Home Публикации Наши публикации Исследование состава фрагмента медного креста-энколпиона XII в. из Национального заповедника «София Киевская»

ArtLab

JA slide show

Исследование состава фрагмента медного креста-энколпиона XII в. из Национального заповедника «София Киевская»

С.А.Бискулова, Е.Б.Андрианова, Е.В.Фесенко

На протяжении многих веков крест был и остается главным символом христианства и занимает особое место в жизни людей. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и декора крестов, в особенности меднолитых.

Кресты различались по типам и назначению. Существовали кресты накупольные, поклонные (каменные и деревянные), стоявшие в придорожных часовнях и у церквей; кресты памятные и намогильные; кресты выносные (запрестольные), а также напрестольные и аналойные, предназначенные для церковных служб; нательные и наперсные (или нагрудные), которые носились на цепи, поверх одежды. Древнейшие кресты X–XII веков, найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. Одним из наиболее распространенных видов древнерусской меднолитой пластики XI–XV веков являются кресты-энколпионы - двустворчатые кресты, предназначенные для хранения мощей или других святынь. Кресты-энколпионы, как и кресты-тельники, являлись предметами личного благочестия и обозначали причастность верующего церкви, его единение с ней и несли защитно-охранительную функцию, заложенную уже в самой символике креста.

Сотрудниками национального заповедника «София Киевская» был любезно предоставлен на исследование БНТЭ «Арт-лаб» фрагмент медного креста-энколпиона XII ст.

При проведении исследований в лаборатории Бюро научно-технической экспертизы «Арт-Лаб» были использованы основные подходы разработанной нами комплексной экспертизы, включающие визуальные и физико-химические методы, в том числе метод оптической и цифровой микроскопии, а также рентгено-флуоресцентный спектральный анализ (РФА).

Предоставленный на исследование фрагмент креста является верхней частью оборотной створки энколпиона, о чем свидетельствует наличие двойной петли (ушка). Ушко расположено в верхней части креста и предназначено для соединения с парной створкой. Энколпион представляет собой ковчежец крестообразной формы (четырехконечный). Завершения лопастей креста округлые, оформлены парными округлыми выступами. На лицевой стороне створки энколпиона имеются рельефные изображения: фигура Богородицы с младенцем в центральной части и окружности-медальоны с изображениями святых в  окончаниях лопастей энколпиона. На боковых лопастях различимы буквы, нанесенные гравировкой. Буквы выполнены одна под другой, нижние значительно затерты, буквы читаются как «M // ?» (на левой лопасти) и «Р // Y» (на правой лопасти). По краям лопастей идет бортик неравномерной высоты, оборот створки гладкий, с высоким бортиком.

При микроскопическом исследовании поверхность изделия выглядит неоднородной, присутствуют многочисленные дефекты и каверны, что характерно для поверхностей, полученных методом литья. Энколпион изготовлен методом литья по выплавляемой (восковой) модели из металла оранжево-коричневого цвета, вероятно, медного сплава.

Данные РФА - медь (87-91%), олово (6-7%) и свинец (1,3%). Содержание олова и свинца превышает границу естественного содержания этих элементов в сплавах (ссылка 1). Подобный состав сплава типичен для оловянно-свинцовой бронзы с низким содержанием свинца. Металл подобного состава использовался в широком временном диапазоне (ссылки 2-4).
Совокупность данных, полученных в результате исследований, свидетельствуют о том, что исследуемый объект изготовлен из оловянисто-свинцовой бронзы (ссылки 2-4). Время создания изделия не противоречит входным данным.

БНТЭ «АРТ-Лаб» выражает огромную благодарность дирекции и сотрудникам Национального заповедника «София Киевская» за предоставленный на исследование фрагмент энколпиона.


Ссылки

 

1. Миняев С.С. Бронзовые изделия Ноин-Улы (по результатам спектрального анализа). // Археология Сибири, Средней Азии и Кавказа. / КСИА. Вып. 167. М.: 1981. С. 39-43

c.41. «Олово и свинец содержатся в сплавах в широких пределах. В связи с этим необходимо определить границу естественного и искусственного содержания этих элементов в сплавах. Исходя из характера распределения олова, можно предположить, что для этого элемента такая граница находится в интервале 0,61-1,2%. Характер распределения свинца не даёт возможности установить искомую границу столь же определённо. На основании косвенных данных (корреляционные графики) эта граница определена также в интервале 0,61-1,2%. Таким образом, за границу естественного и искусственного содержания олова и свинца в сплавах Ноин-Улы принимается начало названного интервала, т.е. 0,61%»;

2. Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины. К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. С приложением статьи И.В. Богдановой-Березовской. // М.: 1975. 170 с. + 109 илл.

с.140. Несмотря на продолжительный период времени - IV в. до н.э. - XVI в. н.э. химическая характеристика сплава, используемого для отливки зеркал, оставалась неизменной. Это оловянистая бронза со свинцом, или бронза В (по принятой нами терминологии). По своим качествам такая бронза обладает хорошими литейными свойствами (повышенная жидкотекучесть, малая пористость), несмотря на невысокую твёрдость, легко обрабатывается резцом»;

3. Магалинский И. В. Применение данных лазерного спектрального анализа химического состава цветных металлов при изучении ювелирного ремесла Полоцка X-XVII вв. // Доклады Национальной академии наук Беларуси, 2014. т.Т. 58,N № 2.-С.119-122.

с.121. «… Выделяются два хронологических периода в использовании отдельных типов сплавов: XI— XIII вв. — широкое распространение получают латуни с высокой концентрацией цинка и низко- оловянистые бронзы, используются многокомпонентные латуни и бронзы, сплавы на основе олова и свинца, «чистая» медь; XIV—XVII вв. — сокращение в выборке медно-цинковых и бронзовых сплавов, многокомпонентной латуни; количество изделий из многокомпонентной бронзы, сплава на основе олова и свинца, «чистой» меди остается стабильным»

4. Зайцева, И. Е. Цветной металл вятичей в XII-XIII веках : сравнительно-ист. анализ городских и сельских материалов / И.Е. Зайцева, Т.Г. Сарачева // Русь в XIII веке. Древности темного времени [Текст] / Ин-т археологии Рос. акад. наук ; ред. Н. Макаров, А.В. Чернецов ; сост. В.Ю. Коваль, И.Н. Кузина. - Москва : Наука, 2003. - 406 с.

с.296. «Таким образом, оловянно-свинцовые бронзы использовались мастерами Серенска на протяжении всего периода существования города. Предпочтение отдавалось низкооловянным бронзам с содержанием свинца до 2%. Исследованиями И.Г. Равич установлено, что такая рецептура сплава является с технологической точки зрения универсальной для изготовления мелких предметов. Этот сплав хорош для литья, так как небольшие присадки свинца обеспечивают довольно высокую жидкотекучесть, качественное заполнение литейной формы и придают большую плотность отливке. Он пригоден и для холодной механической деформации металла с неограниченными степенями обжатия. Необходимо отметить один очевидный дефект такого сплава. большую рассеянную усадочную пористость, сопровождающуюся газовой пористостью, который можно наблюдать на значительном количестве проанализированных предметов, имеющих как бы "ноздреватую" поверхность».

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.