Home Статті Экспертиза и атрибуция картины И. Айвазовского «После кораблекрушения»

ArtLab

JA slide show

Экспертиза и атрибуция картины И. Айвазовского «После кораблекрушения»

Картина «После кораблекрушения» (холст, масло; 127,7х218), приписываемая кисти И.К.Айвазовского ( частное собрание, Киев), поступила на реставрацию в начале 2005 года с многочисенными следами реставрационных вмешательств. До начала реставрации (осуществленной реставратором второй категории О.Рыжовой под руководством реставратора высшей квалификации В.Цитовича) была проведена экспертиза и атрибуция произведения.

Был использован, прежде всего, опыт комплексного исследования киевскими специалистами более 80 живописных произведений художника из собрания Национальной галереи им .И.К.Айвазовского в Феодосии (НГАФ). Кроме визуального исследования стилистики и живописного почерка, применен ряд инструментальных методов.

Подпись художника, выполненная черной краской, расположена по диагонали у нижнего правого угла: Aiwasowsky. Инициал имени и обозначения года отсутствуют (по-видимому, не сохранились). Три первых буквы (Aiw) расположены под слоем позднего лака и, по-видимому, наведены по остаткам первоначальных букв. Четвертая, пятая, шестая и первая половина седьмой букв (asow) находятся на поздней реставрационной вставке.

Аутентичными можно считать лишь три последние буквы (sky), поскольку исследования микрошлифов показали, что в этих местах краска подписи лежит непосредственно на красочном слое (без прослоек лака и загрязнений). Аутентичность окончания подписи подтверждается также исследованиями в инфракрасных (ИК) и ультрафиолетовых (УФ) лучах. Идентифицировать остатки подписи с каким-либо периодом творчества художника  затруднительно. Однако, свобода и спонтанность в исполнении трех последних букв, их четкий ритм, а также близость эталонным образцам, являются дополнительным подтверждением подлинности остатков подписи.

Картина изображает группу людей в шлюпке, переживших кораблекрушение. Справа на горизонте виден далекий корабль. Солнце только что взошло, осветив все еще неспокойное море с горами на горизонте и близким берегом у левого края со строениями и двумя фигурками людей. Стоящий на носу шлюпки мужчина размахивает куском красной ткани, сигнализируя о бедствии и взывая о помощи. Этот смысловой центр находится на расстоянии одной трети высоты картины от ее нижнего края и делит ее по высоте в соотношении 2:1. Восходящее солнце и световая дорожка образуют композиционную вертикаль, делящую полотно по длине также в пропорции 2:1. Таким образом, это соотношение в построении композиции использовано дважды, что делает картину предельно простой для восприятия.

Мотивом картины является не само кораблекрушение или его последствия, а переходные состояния моря ( от бури – к покою), неба ( от ночи – ко дню) и человеческой души ( от отчаяния – к надежде).

Колорит произведения построен на cгармонизированных ярких контрастных цветах. Это голубоватые, зеленоватые, синие, сиреневые, желтые, оранжевые и красные тона. Небо, написанное на основе сопоставления относительно светлых голубовато-синих и желто-оранжевых тонов, контрастирует со значительно более насыщенным по цвету и тонально разработанным изображением моря.

Наибольший цветовой контраст достигнут  в центральной части композиции, где изображение оранжевой фигуры с красной тканью в руке дано на фоне глубокой темно-синей тени волны.

Мотив кораблекрушения является одним из основных в творчестве И.К.Айвазовского.

Работы этой группы можно разделить на две подгруппы.

В первой буря дана во всем своем неистовстве: она разламывает корабли и швыряет лодки с людьми подобно щепкам. Нависающие волны закрывают в этих композициях линию горизонта; происходящее освещено либо луной, либо сумеречным светом, затрудняющим определение времени суток. Эти произведения встречаются на протяжении всего творческого пути художника, однако во втором его периоде (начиная с 1870-х годов) их становится больше и их драматизм усиливается. В этой подгруппе тональное решение преобладает над колористическим.

Вторая подгруппа (к которой принадлежит и данная работа) представляет восход солнца на море после ночной бури, с горсточкой спасшихся на шлюпке или обломке мачты людей. Близкие по мотиву и колориту аналоги – ряд произведений 1850-х – 1860-х годов.

Именно такой колорит, построенный на сочетании ярких контрастных цветов ( прежде всего, синего, фиолетового, зеленого, оранжевого, желтого, красного) характерен для «закатных» и «рассветных» марин И.К.Айвазовского 1850-х – 1860-х годов. Подобный колорит не поддается адекватному копированию либо имитации, поскольку находится на грани допустимого в живописи, и только гений И.К.Айвазовского мог сгармонизировать его, не впав при этом в пошлость. Начиная с 1870-х годов, цветовая гамма живописи художника усложняется, а цветовые нюансы становятся тоньше.

К технологическому аспекту произведения условно можно отнести, прежде всего, специфические особенности холста, грунта и красок. Произведение написано на тонком среднезернистом «редком» холсте ( количество нитей в 1 см2; 13х11) полотняного плетения. Грунт – фабричный, белый, однослойный, толщиной от 90 до 150 мкм. Наполнители грунта – свинцовые белила, мел, кремнезем и каолин; связующее – масло и не идентифицированная природная смола.

Однослойные грунты с несколькими наполнителями часто встречаются в живописи И.К.Айвазовского, однако каолин встречен нами впервые, как и толстая проклейка холста, неравномерно тонированная охрой. Необычна и выраженная структурность этого фабричного грунтованного холста, определяемая эффектом локального «проваливания» участков грунта в крупные отверстия между нитями. Однако, следует учитывать, что из 80 исследованных нами грунтованных холстов живописи И.К.Айвазовского  не было даже двух полностью идентичных (хотя они, безусловно, существуют среди шести тысяч созданных художником произведений ). Кроме того, упомянутое усиление структуры холста в красочном слое может быть следствием дублирования картины. В исследуемой картине на ИК рефлектограммах выявлено не менее восьми параллельных линий, проведенных карандашом под линейку по грунту, начиная от линии горизонта и ниже, и отмечающих различные перспективные планы, в которые вписаны абрисы волн, дальний корабль и другие объекты.

Начиная от горизонта, линии располагаются группами, соответственно (сверху вниз) по 3-2-3-1 линии в каждой группе, и заканчиваются на уровне красной ткани в руке стоящего на носу шлюпки. Выше горизонта читается легкий карандашный абрис гор, а ниже горизонта, между линиями, намечены свободные беглые контуры волн, частично не совпадающие с окончательным живописным воплощением.

Наличие нескольких (до 4 и более) подготовительных параллельных линий, отмечающих планы, а также беглого рисунка отдельных элементов (прежде  всего, волн), является неотъемлемой частью живописи И.К.Айвазовского, начиная с 1850-х годов. Среди пигментов в красочных слоях картины идентифицированы свинцовые белила, синий кобальт, желтый кадмий, киноварь, краплак, охры, изумрудная зеленая (примесь) и черная угольная. Эта палитра в высокой степени характерна для живописи И.К.Айвазовского (за исключением работ первой половины 1850-х годов, в которых в качестве синей краски применялся преимущественно ультрамарин). В свинцовых белилах красочного слоя микропримеси серебра не обнаружены, что говорит об их изготовлении после 1850 года. Изумрудная зеленая в живописи И.К.Айвазовского впервые зафиксирована нами в картине 1858 года. «Итальянский пейзаж. Вечер» (холст, масло; 108х160; НГАФ; инв. Ж 115).

В изображении розовой пены обнаружены частицы люминесцирующего краплака, ранее встреченного нами в картинах из феодосийского собрания «Крымский пейзаж» 1859 г. (холст, масло, 124х200, инв. Ж 70) и «На острове Крит» 1867 года, что может свидетельствовать об одном периоде написания этих картин.

В основе живописи исследуемой картины лежит полужидкая основная прописка, играющая одновременно роль подмалевка – зеленовато-голубая и желто-оранжевая в изображении неба, зеленовато-охристая, лиловая и темно-синяя – в изображении моря. Основная прописка выполнена а la prima, о чем, в частности, свидетельствует утолщение в виде валика «вытесненной» сырой краски по контурам волн и гор. Эта технологическая особенность широко распространена в творческом наследии художника. На завершающем этапе работы художником намечена бледно-голубая «сетка» и пена на волнах, солнечное сияние и фактурные края облаков, рефлексы и блики световой дорожки, отдельных деталей ( в том числе рефлексы и блики на изображении фигур).

Исследование микрошлифов в отраженном свете в видимой люминесценции показали, что на этом этапе изображение строится преимущественно по «провянувшему» нижнему слою, в несколько приемов, путем тонких прописок и лессировок, часто сближенных по тону. Так, зеленовато-голубое небо выполнено в два приема, причем каждый слой имеет зеленовато-серый оттенок с мелкими синими и буро-оранжевыми включениями.

Бледно-голубая «сетка» на волнах у нижнего левого угла выполнена красками разной плотности, вплоть до лессировочных. Изображение моря на участке с розовато-охристой «сеткой» на волнах состоит не менее чем из 4 слоев: по серому с темными вкраплениями слою положена прослойка свинцовых белил, на которой расположился серо-розовый слой (по-видимому, и определяющий цвет «сетки»), с завершающей темно-серой пропиской.

Дальний красный парус передан двумя сближенными по цвету слоями – розовыми с красными и синими мелкими вкраплениями. Умеренная нечеткость между слоями здесь, как и в большинстве других случаев, свидетельствует о том, что прописки выполнялись преимущественно по «провянувшим» (т.е. полупросохшим сверху) нижележащим слоям.

Подобный метод многократных прописок в высокой степени характерен для И.К.Айвазовского: не терпящий приблизительности, он добивался ими необходимого цветового оттенка.

Сравнение рентгенограмм, полученных на исследуемой картине, с эталонными выявило определенное сходство в распределении и соотношении рентгенографических светов и теней, а также в структуре живописи и живописном почерке. Это, в частности, относится к изображению горизонта, облаков и бликов на световой дорожке.

При исследовании фактуропостроения и живописного почерка следует отметить, что направление мазков основной прописки у верхнего левого угла имеет преимущественно диагональный ( по направлению вправо и вниз)характер, ближе к горизонту мазки постепенно меняют направление на горизонтальное, а вблизи облаков ложатся по их форме. та4кая фактура основной прописки в начальной стадии весьма характерна для живописи И.К.Айвазовского.

Освещенные солнцем края облаков выполнены короткими извилистыми перекрывающимися мазочками. Ориентированные преимущественно в вертикальном и диагональном (от верхнего левого угла) направлениях, они имеют резкие утолщения в начале и исчезающие «волосяные» окончания.

Сияние восходящего солнца передано торцеванием щетинной кистью с небольшим сдвигом по диагонали. Ближе к краю (особенно в нижней и правой части) мазки теряют пастозность и несколько удлиняются, растворяясь в структуре холста. При этом по диаметру сияния как бы «вспыхивают» короткие прямоугольные мазки, передающие легкие светоносные облачка.

Изображение световой дорожки на волнах четко разделяется на три плана, что характерно для изображения волнующегося моря в картинах И.К.Айвазовского. На переднем плане она имеет конфигурацию, приближающуюся к зигзагообразной, с двухслойной структурой: в нижних слоях располагаются холодно-желтые и розоватые короткие горизонтальные мазки со слабо выраженной фактурой, сверху – наслаивающиеся фактурные тепло-желтые, заполняющие ромбовидные промежутки между основаниями волн.

Подобную структуру имеют блики среднего плана, но здесь верхний слой представляет тонкофактурные, идущие под сближенными углами прописки кистью, «тающие» к краям.

Наконец, блики дальнего плана в нижнем слое представляют розовато-желтые прерывистые мягкие линии-штрихи и едва скользящие по поверхности лимонно-желтые мазочки, в верхнем – пастозные оранжевые и темно-розовые, преимущественно треугольных и «месяцеподобных» форм.

На гребнях волн среднего плана ( над лодкой) блики переданы мелкими, мягко закругленными лилово-розовыми и желтыми мазочками, положенными касанием круглой кисточки.

Характерно изображение световых пятен на фигурах людей – они переданы по основной прописке плотными наслаивающимися оранжевыми, красными и желтыми мазками. В полутенях им соответствуют голубоватые рефлексы. Группирующиеся вдоль складок одежды, они напоминают блики и рефлексы на волнах.

Рассмотренные выше приемы характерны для живописи И.К.Айвазовского 1850-х – 1860-х годов, а частично – и более позднего времени.

Результаты исследования стилистики, технологии, живописного почерка и остатков авторской подписи убедительно подтверждают авторство И.К.Айвазовского.

Наибольшую сложность в данном случае составила датировка картины, поскольку авторская дата не сохранилась.

Мотив, сюжет и композиция произведения наиболее близки (из числа известных нам произведений) упомянутой уже картины 1844 года. Однако более насыщенный колорит произведения, наличие весьма развитого подготовленного рисунка и особенности фактуропостроения, технологические особенности красок (люминесцирующий краплак) заставляют отнести его к более позднему времени.

В то же время создание картины в первой половине 1850-х годов маловероятно, поскольку именно в этот период Т.К.Айвазовский отдавал предпочтение ультрамарину перед синим кобальтом. Не может датироваться произведение и 1870-ми и последующими годами, поскольку колористические особенности живописи этого периода стали иными. Таким образом, данные комплексного исследования позволяют датировать картину концом 1850-х – 1860-ми годами.

Это единственное (за исключением «Девятого вала») известное нам произведение в творческом наследии Т.К.Айвазовского с рассветным мотивом спасения после бури, выполненное в полную силу колористического дарования художника, построенное на ярких и контрастных, но сгармонизированных цветах.

Картина имеет высокие художественные достоинства, она восполняет существовавшую до сих пор лакуну в творческом наследии великого мариниста.  

В. И. Цитович
Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, Киев

О. О. Рыжова
Центр научной реставрации и экспертизы заповедника «Киево-Печерская лавра», Киев                                                                 

 

Партнери


 
 
 
 
 

 




Час роботи

Понеділок-четвер - з 10:00 до 18:00

П'ятниця - з 10:00 до 17:00

Субота, неділя - вихідний 

Під час дії воєнного стану працюємо за попередньою домовленістю.

Контакти

Адреса: Київ, Кияновський провулок, 3-7,

офіс 203

Tел: +38 044 272 3745,  +38 067 810 2898 (офіс-менеджерка), +38 093 843 8799 (директорка)

Email: info@art-lab.com.ua