В коллекции Национального художественного музея Украины хранятся пять эталонных работ В. Л. Боровиковского:
- иконы «Христос» [1] и «Богоматерь» [2], парные, обе – 1784 г., подписаны и датированы. Надписи в нижней части икон нанесены краской светлого желтого цвета, выполнены рукописным шрифтом без наклона и без выделения заглавных букв: «1784 года п[ис]а[лъ] владимiръ боровиковскiй». Согласно сведениям из музейных инвентарных карточек экспонатов, иконы поступили в 1936 г. из Лубенского музея в Киевский музей русского искусства, откуда в 1938 году поступили в НХМУ.
- икона «Богоматерь»[3], 1787 г., так же подписана и датирована. Надпись в нижней части иконы нанесена краской светлого желтого цвета, выполнена рукописным шрифтом без наклона, однако уже с выделением заглавных букв «В» в имени и «Б» в фамилии: «1787 года [п]исалъ Владимiр Боровиковскiй». Икона передана в дар музею в 1929 году Мильштейном Б.А. (Ленинград); привезена в Киев в том же году и передана в музей Ф.Эрнстом.
- «Портрет графа Самойлова» [4], 1797, поступил в музей до 1914 г.; происхождение – неизвестно. На обороте картины прикреплена бумажная найклейка, скрепленная красной сургучной печатью. Надпись на бумажной наклейке: «Писалъ Владимiр Лукичъ Боровиковскiй»; оттиск на печати: «Бугаевскiй». В правом нижнем углу оборота картины – дата 1797, проставленная карандашом.
- «Портрет П.Д.Трощинского» [5], 1819. Картина поступила в музей до 1914 года как дар Н.Ф.Колмаковой. Портрет является уменьшенной копией «Портрета П.Д.Трощинского» того же года из собрания ГТГ [6].
- икона «Богородица на троне с двумя предстоящими» [7], 1780-е, атрибутирована как работа круга В.Л.Боровиковского [8], не подписана и не датирована. В книге поступлений за 1898-1914 гг. икона записана как привезенная Н.Биляшевским из г. Миргорода. На обороте иконы имеется бумажная наклейка, на которой черными чернилами скорописью сделана надпись: «г. Миргородъ. Полтавск. Троицкая церковъ. Из разобран. Иконостаса Дар К.В.Фишманъ 1910 г».
Три картины значатся как произведения В.Л.Боровиковского под вопросом:
- «Портрет неизвестной» [9]. Картина поступила в музей в 1939 г. из Киевского музея русского искусства. В левой части картины, ближе к краю, над правым плечом изображенной нанесена подпись и дата: «В.Боровиковскiй Писалъ въ 1796». Подпись нанесена темной коричневой краской, раздельно написанными мелкими рукописными буквами.
- «Портрет девушки в веночке из плюща» [10]. Картина поступила в музей в 1982 году как дар Л.Т.Литвиненко.В левом нижнем углу картины имеется подпись: «П[неразборчиво] В.Боровiко[…]» и дата «18[…]». Подпись и дата выполнены красной краской; подпись нанесена раздельно написанными мелкими рукописными буквами.
- «Портрет Н.В.Репнина» [11]. Картина поступила в музей в 1924 г. из имения Репниных в Яготине (Киевская губ.). В левой нижней части картины, возле правого плеча изображенного, красной краской нанесена цифра «66».
В рамках работы над вторым выпуском научного периодического издания «Колекцiя НХМУ. Живопис XIX – початку ХХ столiття» научным коллективом были выполнены комплексные сравнительные стилистические и технико-технологические исследования произведений данной группы. В рамках технологического исследования были проведены следующие мероприятия:
- визуальное исследование поверхности живописи под микроскопом;
- исследование и фотофиксация исследуемых памятников в видимом свете, свете видимой люминесценции и инфракрасном излучении;
- определение состава пигментов методами микрохимического, термохимического, люминесцентного и эмиссионного спектрального анализов;
- с красочного слоя произведений были отобраны микропробы красочного слоя и изготовлены микрошлифы поперечного среза живописи, структуры шлифов изучены в поляризованном белом свете и в свете видимой люминесценции, возбуждаемой УФ-лучами.
По результатам исследований работ «Портрет неизвестной», «Портрет девушки в веночке из плюща» и «Портрет Н.В.Репнина» выведены из круга работ В.Л.Боровиковского и получили следующую атрибуцию: неизвестный художник первой половины – середины XIX века.
Икона «Богородица на троне с двумя предстоящими», ранее с атрибуцией «икона круга В.Боровиковского, 1780-е», получила авторство – Боровиковский В.Л., более точное название «Богородица на троне с двумя предстоящими: великомученицей Зиновией и Архидиаконом Лаврентием» и уточненную датировку – 1787-1788 гг.
Новая атрибуция вышеуказанного памятника основана на:
- визуальном сравнении графологического начертания надписей с исследуемой иконы и надписей с подписных и датированных произведений В.Л.Боровиковского;
- сравнении живописной фактуры фрагментов изображения исследуемой иконы с элементами подписанных и датированных икон;
- сравнительном анализе технологических данных исследуемой иконы и данных, полученных при изучении подписанных и датированных произведений В.Л.Боровиковского.
Ниже приводим данные исследований грунтов и красочных слоев произведений В.Л.Боровиковского из собрания НХМУ:
- «Христос», 1784 (инв. № Ж-426). В изображении облаков использованы свинцовые белила; красный красочный слой в изображении хитона Спасителя содержит свинцовые белила, киноварь, охру красную; синий красочный слой в изображении гиматия Спасителя содержит свинцовые белила и берлинскую лазурь; желтый красочный слой в изображении жезла состоит из свинцовых белил, охры желтой и киновари.
- «Богоматерь», 1784 (инв. № Ж-427). Икона написана на грунтованной доске: грунт иконы однослойный, серого цвета; наполнитель грунта – свинцовые белила, мел, черная угольная; связующее – масло с добавлением клея. В изображении облаков использованы свинцовые белила; красный красочный слой в изображении гиматия Богородицы содержит свинцовые белила, киноварь, органическую красную; синий красочный слой в изображении хитона Богородицы содержит свинцовые белила и берлинскую лазурь; голубой цвет в изображении неба содержит свинцовые белила и берлинскую лазурь; желтый красочный слой в изображении орнамента на одежде Богородицы состоит из свинцовых белил, охры желтой и отдельных частичек угольной черной.
- «Богоматерь», 1787 (инв. № Ж-428). Красный красочный слой в изображении гиматия Богородицы содержит в себе свинцовые белила, киноварь, органический красный. Синий красочный слой в изображении хитона Богородицы содержит свинцовые белила, берлинскую лазурь, черную угольную. Голубой в изображении неба содержит свинцовые белила, берлинскую лазурь и черную угольную (немного). Красочный слой желтого цвета в изображении орнамента орнамента на одеждах Богородицы содержит свинцовые белила, охру желтую, неаполитанскую желтую.
- «Богородица на троне с двумя предстоящими: великомученицей Зиновией и Архидиаконом Лаврентием», 1787-1788 (инв. № Ж-428). Икона написана на грунтованной доске: грунт иконы однослойный, серого цвета; наполнитель грунта – свинцовые белила, мел, черная угольная; связующее – масло с добавлением клея. Грунт идентичен грунту с иконы «Богоматерь», 1784 (инв. № Ж-427). В изображении облаков использованы свинцовые белила, киноварь, черная угольная; красный красочный слой в изображении хитона Архидиакона Лаврентия содержит свинцовые белила, киноварь, органическую красную; голубой цвет в изображении неба содержит свинцовые белила и берлинскую лазурь; желтый красочный слой в изображении орнамента на одежде Богородицы стстоит из свинцовых белил, киновари, неаполитанской желтой. Пигменты красочного слоя идентичны пигментам красочного слоя иконы «Богоматерь», 1787 (инв. № Ж-428).
- «Портрет графа Самойлова», 1797 (инв. № Ж-168). Картина написана на картоне с двухслойным грунтом, нанесенным вручную. Нижний слой грунта темно-коричневого цвета, содержит в качестве наполнителя охру коричневую, мел, угольную черную; связующее – животный клей. Верхний слой грунта серого цвета; наполнитель – свинцовые белила, черная угольная; связующее – масло. В изображении неба (голубой красочный слой) использованы свинцовые белила и берлинская лазурь. В изображении кресла (зеленый красочный слой) – свинцовые белила, берлинская лазурь, охра желтая, черная угольная (немного). Красный цвет драпировки состоит из свинцовых белил, охры красной и краплака.
- «Портрет П.Д.Трощинского», 1819 (инв. № Ж-169). Портрет написан на холсте с грунтом, нанесенным вручную. Грунт картины – однослойный, светлый, чуть желтоватый. Наполнитель грунта – свинцовые белила, мел; связующее – масло с добавлением клея. Белый цвет в изображении бумаги – свинцовые белила; желтый в изображении рамы – свинцовые белила, неаполитанская желтая, охра желтая. Красочный слой в изображении драпировки состоит из свинцовых белил, берлинской лазури, охры желтой.
Исходя из вышеизложенного, в датировке иконы Боровиковского В.Л. «Богородица на троне с двумя предстоящими: великомученицей Зиновией и Архидиаконом Лаврентием», 1787-1788 (инв. № Ж-428), нижняя дата (1787 г.) выбрана на том основании, что пигмент неаполитанская желтая обнаружен в иконе «Богоматерь», 1787 (инв. № Ж-428), но не обнаружен в иконах 1784 г., а верхняя граница (1788 г.) в датировке иконы дается на том основании, что в декабре 1788 года В.Л.Боровиковский переехал в Петербург и в Миргород уже не возвращался.
Таким образом, в результате комплексных исследований коллекция музея пополнилась еще одним памятником, обретшим авторство – В.Л.Боровиковский.
Авторы статья благодарят заместителя директора НХМУ по научной работе Толстову Лесю Владимировну и хранителя фонда древней живописи Беликову Галину Алексеевну за участие в данной работе.
Примечания
1. «Христос», 1784, дерево, грунт, масляная техника, 137х53х2,5, иконный щит состоит из двух частей; верхняя часть иконы имеет трилопастное завершение; две врезные односторонние шпонки, не доходящие до краев (инв. № Ж-426).Опубликована: Український іконопис ХІІ-ХІХ ст. з колекції НХМУ. – Артанія Нова, 2005. – С. 248.
2. «Богоматерь», 1784, дерево, грунт, масляная техника, 137х53х2,5, иконный щит состоит из двух частей, верхняя часть иконы имеет трилопастное завершение, две врезные односторонние шпонки, не доходящие до краев (инв. № Ж-427). Опубликована: Український іконопис ХІІ-ХІХ ст. з колекції НХМУ. – Артанія Нова, 2005. – С. 248.
3. «Богоматерь», 1787, дерево, грунт, масляная техника, 141х54х2,5, иконный щит состоит из двух частей, верхняя часть иконы имеет завершение в виде полукруглой возвышенной арки с выемчатыми двойными пятами на одном уровне, две врезные односторонние шпонки, не доходящие до краев (инв. № Ж-428). Опубликована: Український іконопис ХІІ-ХІХ ст. з колекції НХМУ. – Артанія Нова, 2005. – С. 248.
4. «Портрет графа Самойлова», 1797, картон, грунт, масляная техника, 24,4х19,4 (инв. № Ж-168).
5. «Портрет П.Д.Трощинского», 1819, холст, грунт, масляная техника, 100х83 (инв. № Ж-169) // «портрет міністра юстиції Дмитра Прокоповича Трощинського (1754-1829)», 1819. Опубликована: Український іконопис ХІІ-ХІХ ст. з колекції НХМУ. – Артанія Нова, 2005. – С. 39.
6. Опубликован: ГТГ. Каталог собрания. Живопись ХVIII века. – М., 1998. – С. 89, кат 104.
7. «Богородица на троне с двумя предстоящими», 1780-е, дерево, грунт, масляная техника, 145х85х2, иконный щит состоит из двух частей, верхняя часть иконы имеет завершение в виде полукруглой возвышенной арки с выемчатыми двойными пятами на одном уровне, две врезные односторонние шпонки, не доходящие до краев (инв. № Ж-428).
8. «Богородиця на троні з двома святими», майстерня В.Л.Боровиковського, 1780-ті рр. Опубликована: Український іконопис ХІІ-ХІХ ст. з колекції НХМУ. – Артанія Нова, 2005. – С. 149.
9. «Портрет неизвестной», 1796, холст, масляная техника, 64х46,5 (инв. № Ж-429).
10. «Портрет девушки в веночке из плюща», 18[…], холст, масляная техника, 96х78 (инв. № Ж-1714).
11. «Портрет Н.В.Репнина», холст, масляная техника, 76х61 (инв. № Ж-769).
Рыжова О.О.
Национальный художественный музей Украины
Распопина В.О.
Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины г. Киев, Украина