Произведения известного украинского художника С.И.Васильковского находятся во многих государственных музеях и частных коллекциях. Практический опыт изучения творческого наследия живописца указывает на существование наряду с оригиналами, как явных подделок, так и работ спорного характера.
Например, известны случаи, когда поздняя подпись стоит на картине, по ряду признаков отвечающей живописной манере Васильковского. В связи с этим появилась необходимость выявления типологических особенностей произведений мастера, что позволяет более объективно проводить комплексный анализ его работ.
Большинство произведений художника имеют небольшой горизонтальный формат и выполнены в технике масляной живописи на твердой основе. Это определяло как выбор материалов, так и характер формальных изобразительных средств. Самый распространенный размер работ – 24х36 см. Особенно часто он стал использоваться живописцем со второй половины 1880-х годов. В качестве основы многих произведений выбиралась фанера или деревянная доска с широкими скосами на тыльной стороне. В случаях выбора холста он нередко для усиления прочности наклеивался на картон.
Значительная часть известных работ художника с подписью на лицевой стороне «С.Васильковскiй» в правом или левом нижних углах. В ранних произведениях рядом встречается надпись с датой или названием изображенного места. Примерно с пенсионерской поездки за границу иногда появляются подписи с полным написанием имени «Сергъй». Тогда же можно отметить появление пояснительных надписей в центре оборотной стороны картины, например, «Ярмарка въ Полтавщинъ», «Праздникъ въ слободъ», «Въ ожиданiи перевоза у Cвятых горъ (Харьковщина)» и др. Мелкий почерк со специфическим написанием некоторых букв, традиционным размашистым завершением подписи легко узнаваем в авторских произведениях.
В творчестве Васильковского имеются изображения российских столичных городов, например, Москвы и Петербурга, далекой Италии, Испании или Франции, но главной темой его произведений всегда была Украина, родная Харьковщина. С огромной любовью и знанием жизни народа своей земли художник создавал поэтические образы украинской природы. Несмотря на повествовательность и внимание к деталям национального быта, живописец стремился придать произведения обобщающие, типические черты. Отсюда появление независимо от сюжета и формата картины уравновешенной панорамной композиции, принципы построения которой он постиг на академических занятиях М.К.Клодта и В.Д.Орловского. Только у Васильковского она получает свои характерные черты: линия горизонта почти всегда проходит около центра картины, что позволяет совместить развернутые ближний и средний планы с узким далевым фрагментом ландшафта. При этом очертания форм дальнего плана будто растворяются в условной сероватой дымке, контрастируя с четкими изображениями вблизи. Несмотря на небольшой формат произведений фигуры людей, деревенские постройки, предметы домашнего быта и животные обычно помещаются на среднем плане. Это давало возможность сделать более наполненным живописный «рассказ» и придать запечатленному пейзажу некую монументальность. Очертания различных форм подчиняются ритму горизонталей. Например, нередко в произведениях встречаются вытянутые сужающиеся справа налево контуры, будь-то тень от человека или травянистый участок земли.
В произведениях Васильковского можно выделить повторяющиеся изображения людей, предметов, архитектуры и участков пейзажа. Например, выявляются аналогии не только в передаче одежды крестьян, но также повторения их позы или ракурса. Художник нередко пишет людей со спины, при этом будто несколько смещает изображение головы по отношению к плечам. Произведения мастера характеризуются также насыщенностью и даже пестротой красочных пятен, светотеневым контрастом. Химический анализ выявляет особенности состава пигментов.
Подготовительный рисунок в определенных местах наносился палочкой или тонкой кистью. Это могли быть контуры людей, облаков, построек, линия горизонта и т.д. Краска не всегда покрывает рисунок, оставляя узкую незаписанную линию по краю формы. Это усиливает выразительность изображения, сохраняя фактурный характер мазка, свободно лепящего саму форму. Васильковский активно использовал растирки и соскобы красочного слоя мастихином. Особенно показательно это в передаче почти-что брызгами зелени листвы.
В качестве исследуемого материала использовались произведения из собрания ГРМ и частных коллекций.
С.В.Кривонденченков
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург