В 1999 году была подтверждена подлинность двух графических работ Врубеля, исполненных на двух сторонах листа бумаги. Они поступили на экспертизу из антикварного магазина без провенанса и, как выяснилось, не значились ни в одном каталоге врубелевских выставок.
Атрибуция заняла длительное время, так как лист сравнивался не только с киевскими рисунками и акварелями Врубеля в Третьяковской галерее, - каких немного,- но и с его работами в Киевском музее русского искусства. Привлекались также архивные материалы персональных выставок художника 1956-1957 годов, всевозможные журналы начала века с публикациями его малоизвестных или ныне утраченных работ, сравнивались надписи на листе с образцами почерков Врубеля и Н.А.Прахова. В результате оказалось возможным описать работы следующим образом:
М.А.Врубель
Портрет неизвестного в кителе
(«Чингиз-Хан»). 1884
Бумага, графитный карандаш. Размер: 27,5х20,5 см
Слева внизу авторская надпись: 3 іюля 1884 //
Кинь-Грусть // Чингисъ-Ханъ
Выше подпись другим графитным карандашом:
М.Врубель
На обороте: М.А.Врубель. Перо Павлина
Акварель. Размер: 27,2х20 см
Датируется 1884-1888гг.
Лист вмонтирован в старое картонное паспарту размером 48,5х34,6 см с помощью полос бумаги, наклеенных по периметру рисунка. По левому краю паспарту со стороны рисунка надпись пером, чернилами, выполненная рукой Н.А.Прахова: Из собрания Профессора А.В.Прахова. Внизу карандашем: см. на обороте.
Состояние сохранности хорошее.
Установлено, что надпись на паспарту исполнена художником Николаем Адриановичем Праховым. Скорее всего, эта надпись, как и монтировка листа в паспарту, относится к 1940-м годам, когда Н.А.Прахов систематизировал многочисленные работы Врубеля, имевшиеся в семейном собрании Праховых, надписывал и оформлял их.
В ходе экспертизы выявлено, что полтора десятка рисуночных и акварельных набросков Врубеля из собрания Киевского музея русского искусства, первоначально принадлежавших Праховым, исполнены на листах одного формата (28х21 см) и качества. Большинство из них в 1940-е годы Н.А.Прахов датировал по памяти 1884-1886 годами (в 1884 года ему было 11 лет). Это, главным образом, неоконченные или едва начатые рисунки и акварели. Они изображают Эмилию Львовну Прахову и других членов семьи Адриана Викторовича Прахова. Среди прочих сюжетов следует особо отметить «Портрет писателя В.Л.Кигна (Дедлова)» - друга дома Праховых (1885. Акварель, сепия, кисть, перо). К тому же блоку работ, исполненных на листах одного формата, принадлежит рисунок «Семья Праховых» из частного московского собрания, воспроизведенный в журнале «Искусство и печатное дело» (1910, №11, с.473).
«Портрет неизвестного в кителе» (1884) исполнен на такой же бумаге и имеет тот же формат, что и перечисленные выше работы, т.е. относится к общей подборке листов, которой Врубель пользовался при посещении дома Праховых в Киеве. Характер штриховок, примененных Врубелем в этом рисунке, аналогичен штриховым пятнам вышеуказанного погрудного портрета Кигна (Дедлова) и листа «Семья Праховых».
Кроме того, выявлены общие стилистические признаки и устойчивые авторские почерковые приемы «Портрета неизвестного в кителе» с целым рядом других карандашных портретов, исполненных Врубелем в 1885-1886 годах:
«Автопортрет» (КМРИ. Рг-3255).
Сделан во время поездки в Одессу в 1885 году.
«Портрет В.А.Яблочкина, преподавателя Киевской рисовальной школы Н.И.Мурашко».
Опубликован в издании: Мурашко Н.И. Воспоминания старого учителя. Киев, 1907. С. 91.
«Портрет неизвестного».
Рисунок наклеен на страницу рукописного журнала школы Н.И.Мурашко «Палитра» за 1887 год.
Частное собрание, Киев. «Портрет художника Н.К.Пимоненко», 1886 (ГТГ. Инв. №15740). Подписной, датированный.
Отличительными особенностями данного портретного рисунка являются редкое у Врубеля профильное изображение, лаконизм линий и штриховок. Выразительность профиля, жесткие волосы, переданные отрывистыми штриховками, подчеркивают мужественную внешность и внутреннюю энергию модели.
Редкой для Врубеля является авторская датировка портрета, представляющая в данном случае особый интерес, - это одна из первых киевских работ станкового характера (Врубель приехал в Киев в начале лета 1884 года). Художник подробно датировал рисунок и указал место исполнения, что, по-видимому, было связано для него с какими-то особыми впечатлениями того дня. Кинь-Грусть – название живописной дачной местности Киева, расположенной западнее Кирилловского монастыря, в котором Врубель работал над росписями церкви до ноября 1884 года. Там находилась дача Праховых, где художник в то лето жил, а также дача близкого к А.В.Прахову издателя С.В.Кульженко. Существует общий рисунок Врубеля и Н.И. Мурашко «Пять видов местности «Кинь-Грусть» на одном листе (КМРИ). Надписи Дача Кинь-Грусть сделаны Н.А.Праховым на двух набросках из собрания КМРИ, изображающих Е.А.Прахову и Э.Л.Прахову с М.Ф.Ершовой (оба из указанной серии работ). В своей книге «Страницы прошлого» (Киев, 1958) Н.А.Прахов вспоминал, что Врубель часто у них на даче рисовал или писал акварелью кого-нибудь из членов семьи и почти никогда не заканчивал работы.
Данный портретный рисунок Врубель посчитал состоявшимся, - не случайно он снабжен надписями. Чингисъ-Ханъ, по-видимому, прозвище изображенного мужчины, что свидетельствует о непринужденных отношениях между ним и художником. Можно предположить, что улыбающийся Чингиз-Хан был своим человеком в Кинь-Грусть.
Акварель «Перо павлина» представляет собой этюд с натуры. Она напоминает киевские этюды цветов, особенно те из них, которые изображают отдельные бутоны на нейтральном фоне и являются своеобразными «портретами» цветов (например, акварельные «Орхидея», «Белый ирис», «Красная азалия два цветка)», все 1886-1887, КМРИ). Для Врубеля павлинье перо – такой же шедевр органической природы. Художник композиционно располагает перо на листе подобно распустившемуся цветку. Виртуозно переданы строение, фактура, расцветка пера. Оно мерцает и радужно переливается.
«Воздушность» пера, прозрачность его красочного спектра относятся к тем находкам Врубеля, которые приходили к нему в моменты особого творческого состояния. Здесь отчетливо виден сам темп работы, уверенные и быстрые движения руки: удлиненные и отрывистые касания кисти обегают цветные лучи опахала и сливаются в вибрирующий темный экран. Эти качественные особенности акварельной техники в «Пере павлина» позволяют поставить его в один ряд с упомянутыми акварельными этюдами отдельных бутонов 1886-1887 годов.
Но не исключено, что «Перо павлина» предвосхищает эти листы, так как в более ранних акварельных портретах, а также в более традиционных по композиции букетах цветов («Букет резеды», «Пионы в кринке», оба 1885, частн. собрания, Москва) встречаются подобные темные фоны. Многочисленные пробы кисти, которые Врубель обыкновенно делал на бумаге рядом с изображением для определения нужных тонов, создавали слишком пеструю цветовую гамму фона, вызванную сложной колористической задачей подобных мотивов. Добиваясь цельности, Врубель размывал затем эти мазки и объединял их однородным черным или синим тоном.
Все это заставляет датировать «Перо павлина» довольно широко: от 1884 года (дата исполнения портретного рисунка на другой стороне листа) до 1888 года, когда мотив павлиньего пера мог понадобиться Врубелю при работе над орнаментами Владимирского собора. В стилизованном виде «глаз» павлиньего пера встречается в акварели «Орнаментальный мотив с павлинами для Владимирского собора» (1888. Воспроизведен в кн.: Яремич С.П. М.А.Врубель. М., 1911, с.55).
Безусловно, художественный образ созданный в акварели «Перо павлина», далеко выходит за рамки подготовительного орнамента. «Перо павлина» примыкает к лучшим натурным акварельным этюдам Врубеля киевского периода. В нем присутствует та ирреальная цветовая палитра, которая нашла отражение в акварельных эскизах к неосуществленным росписям Владимирского собора.
«Перо павлина» имеет и иной аспект. Мотивы перьев и крыльев – распространенные знаки в искусстве художников-символистов. У Врубеля они проходят через все творчество и имеют разнообразные решения в «сочиненных» произведениях. Персонажи поздних работ одеты в откровенно павлиньи обличья. В мастерстве, с которым написаны драгоценные оперения «Демона поверженного» (Х., м. 2902. ГТГ) и «Шестикрылого Серафима» (Акварель. 1904. ГРМ), безусловно, сыграло свою роль знание предмета изображения, полученное художником в его этюде с натуры «Перо павлина».
Е.М.Жукова
Государственная Третьяковская Галерея, Москва