Home Статті Характерные особенности графики А.Н.Бенуа (1870-1960)

ArtLab

JA slide show

Характерные особенности графики А.Н.Бенуа (1870-1960)

Графическое наследие А.Н.Бенуа огромно, многосторонне и неисчерпаемо. Однако, несмотря на работу во многих областях искусства: книжной и журнальной графике, театре, графике и живописи, применению им и смешению в своем творчестве всевозможных техник, его искусство узнаваемо независимо от периода его творчества благодаря объединяющим особенностям художественного языка. В статье сделана попытка распознать его характерные признаки. Для этого исследовано тридцать пейзажей, силуэт, эскиз иллюстрации и пятьдесят театральных работ (эскизов костюмов и декораций).

Рисунок
В ранний период для творчества Бенуа характерен рисунок с натуры, впоследствии все чаще встречаетсясочиненный, фантазийный на основе сохраненных в памяти впечатлений от ранее увиденной натуры. По назначениюрисунки могут быть классифицированы как вспомогательные и законченные. Вспомогательный может быть предварительным наброском или подготовительным рисунком под красочный слой. Под красочным слоем всегда имеется подготовительный рисунок, чаще всего итальянским или графитным карандашом, режеуглем, сангиной, пастелью. Очень часто у А.Н.Бенуа встречается сочетание двух типов рисунковкарандашного и перового тушью или, реже, кистевого тушью. Когда преобладает карандашный рисунок, перовой служит для уточнения формы, акцентированного подчеркивания и усиления отдельных деталей контуров или теней, выявляющих характер поверхности формы и материалов предметов. В случае преобладания перового рисунка, карандашный является вспомогательным. Этот (упомянутый последним) тип рисунка, как правилонаиболее сложный и развитый по богатству и разнообразию форм и сочетаний линий. Перовой рисунок редко совпадает с карандашным, всегда исправляя его. Исправленные линии иногда стираются. Если линии были перекрыты красочным слоем, в дальнейшем нужные из них восполняются рисунком тушью поверх красочного слоя. Обязательно в работах А.Н.Бенуа присутствуют многочисленные просветы основы. Цвет основы часто служит предметным цветом. Всегда линейный контурный рисунок сочетается со штриховым рисунком. Контуры создают силуэтные очертания предметов, причем характер контура отражает характер предмета, его поверхности. Контур не всегда замкнут, иногда объединяет ряд предметов, особенно на задних планах (например, силуэты деревьев, облаков). Штриховки применяются для отображения фактуры поверхности материалов изображенных объектов, положения теней на изгибах или складках форм, для изображения задних планов. Иногда теневые пятна штриховок предварительно обводятся контуром. Чаще всего такое плоское пятно заполняется сплошной параллельной диагональной штриховкой, р6хежевертикальной, в более сложных рисункахперекрестной. И штриховки и контуры создают силуэтные пятна, подчеркивающие плоскостность изображения, столь характерную для художника, много работавшего в области книжной иллюстрации.
Линия, как правило, выполнена тупым мягким карандашом, оставляет широкий след. Линии делятся на конструктивные вертикали, горизонтали и диагонали (особенно они видны в беглых набросках, где намечаются планы движения композиции, архитектура) и кривые контурные. Характернейшей особенностью контурной линии является ее пружинистый характер. Условно, в рисунках А.Н.Бенуа развернутая проволочная пружинаосновной элемент построения форм с помощью контуров. Она то петляет, то образует остроконечные зубцы, то зигзаги, придавая контурам силуэтов изрезанный неспокойный характер. Для изображения подвижных структур (воды, растительности) – зигзагообразные линии переплетаются, иногда накладываются на прямую линию, на диагональную или перекрестную штриховку. Характерны повторы и пересечения линий, изменения положения контуров, что придает динамику и свободу рисунку А.Н.Бенуа. Иногда на дальних планах короткие штрихи уменьшаются до точек. Разновидностью плоскостного рисунка являются силуэтызаполненные сплошной заливкой тушью контуры изображений.
Красочный слой.
В подготовительных рисунках часто встречаются авторские краткие обозначения цвета: «зел.», «гол.», «белизна», теней: «тень», тонкости красочного слоя: «прозрачность». Голубой, зеленый, коричневый, желтыйосновные цвета колорита. Для теней применяются усиление и углубление тона, а  также серые и черные краски. Для наиболее светлых акцентовбелила. Исследование в УФ-лучах показало применение различных белил, частодвух типов одновременно: свинцовых (бледно-голубое свечение), цинковых (зеленовато-желтое свечение), баритовых (ярко-фиолетовое свечение) и титановых (сиреневое свечение). Как дополнительные цвета используются: фиолетовый, сиреневый, розовый, вишневый, оранжевый, алый, бордовый, малиновый, горчичный. Краски смешиваются как на палитре, так и на бумаге. Наибольшее смешение тоновв тенях и на задних планах. Особенно богата гамма зеленых тоновот салатового до цвета морской волны, от оливкового и изумрудного до ядовито-зеленого. Как правило, первые планы светлей, дальниетемней. Красочные пятна частично перекрывают друг друга, так, что видны как чистые цвета, так и смеси их на бумаге. Смеси красок разнообразны: наиболее часто смешиваютсяголубой и зеленый; вишневый с белилами (дает розовый); желтый с голубым (дает зеленый); голубой с коричневым и др. Все цвета смешиваются с белилами. В основном, темные тона лежат поверх светлых. На первом планечасто фиолетовые, синие, черные, коричневые тени. Там, где преобладает рисунок, красочный слой дан совсем тонко, как тональная подцветка. В целом, для всех работ характерен тонкий красочный слой с уплотнением цвета на фигурах и изображениях первого плана. Характер красочных мазков аналогичен характеру линий рисунка: длинные пальцеобразные с заостренными окончаниями и круглящиеся скобообразные крючковатые волнистые. Сильно разбавленная краска иногда образует затеки. Цвет обозначает предметы, его сгущение или разреженность зависит от освещенности поверхности предмета. Художник работает как в чистых, так и в смешанных техниках: акварели, гуаши; акварели, темперы; гуаши, темперы.
Композиция.
Среди станковых работ художника преобладает пейзаж. Виды его разнообразны: дворцовые парки с архитектурой и фонтанами, окрестности предгорий и приморья, скромные уголки предместий и маленьких городков. Много путешествующий художник запечатлевал в памяти достопримечательности каждой местности, особенно мест, богатых памятниками истории, культуры и искусства: архитектуры, скульптуры и т.д.
Большое влияние на композиции станковых работ оказали его театральная деятельность и работа в области книжной иллюстрации. Условно можно разделить его композиции на два типа: симметричную кулисную и асимметричную с диагональным движением реки, дороги, парапета, лестницы посредине. Все работы имеют перекрытый изображениями задник, то есть, построены по принципу театральной мизансцены с ограниченным камерным пространством. Пространственные планы перечисляются горизонтальными полосами в вертикальном направлении на плоскости листа по принципу плоскостного построения, характерного для книжной иллюстрации. Чаще главным является второй план изображения, режепервый. Асимметричная композиция делится на левую и правую части с размещением, например, строений с одной, пейзажас другой стороны. Фигурки, если они есть, мелкие, стаффажные, сочиненные, часто выполненные схематично. Иногда художник наполняет пейзажное пространство историческими фигурами или фигурами в исторических костюмах, чаще XVIII века. В этом случае, костюмированные персонажи даны жестикулирующими в подвижных позах, как и персонажи его театральных костюмов.
Подписи и надписи.
За редким исключением, А.Н.Бенуа почти всегда подписывал свои работы. Многие из них снабжены подробными надписями с датами и обозначениями места исполнения на русском, а чащена французском языке. Подписи разнообразны: от монограммы «АВ», инициалы которой выполнены сплетено, слитно или раздельно, до каллиграфически выполненных имени и фамилии на русском или французском языках со слитным или раздельным начертанием букв. Чаще всего все или почти все буквы подписи связаны воедино. Иногда при быстром начертании подписи некоторые буквы имени опускаются или вся подпись выглядит неразборчиво. Чаще подписи и надписи выполнены графитным карандашом или пером тушью или коричневыми чернилами, режеакварелью, гуашью, темперой.
Возможные ошибки атрибуции.
Часто в практике экспертизы мы встречаем случаи, когда неподписанные работы других художников выдают за работы А.Н.Бенуа (например, произведения Остроумовой-Лебедевой, также входившей в «Мир искусства»), особенно часто это касается работ, подписанных аналогично: «А.Били «А. Бенуа». Такая подпись встречается на работах четырех художников из семьи Бенуа: родного старшего братаАльберта Николаевича Бенуа (1852-1937), также акварелиста, под влиянием которого Александр Николаевич находился в ранний период творчестваконце 1880-х – 1890-х годах; сына последнегоАльберта Альбертовича (1879-1927), племянника А.Н.Бенуа; Александра Александровича Бенуа-Конского (1852-1928), двоюродного брата А.Н.Бенуа, сына его дядиАлександра Леонтьевича Бенуа (1888-1960), архитектора и акварелиста, большую часть жизни работавшего в Париже. При внимательном рассмотрении их подписи отличаются по начертанию от автографов Александра Николаевича. Работы этих художников отличаются от произведений А.Н.Бенуа принципами построения композиции, характером рисунка и иными колористическими сочетаниями.
Необходимо быть осторожным и в атрибуции театральных работ, особенно, театральных эскизов. В Петербургском театральном музее часть работ обозначена самим автором как копия. Н.Н.Еленин, М.Н.Свиньина и другие ученики помогали А.Н.Бенуа в оформлении спектаклей «Мнимый больной», «Хозяйка гостиницы» и др. Эскизы копиистов отличаются большей скованностью, предварительным рисунком светло-коричневым карандашом; неопределенной рвущейся линией. Некоторые эскизы выполнены художником совместно с сыном Николаем (эскиз костюма к «Юлию Цезарю») или с дочерью Еленой. На последнем эскизе надпись: «Александр Бенуа в сотрудничестве со своей дочерью Еленой». В надписях на некоторых эскизах автор признается в полуплагиате эскиза. Так, эскиз, подаренный Сергею Эрнсту, снабжен надписью: «Дорогому другу и биографу Сергею Ростислав. Эрнсту на елку 1918 г. Предупреждаю, что сие есть полуплагиат». Внизу подпись графитным карандашом и дата: «1909», выведенная рукой А.Н.Бенуа. Нужно иметь в виду, что А.Н.Бенуа сам также повторял свои эскизы для следующих постановок того же спектакля. На то, что эти эскизы могли быть близки предыдущим ссылается автор в одной из надписей к эскизу костюма дамы с копьем к балету «Жизель» (1949): «Рисунок почти такой же использован в Милане в 1950 году».

Э
МБурцева
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. ИЭГрабаря, Москва
 

Партнери


 
 
 
 
 

 




Час роботи

Понеділок-четвер - з 10:00 до 18:00

П'ятниця - з 10:00 до 17:00

Субота, неділя - вихідний 

Під час дії воєнного стану працюємо за попередньою домовленістю.

Контакти

Адреса: Київ, Кияновський провулок, 3-7,

офіс 203

Tел: +38 044 272 3745,  +38 067 810 2898 (офіс-менеджерка), +38 093 843 8799 (директорка)

Email: info@art-lab.com.ua