у Д.Говертса, затем в Утрехте у Я.Бота. В 1646 году продолжил свое образование в Италии, где «проявил себя как искусный художник охотничьих сцен, баталий, а также пейзажей, декорированных руинами древних памятников». По возвращении на родину (в 1654 или 1662 году) писал преимущественно военные сцены. Трагически погиб – утонул в реке Маас близ Дордрехта. В музеях Украины его произведений нет. Работы Х.Версхюринга хранятся во многих музеях Европы, в частности, в Лондоне, Гааге, Дрездене, Лейпциге, Мюнхене, Роттердаме, С.-Петербурге, Риге. В основном – это батальные сцены, городские пейзажи, жанровые сцены, портреты. Единственная историческая картина мастера находилась в Дрезденской картинной галерее («Христос по дороге на Голгофу», х., м., 80,5х122). Однако сюжет, близкий к исследуемой нами картине, в доступных нам источниках не обнаружен. В то же время, при сравнении двух графических работ художника, хранящихся в ГМИИ им. А.С.Пушкина, с нашей картиной стала очевидной их значительная близость. Особенно это касается рисунка «Выезд на охоту» (б., кисть, тушь, 22х18,7, инв. № 4747). Характер изображения фонтана, вазы с рельефом, деревьев, лошадей, всадника, а также охотничьих собак, одна из которых пьет воду из фонтана, - все это давало основания предположить авторство Х.Версхюринга и для нашей картины.

Идентификация сюжета произведения вызвала определенные трудности. По нескольким причинам была отвергнута версия о чисто аллегорическом характере картины, в первую очередь, вследствие повествовательности и психологизма сцены. Затем пришлось отказаться от предположения о мифологическом характере сюжета. Более плодотворным оказалось обращение к истории Древнего Рима. Известно, что искусству гадания и истолкования знамений, перешедшему от этрусков, отводилась немаловажная роль, в частности, в жизни римских императоров. Знамения сопровождали их восшествие на престол и конец правления. Особо выделялись «птичьи знамения» - ауспиции (от лат. aves – птица и spesio – наблюдать). Считалось, что птицы подают знак полетом (орлы, коршуны), криком (вороны, совы) и т.д. Чаще всего в знамениях, связанных с императорами, фигурировали орлы – атрибут Юпитера и царской власти, и тогда они несли радостную весть. Тит Ливий приводит такие знамения в связи с Ромулом, Тарквинием Древним, Светоний Транквилл – с Тиберием, Гальбой и другими.

Еще одно знамение (т.н. «Чудо с курицей и лавром») описано у Плиния (15, 40, 136-137), Диона (48, 52 в рассказе о 37 г. до н.э.), а также у Светония (кн.7,1). Очевидно, именно этот эпизод лег в основу картины Версхюринга. Светоний описывает его следующим образом: «Род Цезарей пересекся с Нероном. На это еще задолго указывали многие знамения, особенно же наглядно следующие два. Когда-то Ливия, тотчас после брака с августом, ехала в свою усадьбу в Вейях, как вдруг над нею появился орел, держа в когтях белую курицу с лавровой веточкой в клюве, и как похитил, так и опустил ее Ливии на колени. Курицу она решила выкормить, а веточку посадить, и цыплят развелось столько, что до сих пор эта вилла прозывается «Куриной», а лавровая роща разрослась так, что цезари для триумфов брали оттуда лавры, а после триумфов всякий раз сажали новые на том же месте, и замечено было, что при кончине каждого засыхало и посаженное им дерево. И вот, на последнем году жизни Нерона и роща вся засохла на корню, и все куры, какие там были, погибли. И тотчас затем ударила молния в храм Цезарей, и со всех статуй сразу упали головы, а у статуи Августа даже скипетр выбило из рук».

Таким образом, первое из описанных знамений («Чудо с курицей и лавром») и стало сюжетом картины Версхюринга. Художник изобразил момент, когда орел уже почти подлетел к Ливии и готовится опустить ей на колени курицу. Только Ливия и немногие ее приближенные заметили птиц, остальные увидят их через мгновение. Версхюринг перенес сцену с дороги на саму виллу, находившуюся, согласно Плинию, «на девятой миле по Фламиниевой дороге», и придал действу некоторую театрализованность и в то же время – психологизм. Композиция наполнилась слугами, воинами, животными. Очевидно, изображенные в парке рельефы со сценами борьбы, жертвоприношения, оплакивания намекают на судьбу рода, а большая статуя справа изображает одного из Цезарей.

По-видимому, картина была написана после возвращения художника на родину как своеобразное воспоминание об Италии. Не следует искать в ней историческую точность в изображении архитектуры, скульптуры, костюмов. (В том числе – всадника в правой части картины). Аналогичное изображение мы видим на упомянутом рисунке Версхюринга «Выезд на охоту». Вполне современный художнику образ всадника, повернутого к зрителю, вносит в произведение элемент непосредственного переживания событий прошлого.

Таким образом, голландский художник, автор баталий и пейзажей, воспроизвел в картине то, что было для него действительно существенным: момент душевного смятения людей на фоне любимого им итальянского пейзажа.

В доступных нам источниках не встречаются упоминания о подобных сюжетах в творчестве Версхюринга. Возможно, это – единственная сохранившаяся картина Х.Версхюринга на историческую тему. Кроме того, она гораздо крупнее всех известных нам картин художника. Однако данное произведение интересно еще и тем, что оно в какой-то мере выходит за рамки голландской школы благодаря своему сюжетному и образному наполнению и свидетельствует о взаимовлиянии европейских культурных традиций.

Т.Р.Тимченко
Академия изобразительного искусства и архитектуры, Киев

В.И.Цитович
Объединение «ВМК-Эксперт», Киев

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.