Home Публикации Наши публикации По итогам XVIII научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

ArtLab

JA slide show

По итогам XVIII научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

21-23 ноября 2012 года в Москве Государственной Третьяковской галереей совместно с объединением «Магнум Арс» проводилась ежегодная конференция по вопросам атрибуции и экспертизы произведений изобразительного искусства.

С докладами выступили ведущие специалисты из разных городов России, Украины и Беларуси. Программа конференции включала пленарные заседания, стендовую сессию и тематические дискуссии.

Конференция стала традиционной площадкой для профессионального обсуждения вопросов научной работы по атрибуции произведений живописи, скульптуры, графики, иконописи, предметов декоративно-прикладного искусства. Темы, которые охватывала нынешняя, уже 18-я по счету конференция, - от древнерусского искусства до живописи второй половины ХХ века. Особое внимание на конференции традиционно уделялось вопросам проведения технологических исследований. Такие конференции дают возможность плодотворного обмена мнениями, наблюдениями, выводами между сотрудниками музеев, реставрационных и экспертных центров. В центре внимания были наиболее интересные доклады:

  1. Кочетков И.А. (Государственная Третьяковская галерея), Баранов В.В. (ГосНИИР) «Икона «Богоматерь Умиление» типа Яхренской из собрания Третьяковской галереи. Проблемы атрибуции». Авторами проведена атрибуция иконы (15 в.) на основании исследования химического состава пигментов и старой технологии изготовления деревянных основ-щитов (ель) с использованием торцевых шпонок, характерных для древних икон, известных с XI в.
  2. Римская-Корсакова С.В. (Государственный Русский музей) «Ищем автора. О двух морских пейзажах, ошибочно приписанных А.П.Боголюбову». В результате проведенной искусствоведческой экспертизы картины (с фальшивой, как выяснилось, подписью Боголюбова) показано, что живопись принадлежит другому автору, британцу Джозефу Хорлору. Найдена также парная работа исследованной автором, что характерно для манеры исполнения парных работ Хорлора.
  3. Гудыменко Ю.Ю. (Государственный Эрмитаж) «Два варианта картины Константина Маковского «Петр Великий в своей мастерской» из собрания Государственного Эрмитажа». На основании искусствоведческого исследования неподписной портрет Петра Великого (из запасников Государственного Эрмитажа) атрибутирован авторством К.Маковского в результате сравнения с другим подписным портретом Петра Великого в своей мастерской.
  4. Агеева Н.Е. (Киевский национальный музей русского искусства), Руденко И.И. (Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины) «Характерные особенности бумажной основы произведений М.А.Врубеля». В работе представлены результаты многолетней работы авторов по исследованию бумаги 150 рисунков М.А.Врубеля, выполненных в 1860-80-е гг. в различные периоды его жизни. Показаны основные типы бумаги, которой отдавал предпочтение художник.
  5. Денисов М.Е. (Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки) «О «новых» работах Александра Дейнеки». Проведено исследование оригинальных и «фальшивых» работ Александра Дейнеки. Показано, как с помощью компьютерных программ можно идентифицировать подделки, выполненные путем монтажа современных картин и фотографий.
  6. Соловьева Л.В. (Музеи Московского Кремля) «Вопросы атрибуции итальянских готических потиров с прозрачными эмалями из отечественных собраний». Сравнительный анализ с известными готическими потирами из европейских музеев показал, что исследованные потиры из собрания Московского Кремля изготовлены итальянскими мастерами и по технике нанесения прозрачных эмалей по серебряному рельефу относятся к концу XIII - началу XIV вв.
  7. Виленский Я.Э (Государственный Эрмитаж) «Атрибуция как история предмета. Марки, подписи, архивные данные. На примере двух морожениц Севрской мануфактуры». Атрибутированы две мороженицы из столового сервиза, изготовленного на Севрской мануфактуре в начале XIX-го столетия и подаренного Наполеоном князю Румянцеву-Задунайскому. Атрибуция была выполнена на основании исторических источников, хранящихся на мануфактуре, а также на основании сравнения с двумя тарелками из того же сервиза, закупленными ранее Эрмитажем.

Украина была представлена работами специалистов из БНТЭ «Арт-Лаб», а также Национальной Академии изобразительного искусства и архитектуры, Национального научно-исследовательского реставрационного центра, Киевского национального музея русского искусства, музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника и Сумского областного художественного музея им. Н.Х.Онацкого.

Высокую оценку и интерес вызвал доклад «Цинковые белила в масляной живописи и грунтах как датировочные признаки в работах художников конца XIX – начала ХХ столетий» ведущего научного сотрудника БНТЭ «Арт-Лаб», к.х.н. С.А.Бискуловой. В докладе проанализированы данные по использованию различных белил (свинцовых, цинковых, титановых, их смесей) в грунтах и красках, начиная с древности и до наших дней. Также выполнено исследование старения масла в цинковых белилах в более чем 200 работах русских, украинских художников при помощи физико-химических методов (РФА и FTIR-спектроскопия). Показана возможность датировки картин, выполненных цинковыми белилами на основании сравнения  рассчитанных коэффициентов старения масла, а также по наличию микропримесей в белилах. В дискуссии по этой проблеме приняли участие крупные специалисты в области экспертизы и атрибуции: Ю.И.Гренберг, С.А.Писарева (ГосНИИР), С.В.Римская-Корсакова (Государственный Русский музей), И.Е.Ломизе (Государственная Третьяковская галерея), И.А.Григорьева (Государственный Эрмитаж), Н.Н.Бронд, А.Ю.Чикшиев (МГУ, физический ф-т), Б.Б. Лукьянов (Институт наследия, Москва).

посмотреть постер  Цинковые белила в масляной живописи и грунтах как датировочные признаки в работах художников конца 19-го–начала 21-го ст.

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.