Home Публикации Наши публикации Исследование двух музейных работ Вильгельма Котарбинского (1849-1921)

ArtLab

JA slide show

Исследование двух музейных работ Вильгельма Котарбинского (1849-1921)

В истории русского искусства есть ряд имен талантливых художников, чье творчество еще не получило должной оценки, что привело к сознательному забвению имен многих мастеров.

Один из таких художников – Вильгельм (Василий) Александрович Котарбинский, поляк по происхождению, учившийся в Италии, творческая биография которого прочно связана с Киевом. В свое время Вильгельм Котарбинский считался лучшим символистом в Российской империи. О популярности художника свидетельствует тот факт, что в 1914 году киевское издательство «Рассвет», которое уже популяризировало творчество других киевских художников, выпустило большую серию почтовых карточек с репродукциями произведений В. Котарбинского [1]. Этот факт важен для современных исследователей, ведь только благодаря почтовым карточкам можем составить суждение о потерянных оригиналах полотен В. Котарбинского. Однако, с середины 20-го столетия его имя практически было забыто. В последнее годы 20 – в начале 21-го ст., вероятно, в связи с изменением отношения к позднему академизму, в том числе, к русскому салонному искусству [2], стала возрождаться память о Вильгельме Александровиче Котарбинском [1, 3].

БНТЭ «Арт-Лаб» были предоставлены для исследования две живописные работы В. Котарбинского из Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко (г. Киев), а именно, «Кормление ибисов» (инв. № 338 ЖК, холст, масло, 68,0х125,5 см) и «Утренний туман» (инв. № 337 ЖК, холст, масло, 124х62 см) [4]. Нами использованы основные подходы разработанной в лаборатории «Арт-Лаб» комплексной экспертизы, которая включает визуальные и физико-химические методы, в том числе рентгено-флуоресцентный спектральный анализ (РФА) [5], ИК спектроскопию с Фурье преобразованием (FTIR) с приставкой на отражение (НПВО алмазное стекло) [6], метод оптической и цифровой микроскопии, исследование в УФ свете с помощью лучей Вуда (ближний диапазон УФ излучения) и метод ИК-рефлектографии [7].

В.Котарбинский «Кормление ибисов» 

 

 

 

 

 

 

 

В.Котарбинский «Утренний туман» 

Работы подписаны автором. При микроскопическом исследовании подписей было установлено, что обе работы подписаны художником по сухому красочному слою, имеют общие признаки старения с живописью.

        
Подпись на картине                                      
Подпись на картине 
«Кормление ибисов»
                                       
«Утренний туман»

Обе картины написаны на холстах, при этом при создании картины «Утренний туман» автором использован фабрично загрунтованный холст, перевернутый на сторону оборота (живопись нанесена по оборотной не загрунтованной стороне холста). Холст картины «Кормление ибисов» также загрунтован фабрично, льняной/ пеньковый («мешковина»), крупнозернистый, прямого полотняного переплетения средней плотности (с просветами между нитями в переплетениях). Картина «Утренний туман» написана на льняном мелкозернистом холсте прямого рыхлого (со значительными просветами между нитями в переплетениях) полотняного переплетения. 

                        
 Холст картины «Кормление ибисов»     Холст картины «Утренний туман»

Инфракрасная (ИК) рефлектография позволяет получить информацию о наличии подготовительного рисунка, его изменений автором, дает возможность прочитать подписи, даты, надписи или вензеля, что помогает в характеристике произведений искусства. Картины В. Котарбинского были изучены в боковом и проходящем ИК свете в диапазоне 720-1100 нм. В результате исследований были обнаружены подробные подготовительные рисунки, выполненные с правками и незначительными композиционными изменениями, что, как правило, свидетельствует об оригинальности работы. Подготовительный рисунок нанесен тонкими темными линиями, очевидно, графитным карандашом.
 
    
 
Общий снимок картины «Кормление ибисов»
в боковом (слева) и проходящем (справа) ИК свете
 

 
  
 
    

Макрофотографии фрагментов картины
«Кормление ибисов» в боковом (слева) и проходящем (справа) ИК свете

 
   
 
Общий снимок картины «Утренний туман»
в боковом (слева) и проходящем (справа) ИК свете
 

 
   
 
   
 
Макрофотографии фрагментов картины «Утренний туман»
в боковом (слева) и проходящем (справа) ИК свете


Исследование методом РФА элементного состава белил показало, что работы выполнены цинково-свинцовыми белилами («Кормление ибисов») и цинковыми белилами с примесью свинцовых белил (Утренний туман»). Белила подобного состава типичны для живописи конца 19-го – первой четверти 20-го ст. [8]. В красках нами обнаружены белила с разным соотношением элементов свинец-цинк: с преобладанием либо свинца, либо цинка, иногда в равных пропорциях. Проведенные исследования старения масла в красках при помощи метода ИК спектроскопии показали, что полимеризация связующего соответствует старению масла конца 19первой четверти 20-го ст. [9-11].

Детальный анализ пигментного состава красок картин показал, что при написании картин Вильгельмом Котарбинским использованы следующие пигменты:

Желтые - кадмий желтый (сульфид кадмия) (в обеих картинах), хром желтый (хромат свинца) («Кормление ибисов»), цинковая желтая (хромат цинка) («Утренний туман»)

Красные – киноварь (в обеих картинах), краплак красный и английская красная («Кормление ибисов»)

Коричневые – охра

Зеленые - хром зеленый (оксид хрома) (в обеих картинах), Emerald green (ацетоарсенит меди) и изумрудная зеленая (дигидрат окиси хрома) («Кормление ибисов»), кобальт зеленый («Утренний туман») 

Синие - берлинская лазурь (в обеих картинах), кобальт синий («Кормление ибисов»), ультрамарин синий («Утренний туман»).

Палитра художника соответствует краскам конца 19 – первой трети 20-го ст.

Наполнителями красок выявлены баритовые белила, мел и гипс в незначительных количествах (в большинстве красок наполнитель отсутствует или его количество составляет менее 4%).

В результате проведенного исследования нами показаны возможности комплексной технико-технологической экспертизы с использованием современных физико-химических методов при исследовании живописи художников 19–20-го столетий. На основании проведенного исследования были установлены особенности живописи Вильгельма Котарбинского, характерные для конца 19 - первой четверти 20-го столетия

БНТЭ «АРТ-Лаб» выражает огромную благодарность дирекции и сотрудникам Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко за предоставленные материалы и картины В. Котарбинского.

С.А. Бискулова, Е.Б. Андрианова, Е.В. Фесенко

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.