Home Статті Живопись Николая Глущенко советского периода. Опыт комплексного исследования

ArtLab

JA slide show

Живопись Николая Глущенко советского периода. Опыт комплексного исследования

В данной статье приводятся сведения о технико-технологических аспектах живописи Николая Петровича Глущенко (1901—1977) — выдающегося мастера XX ст., — полученные при реставрации работ художника и в результате изучения материалов живописи (определении состава грунтов и пигментов) различными физико-химическими методами анализа.

Исследовано 53 картины из собрания Национального художественного музея Украины, созданные художником за 40-летний период творчества (1937-1977).

Фонды Национального художественного музея Украины насчитывают свыше трехсот произведений Н.П. Глущенко.

Работы Н. Глущенко имели большой успех еще при жизни художника, мно­гократно экспонировались на персональных выставках, признаны не только в нашей стране, но далеко за ее пределами. Произведения Н. Глущенко хранятся во многих самых престижных собраниях мира.

С годами интерес к работам мастера растет. Каждый коллекционер, антиквар, любитель искусства считает престижным иметь в своем собрании произведение ху­дожника. Антикварный рынок поднимает интерес к личности художника. К сожале­нию, подлинных картин на всех желающих не хватает, поэтому на рынке появляются все «новые и новые» работы Н. Глущенко. Среди них есть грубые, легко узнаваемые подделки, но есть и такие, которые визуально распознать не под силу даже специа­листу, хорошо знакомому с творчеством художника. Идентифицировать подлинные работы мастера помогают технико-технологические исследования.

Возможность тщательного ознакомления с технологией создания произведе­ния живописи становится реальной во время реставрации картин художника. Во- первых, это необходимо для успешной реставрации, во-вторых, систематизируя полученные результаты исследований, можно собрать сравнительный материал, называемый «банком данных».

В отделе охраны памятников истории и культуры при подготовке к выставке 2009 г., посвященной 110-летию НХМ Украины, было отреставрировано 36 работ Н. Глущенко. В процессе реставрации выявлена сложная структура красочного слоя. Много произведений написано в несколько приемов «по-сухому». Толщина красочных слоев и структура отдельных мазков менялась во времени. Обогаща­лась новыми пигментами палитра мастера.

В процессе реставрации изучались и анализировались подписи художника разных периодов его творчества. Эта работа будет продолжена.

В отделе физико-химических исследований ННИРЦУ вот уже несколько лет проводится систематическое изучение живописи украинских художников - опре­деляются состав грунта, состав пигментов и их смесей, исследуется структура кра­сочных слоев. Очевидно, что надежность полученных результатов напрямую связана с числом изученных произведений одного мастерачем больше, тем луч­ше. Сведения о составе материалов, которыми работал художник, а также о спо­собах их нанесения, важны прежде всего для понимания стиля мастера, его художественного почерка, а также могут быть использованы при экспертизе.

ОСНОВА ЖИВОПИСИ Н.П. ГЛУЩЕНКО

Основа живописи Н. Глущенкохолсты и картон. Холсты в качестве основы для живописи использовались художником чаще, чем картон, отношение холст/картон в изученных нами работах составляет примерно 3:1.

Одна из исследованных картинОбнаженная», х., м., 71x90,5, 40-е годы) на­писана на проклеенном, негрунтованном холсте, остальные - на холстах с эмульси­онным грунтом (наполнитель грунта - цинковые белила). Большинство работ написано на рулонных фабричных грунтованных холстах. В таких картинах кром­ки холста загрунтованы. В ряде картин 40-х годов кромки холста чистыегрунто­валась только рабочая поверхность полотна, грунтовка производилась на подрамниках. Вначале мы предположили, что холсты на подрамнике грунтовал сам художник, но затем на двух картинах этого периода на обороте холста обнару­жили штамп — «Фабрика «Палитра», Москва, эмульсионный, 10\Ш-41».

По-видимому, наряду с изготовлением фабричных рулонных грунтованных холстов, в 40-е годы существовал и такой полукустарный способ грунтовки холс­тов для живописи.

ПИГМЕНТЫ

БЕЛИЛА - в живописи Н. Глущенко идентифицированы в основном три типа белил: практически чистые цинковые белила (содержание: примесь свинцовых белил менее 1%), цинковые белила с примесью свинцовых (1-10 %) и свинцово- цинковые белила (более 10% свинцовых).

В одной из исследованных работСидящая обнаженная», х., м., 73x54,5,1941 г.) обнаружены баритово-цинковые белила. Чистые свинцовые белила в картинах советского периода творчества художника (1937—1977 гг.) не выявлены. В белилах некоторых картин идентифицирована примесь титана, однако белила с сущест­венным содержанием титана, которые можно было бы отнести к титановым или смешанным (титаново-цинковым, титаново-баритово-цинковым и др.), в иссле­дованных картинах не обнаружены.

Из приведенных данных следует, что корреляция между типом исполь­зованных художником белил и временем создания произведения отсутствует. Чистые цинковые белила идентифицированы как в ранних работах исследован­ного периода, так и в поздних. То же относится к цинковым белилам, содержащим примесь свинцовых, и к свинцово-цинковым белилам.

КРАСНЫЕ ПИГМЕНТЫ - киноварь, красный кадмий, разного оттенка орга­нические светлые и темные красные пигменты. Киноварь обнаружена в небольших количествах в картинах, созданных в 40-е гг. XX века. Разных оттенков красный кадмий широко использовался художником на протяжении всего периода его творчествав исследованной серии работ, начи­ная с конца 30-х гг. и до конца жизни. Также широко использовались художником органические красные пигменты (темные и светлые, люминесцирующие и не люминесцирующие) как в чистом виде, так и в смеси с красным кадмием.

ЗЕЛЕНЫЕ ПИГМЕНТЫ — изумрудная зеленая, зеленый кобальт, марганце­вая зеленая, ФЦ зеленая, фабричные составные зеленые — берлинская лазурь со свинцовым кроном, стронциановой желтой или желтым кадмиемНаиболее часто художник использовал изумрудную зеленую, несколько режезеленый кобальт. С середины 50-х гг. — начала 60-х гг. в употребление входят марганцевая зеленая и ФЦ зеленая. Последняя широко использовалась художни­ком в последнее десятилетие его творчества.

ЖЕЛТЫЕ И ОРАНЖЕВЫЕ ПИГМЕНТЫ - желтый кадмий, стронциановая желтая, свинцовый крон, неаполитанская желтая, оранжевый кадмий и оранже­вый хром. Желтый кадмийдоминирующий желтый пигмент в живописи Н.П. Глущен­ко на протяжении всего периода его творчества. Желтому кадмию «несколько ус­тупает» стронциановая желтая. Часто оба пигмента используются вместе, т.е. обнаруживаются в одной и той же картине. Значительно реже художник исполь­зовал свинцовый крон, а неаполитанская желтая идентифицирована как примесь в двух картинах 40-х гг.

СИНИЕ ПИГМЕНТЫсиний кобальт, церулеум, ультрамарин, берлинская лазурь, марганцевая голубая, ФЦ голубая.

Синий кобальт, церулеум и ультрамарин идентифицированы в большинстве исследованных работ на протяжении всего периода творчества художника. Отно­сительно редко использовалась берлинcкая лазурь. С середины 50-х - начала 60-х гг. в употребление входят марганцевая и ФЦ го­лубые (как и аналогичные зеленые).

ФИОЛЕТОВЫЕ ПИГМЕНТЫ - кобальт фиолетовый и краплак. Оба пигмента использовались художником на протяжении всего исследован­ного периода творчества.

В картинах Н.П. Глущенко последних лет обнаружена смешанная техника - в масляной живописи отдельные мазки выполнены красками на полимерном свя­зующем.

Таким образом, палитра Н. Глущенко исключительно богата. Примерно с конца 50-х гг. художник «берет на вооружение» новые для его живописи пигменты: марганце­вые и фталоцианиновые синие и зеленые), которые частично вытесня­ют широко применявшиеся ранее изумрудную зеленую и синий кобальт. В 60—70-х гг. живопись Н. Глущенко становится ярче, выразительнее, причем не только за счет изменения стиля и художественной манеры, но и за счет использо­вания большего числа пигментов и их смесей.

Демидчук-Демчук И.Ф., Чамлай Н.С.
Национальный художественный музей Украины

Лугина Л Л.
Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины
г. Киев, Украина

 

Партнери


 
 
 
 
 

 




Час роботи

Понеділок-четвер - з 10:00 до 18:00

П'ятниця - з 10:00 до 17:00

Субота, неділя - вихідний 

Під час дії воєнного стану працюємо за попередньою домовленістю.

Контакти

Адреса: Київ, Кияновський провулок, 3-7,

офіс 203

Tел: +38 044 272 3745,  +38 067 810 2898 (офіс-менеджерка), +38 093 843 8799 (директорка)

Email: info@art-lab.com.ua