Home Публикации Наши публикации Творчество Вильгельма Котарбинского. Технико-технологическое исследование живописных работ

ArtLab

JA slide show

Творчество Вильгельма Котарбинского. Технико-технологическое исследование живописных работ

 


В истории русского искусства есть ряд имен талантливых художников, чье творчество не получило должной оценки, что привело к сознательному забвению имен многих масте­ров. Один из таких художников — Вильгельм Котарбинский, поляк по происхождению, учившийся в Италии, творческая биография которого прочно связана с Киевом. В свое вре­мя Вильгельм Котарбинский считался лучшим символистом Российской империи, однако, с середины XX столетия его имя практически было забыто. В последнее годы XX — в начале XXI ст., вероятно, в связи с изменением отношения к позднему академизму, в том числе, к русско­му салонному искусству, стала возрождаться память о Вильгельме Котарбинском.

С 1880-х гг. до конца жизни художник жил и работал в Киеве, писал картины на мифологи­ческие и библейские темы, портреты, фанта­стические композиции. В 1890-е гг. Вильгельм Котарбинский увлечен изображением фан­тастических сцен, мистических видений, его полотна проникнуты элементами символизма. Картины В. Котарбинского населяют ангелы, гении смерти, духи природы, вампиры и др. мистические существа. Он выработал сво­еобразный стиль в духе модернизованного салонного направления, который пользовался огромной популярностью. Котарбинский ста­новится одним из ведущих художников-сим- волистов Российской Империи, а в Польше художественная критика конца XIX ст. ста­вила Котарбинского в один ряд с Генрихом Семирадским.

В настоящей работе представлены данные технико-технологической экспертизы две­надцати живописных работ В. Котарбинского из коллекций Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко (г. Киев), музея «Духовные сокровища Украины» (г. Киев) и частных собраний. Нами исполь­зованы основные подходы разработанной в лаборатории «АРТ-Лаб» комплексной экспертизы, которая включает визуальные и физико-химические методы, в том числе рентгенофлуоресцентный спектральный анализ (РФА), ИК-спектроскопию с Фурье преобразованием (FTIR) с приставкой на отражение (НПВО, алмазное стекло), метод оптической и цифровой микроскопии, иссле­дование в УФ-излучении с помощью лучей Вуда (ближний диапазон УФ излучения) и метод ИК-рефлектографии.

Исследованные работы написаны худож­ником в последней четверти XIX — первой четверти XX столетия. Среди них можно выде­лить картины романтического направления (прекрасные образы женщин, цветы, птицы и т.д.): «Две красавицы», «Девушка в мальвах», «Девушка-весна», «Девушка с голубями», «Римская красавица с голубями» (авторская подпись на картине отсутствует, но авторство Котарбинского предполагалось), «Розовая лилия» (из собрания семьи Праховых), «Весна» (из коллекции музея «Духовные сокровища Украины»), «Утренний туман» и «Кормление ибисов» (две последние работы находятся в коллекции Национального музея искусств им. Б. и В. Ханенко); работа портретного жанра «Женский портрет» (пор­трет Э. Праховой), полотно мифологического характера «Поцелуй волны» и картина исто­рического плана «Смерть Мессалины» (три последние работы находятся в коллекции музея «Духовные сокровища Украины»),

Вильгельм Котарбинский, как правило, подписывал свои работы. Все подписи выпол­нены латиницей, однако, начертание подписи может быть различным: нанесенные в одну или две строки имя и фамилия автора «Wilhelm Kotarbinski» или инициал и фамилия "W.Kotarbinski", на произведениях небольшо­го формата может присутствовать монограмма «WK». При микроскопическом исследовании подписей было установлено, что все работы подписаны художником по сухому или по практически высохшему красочному слою (на работе «Весна» подпись отсутствует, на обо­роте имеется дарственная надпись). Краски подписей имеют общие признаки старения с краской нижележащего живописного слоя.

Автором в качестве основы использовались преимущественно холсты, как мелкозер­нистые, так и крупнозернистые, различной плотности, в том числе со значительными про­светами между нитями в переплетениях. В картине небольшого размера «Розовая лилия» автором использован тонкий кар­тон светло-коричневого оттенка, а в работе В. Котарбинского «Римская красавица с голу­бями» использован холст на картоне.

При исследовании основ работ В. Котарбинского были установлены основ­ные типы использованных холстов:

         льняной холст прямого простого полотняного переплетения, плотность пере­плетения нитей основы и утка на 1 кв.см варьируется от 11x10 («Кормление ибисов», «Девушка-весна») до 16x14 («Две красавицы», «Утренний туман», «Девушка с голубями»);

         льняной холст прямого сложного полотняного переплетения, при котором 2 нити утка переплетаются с 2 нитями основы (рогожка) (плотность переплетения двойных нитей основы и утка на 1 кв.см составляет 12x12) («Смерть Мессалины», «Женский пор­трет» и «Поцелуй волны»).

Картины В. Котарбинского написаны на фабрично загрунтованных основах. Грунты белого цвета, эмульсионные, однослойные. В работах «Женский портрет» и «Розовая лилия» грунт отсутствует, в работе «Утренний туман» живопись нанесена автором на обо­ротную сторону фабрично загрунтованного холста. В состав грунтов 4-х картин входят свинцовые белила, в 3-х картинах обнаруже­ны свинцово-цинковые, цинково-свинцовые и цинковые белила с примесью свинцовых белил. В качестве наполнителей в грунтах присутствуют мел (до 21 % в 5-ти работах), гипс (в картинах «Утренний туман» и «Кормление ибисов»), а также примеси баритовых белил (около 1% в 2-х картинах) и охры (2 картины) (табл. 1).

При предварительном исследовании кар­тин в УФ-излучении (лучах Вуда) нами были выделены два типа белил: наблюдалась флуо­ресценция белых красок яркого белого цвета, типичная для старых свинцовых белил, а также яркого зеленого оттенка, характерная для старых цинковых белил, сравнительный возраст которых не менее 80-100 лет.

Исследование элементного состава белил методом РФА показало (табл. 1), что боль­шинство работ конца XIX —начала XX ст. написано свинцовыми и свинцово-цинковы- ми белилами, тогда как работы первой чет­верти XX столетия выполнены цинково-свинцовыми и цинковыми белилами с примесью свинцовых белил. Полученные данные согла­суются с результатами наших исследований по изучению состава белил в масляной живо­писи этого периода. В красках присутствуют свинцовые и цинковые белила в различных соотношениях. Чистые цинковые белила были обнаружены только в работе «Римская красавица с голубями».

Наполнителями красок в работах В. Котарбинского чаще всего являются мел, гипс и баритовые белила в незначительных количествах (в большинстве красок напол­нитель отсутствует или его содержание составляет до 3%, в отдельных пробах обнару­жено до 10% наполнителя).

Проведенные исследования старе­ния масла в красках при помощи метода ИК-спектроскопии показали, что полимери­зация связующего соответствует старению масла конца XIX — первой четверти XX ст. (табл. 1).

Детальный анализ пигментного состава красок позволил определить наиболее часто используемые автором пигменты: желтые — охры, хром желтый, кадмий желтый, цинковая желтая, реже стронциановая желтая (в ран­них работах); красные — киноварь, в отдель­ных случаях краплак красный; синие — бер­линская лазурь, кобальт синий, ультрамарин синий; фиолетовые — кобальт фиолетовый, ультрамарин фиолетовый; зеленые — хром зеленый, Еmerald green, реже встречаются изумрудная зеленая, кобальт зеленый и глау­конит; черные — Ivогу blаск (жженая кость) и Lamр blаск (ламповая черная). Палитра соответствует краскам конца XIX —первой трети XX ст. (исключение составляет краска «оливковая» на основе фталоцианинового красителя (ФЦ) в работе «Римская красавица с голубями») (табл. 2).

Технико-технологическая экспертиза рабо­ты «Римская красавица с голубями» показала, что картина выполнена на составном холсте (холст хлопковый, мелкозернистый, с плотно­стью 15x15 нитей/кв.см), наклеенном на кар­тон (толщина основы 0,5 см). Работа написана с использованием двухслойного грунта на основе цинковых белил с небольшой приме­сью свинцовых (около 1% свинца в пробах). В качестве пигментов обнаружены кадмий жел­тый на баритовых белилах (более 5% бария в пробах), а также фталоцианиновый краси­тель в оливковой краске. Промышленное производство указанных пигментов было начато со второй четверти XX ст.. Методом ИК-рефлектографии было установлено нали­чие масштабной сетки, а также подробного подготовительного рисунка, выполненного по грунту графитным карандашом, с обрисовкой границ светотени и контуров всех элементов картины. Все вышеизложенное позволи­ло сделать вывод о вторичности картины. Вероятно, картина является копией работы В. Котарбинского, выполненной во второй четверти XX столетия.

На основании проведенного исследования были показаны особенности живописи худож­ника, характерные для последней четверти XIX — первой четверти XX столетия: работы выполнены на загрунтованных фабрично однослойными эмульсионными грунтами холстах, написаны свинцовыми белилами или свинцово-цинковыми/ цинково-свинцовыми белилами, палитра соответствует своему вре­мени. Выявлены основные отличия копии с работы В. Котарбинского от оригиналов (наличие практически чистых цинковых белил, двухслойного фабричного грунта, подготови­тельных рисунков, масштабной сетки, пигмен­тов, производство и использование которых началось после смерти художника). Показаны возможности комплексной технико-техно­логической экспертизы с использованием современных физико-химических методов при исследовании живописи художников XIX — XX столетий.

БНТЭ «АРТ-Лаб» выражает огромную благодарность дирекции и сотрудникам Национального музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко и музея «Духовные сокрови­ща Украины» за предоставленные материалы и картины В. Котарбинского.

 

Таблица 1. Состав грунтов, белил, наполнителей и старение масла в белилах и красках в картинах В. Котарбинского.

Название карти­ны, техника

Время создания

Грунт

Состав белил*

Наполнители*

Волновое число**, см1

«Две красавицы». Х.,м. 141,5x67

Последняя чет­верть Х1Х-начало XX ст.

Фабр., масло,

клей Рb (86%), мел (11%). Ва

Рb/Zn (87%/ 12%) Zп/Рb (63%/ 35%)

В красках РЬ, Рb(Zп), Рb-Zп, Zп-Рb

Мел/гипс (1-6%) Ва(1%в2пр.)

1732/- 1733/1737

«Весна». X., м. 200x50

Первая четверть XX ст.

Масло, клей Рb белила, мел, охра

Рb (100%) В красках Рb, Рb(Zп), Рb-Zп

Мел/гипс (11-26% в Зпр)

-/1733 1737/-

«Девушка в маль­вах». X., м. 124x62

Первая четверть XX ст.

Клей, масло Рb белила с при­месью 21п (3.4%), мел

2п/Рb(84%/ 11%) В красках Рb-Zп, Zп-Рb

Мел и гипс (1-6% в 7 пр., 10-11% в Зпр.)

1737/- -/1738

«Девушка-весна». X., м. 89,5x46,7

Первая четверть XX ст.

Отс.

2п/РЬ(88%/ 11%) 2п/РЬ (97% /3%) В красках РЬ-2п, 2п-РЬ

Ва (2% в 1 пр.)

Мел (3-4% в 2 пр.)

1737/1737

«Девушка с голубями». X., м. 67,4x35,6

Первая четверть XX ст.

Клей, масло 2п/РЬ (38%/35%) мел, охра

Zп/РЬ (86%/ 13%) В красках РЬ-Zп

Ва (3% в 1 пр.)

Мел (2-4% в 5 пр.)

1736/- 1737/1738

«Розовая лилия». К., м. 22,5x17,6

1910-е гг.

Отс.

РЬ (98%) В красках РЬ, РЬ-Zп

Отс.

1733/1738

«Женский пор­трет». X., м. 200x123

Конец XIX- начало XX ст.

Отс.

Zп/Рb (96%/ 3%) В красках Zп(Рb),Zп

Ва

(1-3% в 2 пр.)

1738/1738 1738/1738

«Поцелуй волны». X., м. 300x500

Последняя чет­верть Х1Х-начало XX ст.

Фабричный Клей, масло, Рb белила, мел

Рb (98%) В красках Рb

Мел/гипс (1%в 1 пр.)

1738 пл., 1733/1737 1733-1737/1737- 1738

«Смерть Мессалины». X., м. 300x500

Конец XIX- начало XX ст.

Фабричный Клей, масло, Рb белила, мел

Рb (98%) (1 проба) Zп/Рb (89%/ 10%) (1 пр.). В красках Рb, Рb (Zn), РЬ-Zп и Zп-Рb

Ва

(6-12% в 2 пр.)

мел/гипс (2-4% в 2 пр.)

1738/1738 1736/1737 1736-1739/ 1733-1738

«Кормление

ибисов». X., м. 60x122,5

Первая четверть XX ст.

Фабричный Масло, клей, Рb/ Zn, мел, гипс

РЬ/2п (11 -24% РЬ в 2 пр.) В красках РЬ-2п, 2п-РЬ

Ва(1%вЗпр.),мел

и гипс (1-3% в 11 пр., 6% в 1 пр.)

1734/1738 1738/1738

«Утренний туман» Х.,м. 124x62

Первая четверть XX ст.

Фабр., масло, клей, 2п со следами Рb, мел, гипс, охра

2п (1 пр.) и2п(РЬ) (1пр.) В красках РЬ-Zп, Zп-Рb, Zп(Рb)

Ва

(4% в 1 пр.) Мел/гипс (1%в 1 пр.)

1734/1738

1733-1735/ 1737-1738

 

*- условные сокращения: Рb — свинцовые белила; РЬ(Zn) — свинцовые белила с примесью цинковых белил; Рb-Zn — свинцово-цинковые белила; Zn-Рb — цинково-свинцовые белила; Zn(Рb) — цинковые белила с примесью свинцовых белил; Zn- цинковые белила; Ва — баритовые белила. **- волновые числа характеристичных колебаний групп С = О масла в ИК спектре с обеих сторон про­бы в белилах (верхняя строка) и красках (нижняя строка).



Таблица 2. Палитра художника В. Котарбинского (в скобках представлена повторяемость пигментов в картинах).

Белила

Желтый

Красный/ коричневый

Зеленый

Синий

Фиолетовый

Черный

Рb(4)

Охра (8)

Киноварь (9)

Хром зеленый (8)

Берлинская лазурь (8)

Ультрамарин фиолетовый (2)

Iуогу blаск (4)

Рb/Zn (1)

Хром желтый (6)

Краплак красный (2)

Еmerald gгееп (6)

Ультрамарин синий (6)

Кобальт фио­летовый (1)

Lamp blаск (1)

Zn/Рb (6)

Кадмий желтый

(5)

Английская красная (1)

Глауконит (2)

Кобальт синий

(5)

 

 

Zn (Рb) (2)

Цинковая желтая (4)

Марс коричне­вый (1)

Изумрудная зеленая (2)

 

 

 

Zn (2)

Стронциановая желтая (2)

Умбра (1)

Кобальт зеле­ный (1)

 

 

 

 

 

 

ФЦ (в оливко­вой краске)

 

 

 

 

                                                                                                         C.А. Бискулова, Е.Б. Андрианова, Е.В. Фесенко

 

                                                                            Бюро научно-технической экспертизы «АРТ-Лаб», Киев, Украина

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.