Для живописи второй половины XIX века было характерно появление новых хроматических материалов, которых до этого не существовало в природе.
В 1856 году на основе анилина английским химиком У.Г.Перкиным был создан первый синтетический красно-фиолетовый краситель «Мовеин» или Фиолетовый Перкина (Perkin’s violet), напоминающий по окраске цветы мальвы.
Вслед за Перкиным химики-синтетики всего мира создавали все новые и новые красители. Если природные органические красители извлекали из природного сырья, то новые красители были синтезированы на основе анилина и из каменноугольной смолы. Поэтому первоначально их называли анилиновыми или каменноугольными, а в настоящее время – синтетическими.
Уже к концу XIX века мощные фирмы-производители лакокрасочных материалов, стали выпускать в промышленных масштабах коммерческие краски, в том числе и для живописи, на основе синтетических органических хроматических материалов (СОХМ) – цветные пигменты и лаки.
В ХХ веке применение СОХМ резко возросло и к концу ХХ века эти материалы стали одними из основных хроматических материалов в живописи. Во второй половине XIX века и в ХХ веке появились лакокрасочные концерны, которые старались как можно быстрее выпустить новые коммерческие краски:
- В Германии – «IG Furbenidustrie», «BASF», «Bayer», «Hoechst».
- В Швейцарии – «Ciba», «Sandoz», «Geigy».
- В Англии – «I.C.I».
- В Японии – «Misubishi», «Sumitomo».
- Во Франции – «Francolor».
- В Италии – «Casella».
Мировой рынок красителей, красок и лаков был поделен между этими крупнейшими производителями. Это означает, что практически сразу после начала промышленного выпуска новых красок или лаков, эти материалы распространялись по всему миру.
Чтобы синтетические органические пигменты были пригодны для использования в качестве хроматических материалов живописи, они должны удовлетворять следующим условиям:
1. Быть интенсивно окрашены.
2. Быть нерастворимы в растворителях, применяемых для приготовления красок.
3. Быть устойчивыми к действию света и других агрессивных агентов внешней среды.
Далеко не все СОХМ одновременно удовлетворят всем этим условиям. Поэтому из всего многообразия СОХМ наиболее широко распространенными стали азопигменты в начале ХХ века и фталоцианиновые пигменты в середине 1930-х годов, которые наиболее полно отвечали вышеназванным условиям.
Азопигменты
Для азокрасителей и азопигментов характерно наличие одной или нескольких азогрупп. Их свойства зависят от количества азогрупп, а также структуры молекулярных фрагментов, присоединенных к азогруппам [1,2]. Существуют моно-, ди-, три- и полиазокрасители и пигменты [1,2]. Наибольшую популярность приобрела группа желтых моноазопигментов, известных под собирательным названием «Ганза желтые» [1-6].
Фталоцианины
По молекулярной структуре фталоцианиновые пигменты относятся к классу порфиринов, они близки к хлорофиллу и фрагменту гемма в гемоглобине [7-9]. Фталоцианины, так же, как и природные порфирины, состоят из четырех пиррольных колец, соединенных в замкнутую кольцевую порфириновую структуру. В центре порфиринового кольца обычно находится катион металла, образующий интенсивно окрашенные синие, зеленые или фиолетовые хелатные комплексные соединения с функциональными группами порфирина [1, 7-9]. Их окраска зависит от катиона металла и боковых заместителей в пиррольных кольцах молекул фталоцианинов.
В лабораторных условиях фталоцианины были синтезированы в 1928 году [7-9], но лишь в 1935 году появились первые коммерческие краски с синим и зеленым фталоцианиновыми пигментами – PG7и PG107-9.
Азопигменты и фталоцианины удовлетворяют выше названным требованиям, предъявленным к живописным пигментам:
- они очень интенсивно окрашены;
- из-за высокого молекулярного веса они практически нерастворимы в растворителях живописи;
- они устойчивы к действию света и других агрессивных агентов;
- их производство не требует дорогостоящего синтеза, что обусловливает их сравнительную дешевизну.
Оба класса пигментов выпускаются промышленно и в настоящее время широко распространены в красках для живописи. Примером может служить современный атлас эталонных накрасок итальянской фирмы «Classico», приобретенный в Милане в 2007 году. Из 26 синих и зеленых накрасок 18 содержит фталоцианиновые пигменты.
№ п\п | Синтетические органические пигменты | Синтез | Промышленный выпуск |
| 1. Класс моно-азопигментов | 1900-1910 годы |
|
1 | Красный Литолевый (PR49) | 1900 |
|
2 | PR3 | 1905 |
|
3 | PO5 | 1907 |
|
4 | Ганза Желтый (PY1) | 1909 |
|
5 | Ганза Желтый (PY3) | 1911 |
|
6 | PR7 | 1920 |
|
7 | PR9 | 1920 |
|
| 2. Класс ди-азопигментов | 1910-е годы |
|
8 | Желтый бензидиновый PY12 | 1911 |
|
9 | Желтый бензидиновый PY13 | 1911 |
|
| 3. Класс нитрозопигментов | 1920-е годы |
|
10 | Зеленый пигмент B (PG8) | 1921 |
|
| 4. Класс Фталоцианиновых пигментов | 1928 | 1928 |
11 | PG7 |
| 1935 |
12 | PG10 |
| 1947 |
Азопигменты и фталоцианины как хронологические маркеры
Таблица 1. Нижние границы применения синтетических органических пигментов в живописи ХХ века, определяемые по датам их синтеза и/или начала промышленного производства [8,9].
Названия пигментов даны в соответствии с зарубежной номенклатурой пигментов, взятой из «Colour Index» [4].
- Азопигменты из группы «Ганза желтые» - хронологические маркеры для периода 1909-1920-х годов.
- Фталоцианиновые пигменты – хронологические маркеры для периода, нижняя граница которого начинается с середины или конца 1930-х годов.
Необходимо отметить, что краски с азопигментами из группы «Ганза желтые» и фталоцианиновыми пигментами выпускаются вплоть до настоящего времени. Поэтому присутствие этих СОХМ не позволяет определить верхнюю границу создания живописи картины.
Если в авторских красочных слоях картин, датируемых до середины 1900-х годов, присутствуют азопигменты из группы «Ганза желтые», а фталоцианиновые пигменты присутствуют в картинах, датируемых до середины 1930-х годов, то эти факты позволяют обоснованно предполагать, что данные картины могут быть фальсификациями.
Исследования азопигментов и фталоцианинов в произведениях живописи
Чтобы эффективно использовать выше названные СОХМ в качестве хронологических маркеров для хронологической диагностики произведений живописи, необходимо иметь эффективные экспериментальные методы их идентификации.
Наиболее универсальным и надежным методом, позволяющим однозначно выявить, как азопигменты из группы «Ганза желтые», так и фталоцианиновые пигменты, является лабораторный метод Рамановской микроспекторфотометрии (спектроскопии комбинационного рассеяния) с применением специального микроскопа, соединенного со спектрофотометром на микропробах живописи.
Этот метод обладает важными преимуществами.
1. На Рамановском микроспектрофотометре пигменты из группы «Ганза желтые» и фталоцианиновые пигменты дают спектры комбинационного рассеяния (КРС) с хорошо разрешенной и богатой тонкой структурой, что позволяет корректно и надежно провести групповую идентификацию каждой из двух групп пигментов в микропробе живописи.
2. Для определения этих групп пигментов достаточна предельно малая микропроба живописи с линейными размерами 2х2 микрона.
3. Рамановская микроспектрофотометрия – весьма избирательный метод. С его помощью можно зарегистрировать спектры СОХМ из группы «Ганза желтые» и фталоцианиновые пигменты в присутствии многих минеральных и органических компонентов микропробы живописи, которые, в отличие, от выше названных групп пигментов, не имеют выраженных Рамановских спектров.
4. В пробе можно выделить отдельные участки или отдельные зерна, содержащие пигменты указанных групп и избирательно зарегистрировать их Рамановские спектры.
5. Рамановские спектры всех изученных азопигментов и фталоцианинов имеют характеристические полосы: 1670, 1620, 1480 см-1 для азопигментов и 1530, 1450, 750, 680 см-1 для фталоцианиновых пигментов.
Спектры в данной работе были записаны на спектрометре Nicolet Almega XR в диапазоне сдвигов 100-2000 см-1 при возбуждении лазером с длиной волны 780 нм и спектральном разрешении 2-4 см-1.
На следующем этапе исследований с помощью Рамановской микроспектрофотометрии предполагается идентифицировать индивидуальные органические пигменты и тем самым получить более точные и избирательные хронологические маркеры для хронологической диагностики живописи.
Выводы
1.Азопигменты из группы «Ганза желтые» и фталоцианиновые пигменты являются хронологическими маркерами для живописи ХХ века.
2.С помощью лабораторного метода Рамановской на микропробах живописи можно на микропробах живописи однозначно выявить наличие или отсутствие в живописи как азопигментов, так и фталоцианинов.
3.С помощью названных методов в произведениях живописи были идентифицированы азопигменты типа «Ганза желтые» и фталоцианины.
Примечания:
1. Степанов Б.И. Введение в химию и технологию органических красителей. М., 1977.
2. Венкатараман К. ред. Аналитическая химия синтетических красителей. Ленинград, 1979.
3. Perego F. Dictionaire des materiaux du peintre. Paris-Belin, 2005.
4. Colour Index. Society of Dyers & Colourists; 3 Rev Ed edition, 1971.
5. de Kejzer M. Microchemical identification of modern organic pigments discovered in twentieth century. Dresden, 1990. P. 99-137.
6. de Kejzer M. Microchemical identification of modern organic pigments discovered in twentieth century. Dresden, 1990. P. 214-219.
7. Moser F.H., Thomas A.L. Phthalocyanine compounds. New York; Ed. Chapman & Hall Ltd. London (American Chemical Society: Monographs Series), 1963.
8. Artist’s pigments (A Handbook of History and Characteristscs), Vol. 1-3. Ed. National gallery of art, Washington & Oxford university press, 1986-1997.
9. La Fabrica dei colori (Pigmenti e coloranti nella pittura e nella tintoria). Roma, Ed. Il Bagatto libri, 1995.
В.П.Голиков, Б.В.Жаданов, Ю.В.Боровлев, В.Н.Соловьев
Научно-исследовательская лаборатория Московского музея современного искусства, Москва
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.И.Лихачева, Москва