В 1997-98 годах Государственным Эрмитажем, благодаря спонсорству Президента Российской Федерации, проводилась активная закупочная деятельность. Приобретались вещи первостепенного художественно-культурного значения, как из-за рубежа при посредничестве зарубежных дилеров, так и у населения.
В числе поступлений можно назвать картины Мориса Утрилло, Эжена Будена, Хайма Сутина, скульптуру Аристида Майоля, важные археологические предметы – китайские бронзы периодов Западного Джоу, Воюющих Государств, иранское парфянского/ раннесасанидского периода серебряное блюдо и др. В связи со значительно возросшим объемом закупок и качеством приобретаемых вещей было признано необходимым создание в музее нового крупного структурного подразделения – Отдела научно-технической экспертизы, куда вошли Лаборатория Научно-технической экспертизы и Химико-аналитическая лаборатория. На сегодняшний день в штатном расписании Отдела 15 специалистов химиков и физиков, в их числе 6 кандидатов наук. Многое было сделано для поддержки современной технической базы. Так, приобретено оборудование для термолюминесцентной датировки керамики, цифровая инфракрасная камера высокого разрешения Кодак ДЦС460ИК (2000х3000 элементов, 12 бит на элемент), новая инфракрасная видиконная камера фирмы Хамаматсу, современная высокопроизводительная компьютерная техника и др. При финансовой поддержке японской общины Шинджи Шумейкай был построен новый уникальный масс-анализатор для абсолютного датирования археологических золотых и электровых предметов.
б) Написание свободной копии существующей картины с фальсифицированной подписью на старом холсте с последующим старением красочного слоя:
Боннар Пьер, «Пейзаж с оградой» (х., м. 34,5х35 см, частное собрание), экспертиза 1998 года. Подпись Bonnar.
Картина весьма похожа на аналогичную работу Боннара, хранящуюся в Эрмитаже (ГЭ №7709, к., м. 31х35 см).
Рентгеновский снимок выявляет письмо по грунту, уже имевшему кракелюр.
Фактура живописи под микроскопом свидетельствует об ускоренном искусственном старении красочного слоя. Картина отвергнута как явная подделка.
Нефф Тимофей Андреевич, «Две девушки в гроте» (х., м. 114х138 см), авторская подпись отсутствует. Частное собрание. Предложена как авторское повторение (или первоначальный вариант) картины того же автора и сюжета 1859 года из ГРМ инв. Ж-3782.
Рентгеновские снимки, однако, выявляют совершенно иной мазок Нефа на подписном оригинале из ГРМ по отношению к экспертируемой картине, что уверенно позволяет определить данную картину как свободную копию неизвестного художника с оригинала Неффа.
г) Имперсонификация автора посредством маскирования авторской подписи фальшивой подписью более известного художника:
Крамской Иван Николаевич, «Портрет А.М.Горчакова» (х., м., овал, 71х58 см РЖ 1013, собрание Эрмитажа). Картина исследовалась в связи с подготовкой к выставке картин из собрания А.М.Горчакова в Эрмитаже.
При изучении поверхности с помощью микроскопа установлено, что подпись Крамского фальшивая. Подлинная авторская подпись, однако, не уничтожена и читается фрагментарно в косых лучах как Богацкий.
Николай Тимофеевич Богацкий [3] – художник 2-й половины ХIX века, даты жизни неизвестны, был вольнослушателем и участником выставок Академии Художеств.
Сходный с эрмитажным портрет Горчакова работы Богацкого 1875 года, также овальный, но несколько большего размера (82х60 см), имеется в г.Николаеве в Художественном музее им. В.В.Верещагина (№23 по каталогу музея 1997 г.).
д) Ошибки стилистической атрибуции экспертов:
е) Работа по сравнению фотографий:
А.И.Косолапов, Л.П.Вязьменская
Примечания:
1.Artists` Pigments, ed. El. West Fitzhugh, National Gallery of Art, Washington &Oxford Unit. Press, 1997. V.3. PP.295-397.
2. Беленький Е.Ф., Рискин И.В. Химия и технология пигментов// Химия, Л., 1974. С. 59-597.
3. Биографический указатель имен русских художников. Под ред. Вольценбурга. Т.2, «Богатский».
4. Линник И.В. Голландская живопись ХVII века и проблемы атрибуции картин. Л., 1980. С. 82.
5. Эрмитаж. Собрание западноевропейской хивописи. Каталог. Никулин Н.Н. Немецкая и Австрийская живопись XV-XVIII вв. Л., 1986. С. 141.
6. Galerie H. Fiquet&Cie, 20bis, Rue La Boetie-Paris. Exposition Maurice Utrillo V. De 1905 a 1925.III.25 «Rue Custine».