Home Публикации Наши публикации Технологические особенности живописи Д. Бурлюка II пол. XX стол.

ArtLab

JA slide show

Технологические особенности живописи Д. Бурлюка II пол. XX стол.

В конце 20?го ст. возрос интерес к творчеству Бурлюка-художника1,2, о чем свидетельствуют ряд выставок, прошедших в Украине, России3,4,5. Но самая внушительная посмертная выставка Бурлюка была организована в Украинском музее в Нью-Йорке «Футуризм и после: Давид Бурлюк (1882-1967)» в 2008-2009 гг., где было представлено более 100 работ художника6. Рекорд продаж работ Бурлюка состоялся в 2007 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне, когда его работа «В церкви», холст, масло, 51 x 40,5, 1922 г. была продана за 650 000$ при стартовой стоимости 160 000 $.

Такая возросшая популярность имеет оборотную сторону – участились случаи подделывания работ Давида Бурлюка. В течение жизни Д. Бурлюк многократно менял направления, стили, по-разному датировал работы (так, в последние годы жизни по памяти воспроизводил сюжеты 10?20?х годов и датировал их соответственно этими годами). При этом он до конца дней был очень работоспособен – всего за долгую творческую жизнь Бурлюком было создано около 18 000 полотен, около 14 000 – относится к американскому периоду его творчества.

Целью настоящего исследования явилось изучение технологии работ Бурлюка позднего американского периода (40?60?е гг. 20?го столетия) – исследование основ, состава грунтов, белил, пигментного состава, определение типа связующего, старение масла, установление появления новых пигментов и материалов, и на основании полученных данных датировка работ. Задача осложнялась тем, что во второй половине 20?го века появилось много технологических новинок в области лакокрасочных производств, включая материалы для живописи. В США они появлялись и внедрялись в практику художников на 5-15 лет раньше, чем в Европе. Потому перед нами стояла достаточно трудная задача - из пласта работ Бурлюка, относящихся к последним десятилетиям его жизни, выявить материалы и техники, которые однозначно относятся к годам жизни художника, попытаться определить его основную палитру. Наш опыт и опыт зарубежных коллег показывает, что палитра художника сродни почерку – у каждого есть свои излюбленные цвета и их сочетания, которым они остаются верны на протяжении всего творчества. Очень помогла в этом не опубликованная работа научного сотрудника Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины Лугиной Лидии Николаевны по исследованию технологи красок, используемых в работах Бурлюка из фондов, хранящихся в украинских музеях (это живопись первой четверти 20?го века)7,8.

Нам было предоставлено более 30 работ Бурлюка из частных коллекций, подлинность большей части которых не вызывала сомнения. Все работы относятся к позднему периоду творчества художника, 4 работы из которых датированы. Следует отметить, что при экспертизе ряд работ вызвал сомнение (наличие титановых белил по составу более 50%, акрилового полимера в качестве связующего и т.д.), поэтому целью было выявить повторяемость тех или иных материалов и пигментов в работах Д. Бурлюка. В предыдущих наших сообщениях были представлены палитры художников последней четверти 19?го – первой четверти 20?го ст. (М. Ткаченко) и второй трети 20?го ст. – до 1960 г. (О. Романовой)9,10. Представлялось интересным исследовать палитру Д. Бурлюка, поскольку в последние годы творчества художника (40?60?е гг.) можно было ожидать не только появление всех синтезированных в 20?м ст. пигментов, но также новых синтетических полимерных связующих – акриловых и поливинилацетатных (ПВА). При этом мы использовали следующие методы – микроскопия, УФ люминесценция, ИК рефлектография, РФА и ИК спектроскопия с Фурье преобразованием. Все методы, кроме последнего, были неразрушающими (проведены без отбора проб)9,10.

В исследуемый нами период творчества, называемый «поздним Бурлюком», художник писал в основном натюрморты и пейзажи, жанровые сцены этнографического характера, реже портреты, небольшого размера на различных основах – холстах, холстах на картоне, древесно-волокнистой плите (ДВП), фанере, дереве. Работы этого периода небольшого формата, а в последние годы, когда художнику было трудно стоять за мольбертом, он рисовал на маленьких дощечках, часто круглой формы, на которых были отображены все свойственные Д. Бурлюку стили и жанры.

В работах использованы преимущественно эмульсионные, масляные, клеевые грунты. Также обнаружены в 3 работах грунты на основе сополимера метакрилата (МЕА) и ПВА11. Грунты выполнены как фабричным способом, так и нанесены автором. В некоторых случаях наблюдались двухслойные грунты. В качестве наполнителей грунтов использованы чаще мел, гипс (в 3 работах), баритовые белила, охра, каолин и сульфат стронция, грунт не обнаружен в 8 работах.

Подписи – в большинстве работ подписи выполнены латиницей «Burliuk», в двух работах - кириллицей «Бурлюк». В 19 работах подписи нанесены по полувысохшему красочному слою, в других случаях - по сухому живописному слою. В обоих случаях краска подписи имеет общие признаки старения с нижележащим красочным слоем. Подписи выполнены цинковыми белилами (5 работ), цинково-свинцовыми белилами (3 работы), кадмием красным (8 работ), органическим красным красителем (6 работ), в отдельных случаях: киноварью, зеленым органическим красителем, марганцевой черной, жженой костью, охрой, смесью пигментов.

Итак, при исследовании нами выделено условно три периода12 – 40?е гг. , середина (50?60?е гг.) и 60?е гг. 20?го ст.  и установлены основные пигменты палитры художника, включая13:

Белила – в 3 работах 40?х гг. использованы цинково-свинцовые белила, либо чистые цинковые белила, в 50?60?е гг. – цинковые белила (всего в 18 работах), в 60?е гг. встречаются титаново-цинковые белила (в 10 работах), в одной работе обнаружены чистые титановые белила («Цветы и книга», холст, акрил, 91,5 х 61, 1960 г.).

Желтая гамма – кадмий желтый (в 13 работах), кадмий желтый/оранжевый (сульфид-селенид кадмия) (в 6 работах), охры, стронциановая желтая, органический желтый пигмент, в единичных случаях: кадмий желтый с киноварью, цинковая желтая, хром желтый.

Оранжево-красная гамма – кадмий оранжевый и кадмий красный (сульфид-селенид кадмия) (в 32 случаях), киноварь (в 7 случаях), в трети работ встречается органический красный краситель, иногда в сочетании с кадмием красным, в одной работе обнаружена охра красная.

Коричневый – охры (в 25 работах), умбры (в 15 работах), в единичных случаях установлено наличие органического коричневого красителя, марса и Ван-Дика коричневого.

Зеленый – в 50% случаев хром зеленый и фталоцианиновый (ФЦ) зеленый, хром-кобальт зелено-синий и смеси пигментов, редко встречается Emerald green (ацето-арсенит меди), кобальт зеленый (всего в 2 работах).

Сине-голубая гамма – наиболее часто употребляемый пигменты – кобальт синий (в 15 работах), ФЦ синий краситель (в 16 работах), который к началу 50?х годов стал массово производиться в Америке и использоваться в красках14, ультрамарин синий (в 10 работах), берлинская лазурь (в 8 работах), хром-кобальт сине-зеленый, а также сочетание пигментов.

Фиолетовый – часто передается смесью пигментов – кобальт синий с кадмием красным; ультрамарин, берлинская лазурь с краплаком красным; охра с ФЦ синим. Также обнаружены в работах кобальт фиолетовый, органический фиолетовый краситель, ультрамарин фиолетовый.

Черный – представлен разнообразным сочетанием пигментов (сажа с органическим зеленым красителем, охра/умбра с берлинской лазурью, охры с кобальтом синим), а также марганцевая черная, жженая кость и умбра.

Связующее – большинство работ выполнено масляными, иногда пентамасляными красками. В 2 работах в качестве связующего обнаружен акриловый полимер, в одной работе – ПВА. Сравнительный возраст масла определяли9 на основании интенсивности и положения сложноэфирной полосы С=О в ИК спектре масла в области 1735?1740 см-1.

В работах 40?х гг., выполненных цинково-свинцовыми белилами, наблюдается значительное старение масла, при этом полоса С=О сдвигается в коротковолновую область до 1736 см-1. Во всех работах, выполненных цинковыми белилами, полимеризация масла практически одинакова (положение полосы С=О 1737-1739 см-1). Старение масла в цинково-титановых белилах меняется в зависимости от соотношения цинковых и титановых белил, в ИК спектре положение полосы С=О колеблется в пределах 1735-1739 см-1. Нам удалось датировать работы Бурлюка, исходя из сопоставления интенсивностей и сдвигов полос С=О в масле в белилах, в этом списке на последние годы жизни художника приходятся работы, написанные цинково-титановыми белилами, а также работы, выполненные акриловыми красками13,14.  

Хотелось бы отметить отдельно 3 работы, которые однозначно нельзя отнести к работам Бурлюка (по ряду причин, обсуждаемых во вступлении и касающихся большого количества подделок)15. В другой группе картин Давида Бурлюка (в 6 работах), выполненных цинково-титановыми белилами с использованием либо масляного, либо акрилового связующего, не всегда датировки работ, выполненных автором, совпадают с датировками, установленными нами в ходе экспертизы, поэтому требуют дополнительной искусствоведческой экспертизы.

На основании проведенной комплексной технико-технологической экспертизы можно сделать вывод о том, что большинство из исследованных работ созданы в годы жизни и творчества Д. Бурлюка. На примере работ художника в период 40?60?е гг. 20?го ст. показан переход от свинцово-цинковых  к цинковым и цинково-титановым белилам. Следует отметить, что в палитре художника присутствуют традиционные пигменты, которые производились в те годы в Америке и использовались в масляной живописи, а также новые синтетические органические пигменты, например, фталоцианиновые красители, которые Бурлюк мастерски использовал в сочетании с неорганическими пигментами, добиваясь великолепного колорита красок. Давид Бурлюк использовал новинки своего времени – синтетические полимерные связующие (акриловые и ПВА), обнаруженные нами в ряде работ в красках и фабричных грунтах.

Примечания:

1.        Давид Давидович Бурлюк, поэт и художник, родился 9 (21) июля 1882 г. в Харьковской губернии (теперь это Сумская область), где создан Мемориальный музей Давида Бурлюка при Сумской Александровской гимназии в 2007 году, в Сумах функционирует Фонд им. Давида Бурлюка. В детстве он потерял левый глаз в драке с родным братом, что стало частью его стиля, а также придало определенные особенности его живописи. В 1898?1900 гг. Бурлюк учился в Казанском и Одесском художественных училищах. После неудачной попытки поступить в Императорскую Академию художеств, он отправляется изучать живопись в Королевскую Академию в Мюнхен, затем продолжает в Париже у Кормона, в «L’ecole des beaux arts». После возвращения в Россию в 1911?1914 гг. Бурлюк занимался вместе с В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Д. Бурлюк – участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др. Его первая персональная выставка состоялась в Самаре в 1917 г. В 1920 г. Д. Бурлюк эмигрировал в Японию, где за 2 года им создано около 450 работ, а в 1922 г. поселился в США, где и умер в январе 1967 года. При жизни Булюка его выставки регулярно проходили в США и различных странах (вплоть до Австралии), но не на Родине – где он был практически забыт, а его работы хранились в запасниках музеев.

2.        Вульфина Л. Писавший счастье через «щ» // Антиквар, №4, апрель 2009, с.48-51.

3.        В 1998 году к 125-летию со дня рождения была организована выставка в Национальном художественном музее Украины с символическим названием «З поверненням в Україну, пане Бурлюк». На выставке были представлены работы из музеев Украины и частных коллекций. В 2009 году в музее Русского искусства в Киеве состоялась выставка работ Бурлюка из частных коллекций под названием «Український батько російського футуризму». В России за последние десятилетия также состоялось несколько выставок Бурлюка – в Москве и Петербурге (1995 и 2000 гг. – в Государственном Русском музее, в 2001 г. – в Московском центре искусств на Неглинной и в 2003 г. – в Государственном литературном музее), в Уфе в 1996 году (в Башкирском национальном художественном музее хранится множество работ Бурлюка, созданных художником во время пребывания в Башкирии в 20?е годы).

4.        Баснео Е. Феномен Давида Бурлюка в истории русского авангардного движения // Каталог выставки «Давид Бурлюк 1882?1967», ГРМ, С-Петербург, 1995, с.11-32.

5.        Давид Бурлюк: Фактура и цвет. Произведения Давида Бурлюка в музеях российской провинции: Каталог выставки. Ч.1-2. Вступительная статья Евсеева С., Уфа, 1996.

6.        Войскунская Н. Давид Бурлюк (1882-1967): Футуризм и после // Третьяковская галерея, Специальный выпуск, 2011, с.76-84.

7.        Кашуба Е. Технологические особенности живописных приемов в произведениях Д. Бурлюка 1908?1920?х гг. // Материалы IV Международного конгресса украинистов, Одесса, 26-29 августа 1999, с.32-35.

8.        По данным Лугиной, Бурлюк в своих работах до американского периода использовал: высококачественные краски, тонкие белые грунты, чистые, яркие пигменты в импрессионистских работах, разбавленные большим количеством белил. Белила преимущественно цинковые, пигменты: изумрудная зеленая, стронциановая желтая, краплак, кадмий желтый, ультрамарин. Практически не встречается берлинская лазурь. Встречается двухслойный грунт – на нижний белый наносился верхний цветной (например, в работе «Карусель», Национальный художественный музей Украины).

9.        Бискулова С., Бойченко И., Фесенко Е. Исследование оптическими и спектральными методами пигментов и связующих в произведениях живописи Великой Княгини Ольги Романовой // Материалы XV научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства», Третьяковская галерея Объединение Магнум АРС, Москва, 2009, в печати.

10.     Бискулова С., Шибанова И., Фесенко Е. Особенности художественной палитры М. Ткаченко по результатам технико-технологической экспертизы // Материалы XVI научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства», Третьяковская галерея Объединение Магнум АРС, Москва, 2010, в печати.

11.     Grumbacher is an American manufacturer of art materials. A brand name for some synthetic latex emulsion artists' paints. Hyplar Acrylic Colors were introduced in 1962 as an acrylic emulsion paint for artists. A slight formula change was made in 1966 (Grumbacher website 2000).

12.     К 1 периоду творчества Бурлюка мы отнесли 4 работы, написанные цинково-свинцовыми или цинковыми белилами, выполненных на холстах и фанере, с использованием эмульсионных грунтов белых или бежевых (в грунте цинково-свинцовые белила, наполнители – баритовые белила, мел, охра). По старению масла это самые ранние из исследованных работ. Характеризуются яркой палитрой художника. Пигменты – кадмий желтый, киноварь, кадмий красный, кобальт синий, охры, Emerald green (ацетоарсенит меди), берлинская лазурь, хром зеленый, кобальт фиолетовый, ФЦ красители встречаются редко. Второй период – середина 20?го ст. (23 работы). Работы написаны цинковыми белилами на холстах, картоне, холстах на картоне. Грунты белые или бежевые (часто фабричные) на основе масла, клея, цинковых белил, иногда с добавлением титановых белил; наполнители грунтов (баритовые белила, мел, охра), количество которых больше, чем в 40?е гг. Пигменты – кадмий желтый, кадмий красный, кобальт синий, охры, много ФЦ красителей, берлинская лазурь, хром зеленый, кобальт фиолетовый, красные органические красители. Умеренная палитра красок в произведениях середины 20?го ст. Третий период (60?е гг.) – работы выполнены цинковыми и цинково-титановыми белилами, основы – чаще картон, холст на картоне, дерево. Грунты белые, бежевые (фабричные), в составе которых обнаружены масло, клей, иногда сополимер МЕА-ПВА, цинковые и цинково-титановые белила, наполнители – баритовые белила, мел, охра. Пигменты – кадмий желтый, кадмий красный, кобальт синий, охры, большое количество ФЦ красителей, ультрамарины, берлинская лазурь, хром зеленый, кобальт фиолетовый, органические красный и коричневый красители, много черных красок. Сине-серая палитра красок в произведениях 60?х гг., с добавлением фрагментов желтой и красной гаммы.

13.     База пигментов, материалов, связующих и их старение. БНТЭ «АРТ-Лаб», неопубликованные данные.

14.     Гренберг Ю., Писарева С. Масляные краски ХХ века и экспертиза произведений живописи. Состав, открытие коммерческое производство и исследование красок, Москва, 2010, 195 с.

15.     Работа «Цветы», ДВП, смешанная техника, 92,0 х 46,5, не подписанная именем Бурлюка, выполнена красками на основе ПВА и органическими синтетическими красителями. В других исследованных нами работах ПВА в качестве связующего красок не обнаружена; данных об использовании этого связующего в работах, находящихся в музеях США, России и Украины нет. Работа «Голубые горы», холст, масло, 65,2 х 57,3, выполненная красками на цинково-свинцовых белилах с использованием грунта на основе титановых белил, мягкого при зондировании, явно вызывает сомнение. Мы датировали эту работу последней четвертью 20?го – началом 21?го ст. Картина «Цветы и книга» (1960 г.), холст, акрил, 91,5 x 61, выполнена акриловыми красками на основе титановых белил с использованием большого количества органических синтетических красителей. Известно11, что акриловые краски массово стали производиться на американском континенте в 60?е гг. 20?го столетия (после 1962 г.). На основании этого, можно предположить, что данная работа могла быть написана позднее указанного на картине времени создания.

 С.А. Бискулова, Е.Б. Андрианова, Е.В. Фесенко

Бюро научно-технической экспертизы «АРТ-Лаб», г. Киев, Украина

Источник публикации
Материалы XVII научной конференции "Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства", Государственная Третьяковская галерея, Объединение «Магнум Арс», 23 – 25 ноября 2011 г., Москва, в печати

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.