Home Публикации Наши публикации Исследование и реставрация бронзового раннесредневекового креста-навершия

ArtLab

JA slide show

Исследование и реставрация бронзового раннесредневекового креста-навершия

[1]

 

Сообщение посвящено реставрации и исследованию бронзового креста-навершия необычной формы. Экспонат представляет собой плоскостной крест, заключенный в круг с каплевидным обрамлением, укрепленный на конической втульчатой рукояти. Габаритные размеры 27,5 х 16,0см.

Предмет был найден при раскопках главной башни Судакской крепости - башни  Якобо Торселло (построена в 1385г.) -  в слое, датированном второй половиной XV века. Раскопки проводила Крымская экспедиция Института археологии АН УССР под руководством М. А. Фронджуло в 1971 г. [3].

В настоящее время крест хранится в фондах Национального заповедника «София Киевская» (инвентарный номер КН-5348, в каталожных данных числится как навершие византийского знамени). В 2013г предмет был передан на реставрацию и подготовку к экспонированию. Параллельно началось его технико-технологическое и искусствоведческое исследование с уточнением атрибуции. 

Экспонат поступил на реставрацию во фрагментированном состоянии, со значительными плоскостными деформациями, разрывами  и утратами; поверхность была покрыта неравномерным слоем продуктов коррозии меди, в том числе активными, значительной толщины с почвенными включениями. Поверх коррозионных наслоений присутствовал деструктированный слой лака или клея, выполнявшего консервационную функцию, а втульчатая рукоять имела заполнение полимеризованной массой, сцеплявшей фрагментированную рукоять, вероятно, предмет был законсервирован и механически зафиксирован в полевых условиях (Илл.1).

В процессе подготовки к реставрации были проведены визуальные микроскопические и физические исследования, необходимые как для составления методики реставрации, так и для возможного сравнительного анализа и атрибуции. По результататам визуального изучения сформулированы задачи, поставленные перед исследовательской лабораторией: установить состав сплава основы; состав поверхностных коррозионных наслоений; состав слоя патины серо-черного цвета, однородной, прилегающей к поверхности (подобные образования встречаются на поверхности бронз, имеющих декоративное покрытие другим металлом); состав покрывного слоя и массы, заполняющей полость рукояти.

Исследования проводились в Бюро научно-технической экспертизы «АРТ-ЛАБ» кандидатами химических наук Бискуловой С.А. и Андриановой Е.Б.[2]

Исследование составляющих компонентов сплава проведено с применением неразрушающего метода рентгено-флуорисцентного анализа на приборе ElvaX-ART, исследовано 7 участков фрагмента экспоната с лицевой и оборотной сторон.

Состав основы: медь (67-69%), свинец (19-20%), олово (5-9%), цинк (5-6%) – свинцово-оловянистая бронза.

Исследование строения и составных элементов наслоений проведено путем визуального микроскопического исследования, с применением неразрушающего метода РФА, методом ИК спектроскопии с Фурье преобразованием (FTIR) на спектрометре Vertex 70. Выявлено слоистое строение естественной патины с четко выраженными слоями:

1. слой, прилегающий к металлу, серо-черного цвета, гладкий, з выраженным блеском, плотный. Образован продуктами коррозии, состоящими из оксидов и сульфатов меди, сульфатов свинца. Элементный состав – медь (36-43%), свинец (45-63%), олово (до 8%), цинк (1-3%). Такой состав могут иметь как поверхности луженых бронз, так и поверхности многокомпонентных бронз, свинец из которых вследствие коррозионных процессов подтягивается к поверхности;

2. фрагментарный слой патины красно-вишневого цвета с выраженным блеском, твердый, хрупкий – очевидно, локально залегающий куприт меди;

3. верхний слой патины имеет неровную поверхность с кристаллическим строением, цвет – зеленоватый и зелено-голубой, а также продукты светло-бежевого цвета. Состоит из основных карбонатов меди с включениями  осадочных пород.

Также наблюдается заполненность межкристаллических промежутков основы металла продуктами коррозии, что свидетельствует о естественном процессе корродирования металла.

Покрытие поверхности предмета - нитроцеллюлозный лак.

Заполнение рукояти - мастика на основе акрилового полимера, изготовленного не ранее последней трети ХХ века.

На основании полученных данных и задания реставрационного совета составлена программа реставрационных работ, предполагающая удаление поздних наслоений с сохранением и стабилизацией естественной поверхностной патины, а также консервацию и фиксацию элементов экспоната с приданием памятнику целостного вида.

В процессе проведения реставрационных работ механически послойно удалены поверхностные наслоения карбонатов и купритов меди  с одновременным уплотнением слоя патины серо-черного цвета. В связи с нестабильностью поверхности сохраненной патины и ее локальными утратами, проведена комплексная стабилизация поверхности водно-спиртовым раствором танина локально и путем погружения в раствор с периодическим кратковременным ультразвуковым воздействием (частота колебаний 23 кГц±2 кГц). Проведена консервация всех фрагментов путем пропитки в ксилольно-ацетонном растворе полибутилметакрилата в атмосфере вакуума.

Выявлены форма и поверхность предмета, проведено склеивание небольших фрагментов экспоната. Участки, имеющие плоскостную деформацию, признано нецелесообразным соединять, поэтому было принято решение о создании конструкции для их фиксации и экспонирования (Илл.2).

В результате проведенных работ появилась возможность уточнить конструктивные особенности предмета. Крест размером 15,7 х 15,7 х 0,2-0,3 см., плоский, равноконечный, с расширяющимися концами с дугообразно вогнутыми завершениями, заключен в профилированный круг  с ажурным обрамлением в виде  19 каплевидных элементов, соединенных округлыми перемычками, и укреплен с помощью заклепки на рукояти-втулке с округлым профилированным двусоставным яблоком, общей длиною 15,0см. На лицевой поверхности креста на каждой ветви и в средокрестье имеются следы возможного крепления на мастику округлых декоративных накладных эдементов. Крест выполнен из свинцово-оловянистой бронзы способом литья по модели в одностороннюю форму, из того же сплава изготовлена литая составная конструкция для фиксации креста в вертикальном положении (возможно, на древке).

Изыскания в области атрибуции памятника принесли некоторые результаты.

Крест в круге или в венке – широко распространенный элемент архитектурного декора, также встречается в предметах декоративно-прикладного искусства, миниатюрах почти на всем христианском Востоке (Египте, Сирии, Грузии, Армении)[1].

Форма рассматриваемого креста в круге идентична форме так называемого «лучезарного креста», хранящегося в музее Золотая кладовая на территории монастыря Первопрестольного Святого Эчмиадзина (г. Вагаршапат, Армения). Крест происходит из раскопок армянского средневекового города Ани, датирован X-XII вв. (Илл.3). Ани считается родиной крымских армян, образовывавших крупные армянские поселения на территории современных городов Феодосии и Судака в XII-XV вв.

Приведенный аналог позволяет с большой долей вероятности отнести рассматриваемый памятник к работам армянских мастеров – других аналогов креста с каплевидным обрамлением в опубликованных источниках не обнаружено.

О функциональном назначении предмета существует ряд предположений: навершие знамени, процессионный крест, навершие рипиды [2; 3][3].

Подобные кресты, заключенные в круг, обрамленный лучами, широко используются в армянской литургической практике и являются напрестольными. Однако можно предположить, что рассматриваемый экземпляр является более архаичным, а каплевидная форма его обрамления, возможно,  несет особую смысловую нагрузку. В местах крепления накладок могли быть как декоративные элементы, так и капсулы со Священными реликвиями, встречающиеся на византийских крестах. Также одним из возможных вариантов предназначения креста может быть использование в качестве навершия хоругви.

В данной публикации мы представляем результаты технологического исследования редкого экспоната и высказываем предположения относительно его атрибуции. Надеемся, что после детального изучения искусствоведами, специалистами в области армянистики, он займет должное место в типологическом ряду памятников армянского сакрального искусства.

 

 

 Илл. 1

 

 Илл. 2

 

 

 Илл. 3

  

Список иллюстраций

1. Крест-навершие. Бронза, литье, 27,5 х 16,0см. Общий вид до реставрации. Национальный заповедник «София Киевская».

2. Крест-навершие. Общий вид после реставрации. Национальный заповедник «София Киевская».

3. Крест лучезарный. Ани. X-XII вв. Музей Золотая кладовая на территории монастыря Первопрестольного Святого Эчмиадзина (г. Вагаршапат, Армения).

 

 Список литературы:

  1. Гнутова С.В. «Константинов крест» — древнейший памятник раннехристианского искусства на территории России // Музейні читання. Матеріали наукової конференції "Ювелірне мистецтво – погляд крізь віки". 11-13 грудня 2006 р.  Київ, 2007. С.58
  2. Майко В.В, Фарбей А.М. Армянские памятники средневекового Судака // Исследования по армянистике в Украине. Вып. 1. Симферополь, 2008.
  3. Фронджуло М. А. Раскопки в Судаке // АО 1972 г.  М., 1973. С.341-342.

 

                                                                                             Н.А. Оноприенко

      Художник-реставратор. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник

 



[1] Выражаем признательность за помощь в изысканиях Оноприенко Т.А. и старшему научному сотруднику сектора археологических исследований отдела исторических исследований Национального заповедника «София Киевская»  Павловой В.В. 

 

[2] Экспертные заключение хранятся в фондах Национального заповедника «София Киевская».

[3] М.А.Фронджуло интерпретирует памятник как навершие византийского знамени [2]. Другие авторы [1, с.60, 62] приводят аналог из Ани и высказывают предположение о навершии рипиды.

 

Партнеры



 

 
 
 
 
 

 




Эксперты-консультанты


Живопись | Графика | Реставрация | 
ДПИ 

Популярные статьи

Контакты

БНТЭ Арт-Лаб
Tел: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua

Сайт: www.art-lab.com.ua

 

Время работы : 

понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.