Home Статьи Реконструкция альбомов М.Врубеля как способ уточнения датировок

ArtLab

JA slide show

Реконструкция альбомов М.Врубеля как способ уточнения датировок

                                     

 

  Музейное собрание рисунков и акварелей М.А.Врубеля насчитывает 170 единиц хранения. Большую часть составляют работы так называемого киевского периода. Они достаточно хорошо изучены и давно введены в научный обиход. И все же часть произведений не поддается точной датировке. Авторская датировка присутствует только на шести графических работах. Трудности возникают в основном в датировке натурных набросков, так как их практически невозможно связать с фактами биографии, письмами и другими документами. Почти на всех этих набросках Н.А.Праховым в 1940 году были проставлены даты, которые часто грешат неточностью и в которых он сам не был уверен. Иногда на лицевой стороне наброска он пишет: «1886 г.», а на оборотной: «1885 г.» (например, на рисунке «А.В.Прахов за чтением» и других). Встречаются разные датировки одной и той же работы и в каталогах выставок.

   Во время работы над каталогом произведений М.Врубеля было замечено, что многие наброски и зарисовки выполнены на листах одного размера (с незначительными расхождениями) и имеют одинаковую фактуру основы, то есть являются листами из разброшюрованных альбомов. О существовании разнообразных «киевских» альбомов свидетельствуют и воспоминания современников художника. Врубель пользовался альбомами разного формата и качества: «карманного» формата; с позолоченным обрезом; детскими альбомами для рисования Елены Праховой; альбомами, приобретенными в Италии во время поездки 1884-1885 годов, и другими. Врубель обычно делал зарисовки одновременно в разных альбомах, каждый из которых мог заполняться рисунками на протяжении одного-двух лет.

   Сравнительный анализ бумаги позволил из разрозненных листов, хранящихся в музейном собрании, частично реконструировать пять альбомов. Реконструированные альбомы датировались по входящим в них листам с точной датировкой.

   Альбом. 1884-1885. Размер листов 28х20,5: «Голова Христа» (Рг-976); «Портрет Н.И.Мурашко» (Рг-3270); «Куреневка со стороны Кирилловской церкви» (Рг-3286); «Тополь» (Рг-3272); «Э.Л.Прахова (слушает музыку)» (Рг-3263); «Е.А. и Э.Л.Праховы (слушают лекцию)» (Рг-3264); «Э.Л.Прахова и М.Ф.Ершова за работой» (Рг-3261); «Портрет писателя В.Л.Кигна (Дедлова)» (Рг-3267).

   В этом альбоме точную датировку имеет рисунок «Голова Христа» - этюд для иконостаса Кирилловской церкви. Известно, что он был выполнен в 1884 году до отъезда в Венецию. Реконструкция этого альбома позволяет уточнить датировку других произведений. Например, «Портрет писателя В.Л.Кигна» датирован 1887 годом, в то время как реконструкция альбома дает более раннюю датировку (1884-1885). В пользу новой датировки говорят воспоминания В.Кигна (Дедлова) о встречах с М.А.Врубелем, опубликованные в петербургской газете «Неделя»: «Познакомились мы лет двенадцать тому назад. Это было в киеве на даче в чудной местности. Чудный старый парк; холмы и пригорки, точно театральная декорация; пруды, тополи, теплые малороссийские ночи. Художник работал тогда над иконостасом для реставрируемой Кирилловской церкви». (Работа над иконостасом велась в 1884-1885).

   Альбом. 1885-1886. Размер листов 28х21,4: «Художник П.А.Скляров» (Рг-3268); «А.В.Прахов за чтением» (Рг-3257); «Портрет А.В.Прахова, отдыхающего» (Рг-3260); «Е.А.Прахова» (Рг-3287); «Э.Л.Прахова за пяльцами» (Рг-3262); «Портрет Э.Л.Праховой во время болезни» (Рг-3258).

   Бумага этого и предыдущего альбомов имеет большое сходство. Различны только фактура оборотной стороны и ширина листов. В реконструированном альбоме нет листов с точной датировкой. Акварель «Э.Л.Прахова за пяльцами» в разных каталогах датируется 1884 или 1884-1885 годами. Но на обороте этого листа есть набросок обложки с авторской надписью в заглавии: 1886 год, что говорит в пользу датировки 1885-1886 годы. На оборотной стороне трех набросков из этого альбома сохранились детские рисунки. Очевидно, об этом альбоме писал Н.Прахов: «Останавливаясь по пути в Кирилловское у нас на даче, Михаил Александрович брал подвернувшийся под руку детский альбом для рисования моей старшей сестры и начинал рисовать в нем или писать акварелью кого-нибудь из членов нашей семьи, чаще всего – маму за какой-нибудь работой».

   Альбом. 1886. Размер листов 12,6х8,8: «Брошь «Две подковы» (Рг-3282); «Старинный персидский ковер» (Рг-2452); «Деталь персидского ковра» (Рг-2453); «Старинная китайская парча» (Рг-2454); «Деталь китайской парчи» (Рг-2455).

   Маленький альбом с набросками китайской парчи и персидского ковра также упоминается в воспоминаниях Н.Прахова. Ковер, принесенный старьевщиком, послужил толчком к написанию композиции «Восточная сказка», над которой Врубель работал в 1886 году. Поэтому наброски с изображением ковра являются определяющими в датировке этого альбома.

   Известно, что в «киевский» период Врубель подрабатывал уроками рисования. Врубелевская система преподавания заключалась в том, что художник делал карандашные зарисовки с натуры, а ученицы наблюдали за его работой, В 1910 году 10 листов с изображением ирисов, азалий и других цветов, выполненных М.Врубелем, поступили в Киевский художественно-промышленный музей от Е.П.Бунге – одной из учениц художника. В 1934 году они были переданы в Киевский музей русского искусства. 7 из 10 листов имеют одинаковый размер и фактуру, то есть являются листами еще одного «киевского» альбома. Уроки киевским дамам Михаил Александрович давал в 1886 и 1888 годах, что и отражено в датировке альбома.

   Альбом. 1886 или 1888. Размер листов 24х15,8: «Белый ирис» (Рг-981); «Красная азалия» (Рг-993); «Красная азалия. Два цветка» (Рг-992); «Розовая азалия» (Рг-987); «Белая азалия с листьями» (Рг-1616); «Орхидея» (Рг-2211); «Красная роза» (Рг-978).

   Летом 1887 года Врубель жил в имении Я.В.Тарновского в селе Мотовиловка. Из документальных источников известно, что итогом пребывания у Тарновских стали акварельные эскизы для росписи Владимирского собора. Тогда же были выполнены и два наброска с изображением фигуры Христа для композиции «Воскресение» и рисунок «Моление о чаше». Рисунки выполнены на листах одного размера имеют два закругленных угла и позолоченный обрез. На такой же бумаге исполнены хранящиеся в музее «Автопортрет» и «Голова Пророка». Очевидно, что они являются листами одного альбома.

   Альбом. 1887. Размер листов 19,8х11,5. Обрез позолоченный, два угла скруглены: «Христос» (Рг-2034); «Христос» (Рг-2035); «Моление о Чаше» (Рг-977); «Автопортрет» (Рг-172); «Голова Пророка» (Рг-178).

   Определяющими здесь являются рисунок «Моление о Чаше» и подготовительный наброски к композиции «Воскресение», выполненные в 1887 году. Следовательно, входившие в альбом «Автопортрет» и «Голова Пророка» были исполнены около 1887 года. Ранее первый рисунок имел расплывчатую датировку – 1880-е годы, а второй был отнесен ко времени работы над иконостасом Кирилловской церкви. Упоминание об этом альбоме можно обнаружить в каталоге выставки «Українське малярство ХVIII-ХХ сторіч». Один из набросков «Христос» экспонировался отдельно, а второй – в альбоме, в который входила и акварель «Бедуин» (местонахождение не установлено). Альбом поступил в Киевский художественно-промышленный музей в 1911 году от Я.В.Тарновского и значится в отчете музея как карманный альбом М.А.Врубеля с 9-ю его рисунками карандашом и акварелью, исполненными во время пребывания в с. Мотовиловка. В Киевский музей русского искусства 5 из 9 рисунков были переданы в разброшюрованном виде.

   Большинство врубелевских альбомов дошло до нас в виде отдельных листов. Причем в научный обиход они введены не как листы из альбомов, а как самостоятельные произведения. Исключение составляют рисунки и акварели из так называемого «венецианского» альбома. Альбомы художника – это своеобразная форма личного дневника. Зарисовки, эскизы, надписи расположены в них, как правило, в той последовательности, в которой их заносили в альбом. Иногда это позволяет восстановить хронологию увиденного или задуманного художником. Разрозненные рисунки такой возможности не дают. Реконструкция альбомов «киевского» периода позволяет увидеть процесс работы Врубеля над натурой хронологически более точно.

 

                                                  Н.Е.Агеева

                    Киевский музей русского искусства, Киев, Украина

 

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.