За многолетнюю историю существования рентгеновской лаборатории в ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря собрана значительная коллекция рентгенограмм подлинных произведений русских и западноевропейских художников.
Самым крупным по объему является собрание рентгенограмм работ Ивана Константиновича Айвазовского.
Первые снимки появились 30 лет назад. Это были рентгенограммы подлинных произведений художника из собрания ГРМ, ГТГ, Горьковского художественного музея и некоторых других музеев страны.
После создания отдела экспертизы художественных произведений в 1971 году коллекция пополнялась рентгенограммами картин, которые проходили исследования в нашем центре. Началось целенаправленное формирование рентгенотеки.
Собрание рентгенограмм эталонных работ И.К.Айвазовского в ВХНРЦ позволяет проследить весь творческий путь художника от 1841 до 1900 годов. Наряду с известными полотнами автора из музейных собраний в последние годы появилось большое количество картин из частных коллекций.
Сравнивая рентгенограммы работ из частных собраний и рентгенограммы эталонных произведений И.К.Айвазовского, удалось определить как подлинные произведения, так и ошибочно приписываемые автору. Сравнительный анализ рентгенограмм позволил выявить ряд авторских приемов, которые можно проследить на снимках.
Следует отметить, что одни и те же приемы в изображении волн, берега, облаков, гор можно увидеть на рентгенограммах произведений, относящихся к разным периодам творчества художника.
Большая часть исследуемых нами работ написана на холстах. Чаще всего И.К.Айвазовский использовал среднезернистый холст. Кроме того, встречаются картины, написанные на мелкозернистых холстах диагонального плетения, холсты хорошего качества с незначительным количеством дефектов плетения. Небольшие этюды написаны на картоне или досках. Нам встретился только один случай перевода живописи с одной основы на другую (с холста на холст).
Читаемость рентгенограмм произведений И.К.Айвазовского различна. Преобладают снимки с достаточно отчетливым изображением красочного слоя, позволяющим судить о почерке художника. В значительной степени характер рентгеновского изображения определяется особенностями состава грунта и пигментов, а также особенностями основы. Так, в работах, написанных на двухслойных или торцованных грунтах, удается получить очень слабую светотеневую картину.
Рентгенограммы ночных пейзажей И.К.Айвазовского выглядят полупустыми, хорошо прослеживаются только лунная дорожка и акценты света на фигурах.
Рассмотрим на рентгенограммах авторские приемы в изображении гор, волн, неба, берега. Линия горизонта почти всегда видна на снимках за счет разной плотности красочного слоя на этих участках. Изображая спокойное или бурное море, автор применяет различные художественные приемы. Спокойное море лишь отмечено световыми акцентами. Совсем другим предстает перед нами бушующее море. Гребни волн написаны пастозными мазками, моделирующими сложную форму. На изображении неба часто можно проследить характерные движения кисти. На рентгенограмме хорошо видна цепь дугообразных, равномерных по нагруженности мазков, выгнутых вниз. Граница касания моря и берега четкая или слегка «размытая», но она всегда присутствует на снимках. В изображении берега в левом нижнем углу композиции видны протяженные нагруженные краской мазки, нанесенные с сильным нажимом кисти.
Корабли на рентгенограммах подлинных произведений И.К.Айвазовского просматриваются достаточно четко на первом плане или «исчезают» на дальнем плане. Рентгенограмма фиксирует типичное для автора изображение гор на дальнем плане. По контуру гор хорошо видна изломанная белая линия. Четко выявлено их основание.
В ночных пейзажах почти всегда изображена лунная дорожка. Рентгенограмма позволяет проследить ее многослойные построения. Хорошо видны горизонтально расположенные мазки сложной конфигурации, передающие игру света на воде. Небольшие слегка изогнутые мазочки с равномерным распределением краски по поверхности, образуют группы облаков.
Фигуры людей на лодке видны не полностью, а лишь с одной, освещенной стороны. С противоположной стороны фигуры сливаются с фоном.
Характерным для произведений И.К.Айвазовского является изображение фигур поверх пейзажа. Иногда встречается процарапывание небольших фигур по сырому красочному слою.
Построение скал и земли на первом плане можно увидеть на рентгенограмме подлинных работ И.К.Айвазовского «Аул Гуниб в Дагестане» из ГРМ, при этом хорошо видны нанесенные жесткой кистью мазки, похожие на те, которыми И.К.Айвазовский пишет берег. Чувствуется объемность изображения.
Некоторое время назад в отдел научной экспертизы поступила картина К.Н.Филиппова «Цепь кавказских гор», являющаяся копией одноименного произведения И.К.Айвазовского. Сравним рентгенограммы этого полотна и работы И.К.Айвазовского «Аул Гуниб в Дагестане». Хорошо видно различие в изображении скал и земли на первом плане. Рентгенограмма копийного произведения фиксирует непостроенность скал, полное отсутствие объема, аморфность изображения. Не видно основания скал. Не читаются типичные для работ Айвазовского мазки в изображении земли на первом плане.
Можно отметить также холст плохого качества с большим количеством дефектов плетения, что не характерно для эталонных произведений автора.
В заключение хочется подчеркнуть необходимость проведения рентгенографических исследований. Рентгенограмма позволяет не только понять принципы построения красочного слоя, увидеть авторские изменения в композиции, обнаружить нижележащий красочный слой, но и играет большую роль в установлении подлинности экспертируемого произведения.
И.Ю.Беляева