Home Статті Экспертиза памятников в Государственном Эрмитаже в 1997-1998 гг.

ArtLab

JA slide show

Экспертиза памятников в Государственном Эрмитаже в 1997-1998 гг.

В 1997-98 годах Государственным Эрмитажем, благодаря спонсорству Президента Российской Федерации, проводилась активная закупочная деятельность. Приобретались вещи первостепенного художественно-культурного значения, как из-за рубежа при посредничестве зарубежных дилеров, так и у населения. 

В числе поступлений можно назвать картины Мориса Утрилло, Эжена Будена, Хайма Сутина, скульптуру Аристида Майоля, важные археологические предметы – китайские бронзы периодов Западного Джоу, Воюющих Государств, иранское парфянского/ раннесасанидского периода серебряное блюдо и др. В связи со значительно возросшим объемом закупок и качеством приобретаемых вещей было признано необходимым создание в музее нового крупного структурного подразделения – Отдела научно-технической экспертизы, куда вошли Лаборатория Научно-технической экспертизы и Химико-аналитическая лаборатория. На сегодняшний день в штатном расписании Отдела 15 специалистов химиков и физиков, в их числе 6 кандидатов наук. Многое было сделано для поддержки современной технической базы. Так, приобретено оборудование для термолюминесцентной датировки керамики, цифровая инфракрасная камера высокого разрешения Кодак ДЦС460ИК (2000х3000 элементов, 12 бит на элемент), новая инфракрасная видиконная камера фирмы Хамаматсу, современная высокопроизводительная компьютерная техника и др. При финансовой поддержке японской общины Шинджи Шумейкай был построен новый уникальный масс-анализатор для абсолютного датирования археологических золотых и электровых предметов.

В настоящем сообщении мы ограничимся лишь некоторыми наиболее интересными для данной аудитории случаями экспертизы картин, как предложенных к закупке, так и из собственного собрания, сделав особый акцент на принципах технологического определения подделок. Нам представляется важным привести здесь специально подобранные примеры, поскольку, увы, современный художественно-антикварный рынок наводнен вещами, фальшивыми или просто неправильно атрибутированными, выявление которых может представлять определенные сложности, непреодолимые без использования специального оборудования и сложившихся навыков экспертной работы. На примерах демонстрируются различные аспекты аутентификации.
а) Наличие несинхронных пигментов:
Две работы Константина Коровина, представленные хранителем русской живописи на закупку в 1997 году:
- «Град Китеж», эскиз (к., м. 38х53,5 см), подписана и датирована 1913 годом,  частное собрание.
Рентгенофлюоресцентным анализом в числе использованных пигментов определены титановые белила. Белила находятся в виде чистого анатаза, как показал рентгеноструктурный анализ. В частности, совершенно белый анатаз использован на стенах церкви на картине, а многие цвета имеют титановые белила в виде примеси.
Анатаз в чистом виде (с нужной степенью белизны) не производился ранее 1922 года [1], что с учетом датировки свидетельствует о безусловной подделке.
- Эскиз к опере «Фауст» (х., м. 80,5х58). Имеет подпись и дату – 1917 год, происходит из того же частного собрания, что и первая картина.
Методом ИК-спектроскопии, химическим и рентгенофлюоресцентным анализом определены синяя и зеленая авторские краски как фталоцианиновая синяя и ее зеленая хлор-производная. Фталоцианиновые пигменты были синтезированы и появились в продаже лишь в конце 1930-х годов [2], что, безусловно, свидетельствует о подделке. Дополнительно к использованию несинхронных пигментов, в данном случае, в подписи Коровина, по сравнению с подлинными автографами, несколько иначе написана буква «К».

б) Написание свободной копии существующей картины с фальсифицированной подписью на старом холсте с последующим старением красочного слоя:
Боннар Пьер, «Пейзаж с оградой» (х., м. 34,5х35 см, частное собрание), экспертиза 1998 года. Подпись Bonnar.
Картина весьма похожа на аналогичную работу Боннара, хранящуюся в Эрмитаже (ГЭ №7709, к., м. 31х35 см).
Рентгеновский снимок выявляет письмо по грунту, уже имевшему кракелюр.
Фактура живописи под микроскопом свидетельствует об ускоренном искусственном старении красочного слоя. Картина отвергнута как явная подделка.

в) Попытка представить старую копию прекрасного качества в качестве авторского повторения (или первого варианта):
Нефф Тимофей Андреевич, «Две девушки в гроте» (х., м. 114х138 см), авторская подпись отсутствует. Частное собрание. Предложена как авторское повторение (или первоначальный вариант) картины того же автора и сюжета 1859 года из ГРМ инв. Ж-3782.
Рентгеновские снимки, однако, выявляют совершенно иной мазок Нефа на подписном оригинале из ГРМ по отношению к экспертируемой картине, что уверенно позволяет определить данную картину как свободную копию неизвестного художника с оригинала Неффа.
г) Имперсонификация автора посредством маскирования авторской подписи фальшивой подписью более известного художника:
Крамской Иван Николаевич, «Портрет А.М.Горчакова» (х., м., овал, 71х58 см РЖ 1013, собрание Эрмитажа). Картина исследовалась в связи с подготовкой к выставке картин из собрания А.М.Горчакова в Эрмитаже.
При изучении поверхности с помощью микроскопа установлено, что подпись Крамского фальшивая. Подлинная авторская подпись, однако, не уничтожена и читается фрагментарно в косых лучах  как Богацкий.
Николай Тимофеевич Богацкий [3] – художник 2-й половины ХIX века, даты жизни неизвестны, был вольнослушателем и участником выставок Академии Художеств.
Сходный с эрмитажным портрет Горчакова работы Богацкого 1875 года, также овальный, но несколько большего размера (82х60 см), имеется в г.Николаеве в Художественном музее им. В.В.Верещагина (№23 по каталогу музея 1997 г.).
д) Ошибки стилистической атрибуции экспертов:
Шейтс Матиас, «У палатки маркитантки» (дерево, м. 35х45 см, ГЭ 2135, собрание Эрмитажа). Поступила до 1797 года как Питер Вауверман. Картину долгое время причисляли к школе этого художника, по-видимому, руководствуясь некой монограммой HR МR на обороте доски. И.В.Линник [4] в 1980 году определила авторство М.Шетса, одного из учеников Ваувермана, на основании визуального сравнения с другими картинами этого художника, в частности, с подписанной «Солдатской сценой» из Картинной галереи Государственных музеев Берлин-Далем, инв. №1/60. С 1980 года под именем Шейтса картина фигурирует во всех новых каталогах Эрмитажа [5], переместившись из раздела Голландской живописи в Немецкий раздел.
При исследовании картины под микроскопом обнаружена подлинная монограмма Ф.Ваувермана (ср. с известными монограммами этого художника (ил. 14)). Буквы монограммы вдавлены в сырую краску и их одновременность написанию картины сомнений не вызывает.
Сравнение рентгеноснимков картины и работ Ф.Ваувермана показывают полную идентичность приемов и почерка. Благодаря этим результатам, картина, наконец, обрела истинного автора.
е) Работа по сравнению фотографий:
Утрилло Морис «Улица Кюстен» (х., м. 53,5х72,3 см, 1912-14 гг.).
Картина поступила на закупку при посредничестве иностранного дилера.
Пигментных несоответствий датировке не обнаружено. Авторская подпись Maurice Utrillo V. написана по сырой краске. Вместе с этим в нашем распоряжении не имелось рентгеновских снимков работ Утрилло для сравнения. Поэтому в данном случае проводилось компьютерное сравнение изображения представленной картины и изображения картины из каталога парижской выставки работ Утрилло 1905-25 годов [5]. Поскольку изображения совпадали с фотографической точностью вплоть до формы отдельных мазков и деталей формы границ, имелись все основания утверждать, что происхождение экспертируемой картины полностью соответствует легенде, представленной владельцем. Картина приобретена Эрмитажем в 1997 году.

А.И.Косолапов, Л.П.Вязьменская

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Примечания
:
1.Artists` Pigments, ed. El. West Fitzhugh, National Gallery of Art, Washington &Oxford Unit. Press, 1997. V.3. PP.295-397.
2. Беленький Е.Ф., Рискин И.В. Химия и технология пигментов// Химия, Л., 1974. С. 59-597.
3. Биографический указатель имен русских художников. Под ред. Вольценбурга. Т.2, «Богатский».
4. Линник И.В. Голландская живопись ХVII века и проблемы атрибуции картин. Л., 1980. С. 82.
5. Эрмитаж. Собрание западноевропейской хивописи. Каталог. Никулин Н.Н. Немецкая и Австрийская живопись XV-XVIII вв. Л., 1986. С. 141.
6. Galerie H. Fiquet&Cie, 20bis, Rue La Boetie-Paris. Exposition Maurice Utrillo V. De 1905 a 1925.III.25 «Rue Custine».
 

Партнери


 
 
 
 
 

 




Час роботи

Понеділок-четвер - з 10:00 до 18:00

П'ятниця - з 10:00 до 17:00

Субота, неділя - вихідний 

Під час дії воєнного стану працюємо за попередньою домовленістю.

Контакти

Адреса: Київ, Кияновський провулок, 3-7,

офіс 203

Tел: +38 044 272 3745,  +38 067 810 2898 (офіс-менеджерка), +38 093 843 8799 (директорка)

Email: info@art-lab.com.ua