Данная статья начинает цикл работ, посвященных исследованию эталонных произведений живописи, созданных в ХХ веке.
Исследование эталонных произведений живописи из музейных коллекций проводилось нами и ранее. Исследованы произведения Василия Васильевича Верещагина и Руфина Гавриловича Судковского из фондов Николаевского художественного музея; Тараса Григорьевича Шевченко из фондов Национального музея Т.Г.Шевченко. Однако эти художники жили и работали в XIX веке.
Нами предпринята попытка исследовать полотна художников, живших и работавших в ХХ веке.
С любезного согласия директора Закарпатского областного художественного музея Зайцева Олега Дмитриевича предоставлена возможность исследовать произведения живописи художников Закарпатской школы: Адальберта Михайловича Эрдели, Иосифа Иосифовича Бокшая, а также известного русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря.
Целью данной работы является анализ сведений, полученных в результате исследования живописных работ А.М.Эрдели (1891-1955). Сравнение техники и технологии живописи художника на эталонных произведениях, насколько нам известно, проводится впервые. Многие исследователи в разное время касались творчества А.М.Эрдели. Однако, в публикациях рассматривались либо только искусствоведческие аспекты этого периода, либо отдельные произведения художника.
Творческое наследие Адальберта Михайловича Эрдели принадлежит к наивысшим достижениям украинской живописи ХХ века. Мастер прожил большую, насыщенную событиями жизнь. Он познал и бедность, и достаток, подолгу работал в Париже и Мюнхене, объездил Европу и Америку, пользовался успехом в среде критиков и художников. Следует отметить, что в Мюнхенский период творчества А.М.Эрдели отдает предпочтение портретной живописи. В это время лучшими образцами для его произведений становятся работы Шмуцлера и яркие картины Зомбергера. Парижский период в творчестве Эрдели проходит под влиянием постимпрессионистов – предтечей нового направления в искусстве ХХ века. Художник на протяжении всей своей жизни считал себя последователем великого француза Поля Сезанна (1839-1906), который в своих работах по-новому представлял пластическую выразительность формы и цвета.
Комплексное исследование живописных произведений Адальберта Михайловича Эрдели было предпринято в связи с юбилейной выставкой в Закарпатском областном художественном музее. Это дало возможность составить представление о технологических особенностях живописи художника и накопить необходимый эталонный материал.
В настоящее время картины А.М.Эрдели вызывают огромный интерес среди коллекционеров, и как результат этого – появление многочисленных подделок. Поэтому исследования эталонных (музейных) работ направлены не только на создание базы данных подлинных (эталонных) произведений живописи, но и являются исходным материалом при проведении технологической экспертизы.
Коллекция Закарпатского областного художественного музея насчитывает 80 живописных работ А.М.Эрдели, из них было исследовано 32 картины. Эти произведения созданы художником в двадцатые-пятидесятые годы. Для изучения отбирались преимущественно работы, имеющие авторскую датировку, они охватывают весь период творчества А.М.Эрдели.
Исследование проводилось в нескольких направлениях:
1. Визуальный анализ холстов, использованных при написании картин. Исследование основ, использованных художником, показало, что в определенные периоды творчества А.М.Эрдели отдавал предпочтение холстам разной фактурности. Так, для реализации своих живописных замыслов в 30-е годы художник чаще всего использовал в качестве основы «мешковину», для этого периода также характерно широкое использование картона как основы для живописи. В работах 40-50 годов начинают преобладать среднезернистые, по типу «театрального», и тонкие холсты. Известна серия работ, выполненная А.М.Эрдели в 40-е годы, где он использовал для написания своих композиций фанеру.
2. Исследование грунтов (визуально и с отбором проб). Следует отметить, что среди 32 картин только в двух работах – «Портрет Надежды Знаменской» (1953. Холст, масло. 101х68) и «Автопортрет» (1950. Холст, масло. 100,5х80) использованы холсты с фабричным грунтом. Художник для своих картин использовал исключительно холсты с авторским грунтом. Об этом красноречиво свидетельствуют фактурные уплотнения на оборотной стороне холста, образовавшиеся вследствие прохождения достаточно неоднородной грунтовочной массы и отсутствие грунта на кромках холста.
О высоком профессиональном мастерстве А.М.Эрдели свидетельствует хорошая сохранность его произведений. При достаточно пастозной технике живописи всему красочному слою обеспечены условия равномерного высыхания. Отсутствуют признаки болезней, связанные с неумеренным употреблением масла (сседания и разрывы).
3.Исследование пигментного состава и стратиграфии живописи. Исследования проводили следующим образом: со всех работ были отобраны микропробы красочного слоя и, где возможно, грунта; изготовлены микрошлифы поперечных срезов живописи, структура живописи изучена в отраженном поляризованном белом свете и в свете видимой люминесценции, возбуждаемой УФ-лучами. Состав грунтов определен методом ИК-спектроскопии, состав пигментов красочного слоя – методами микрохимического, термохимического, люминесцентного и эмиссионного спектрального анализов.
В исследованных нами произведениях грунты преимущественно авторские. Из 32-х исследованных картин только две написаны на холстах с фабричным грунтом. Наполнитель авторских грунтов – либо чистые цинковые белила, либо цинковые белила в смеси со свинцовыми белилами. Выделить во времени преимущественно одни, либо другие грунты не представляется возможным, так как и те и другие встречаются на протяжении всей творческой жизни художника.
Палитра художника ограниченна. Белила, использованные художником, можно разделить во времени. В начале 20-х годов встречаются свинцовые белила; со средины 20-х годов их сменяют свинцово-цинковые белила; а начиная с 30-х годов, в картинах художника встречаются только цинковые белила. Другие белила (баритовые, титановые) в исследованных работах не обнаружены даже в примесных количествах.
Желтые пигменты – в подавляющем большинстве – желтый кадмий. В двух работах обнаружен свинцовый крон, еще в двух – стронциановая желтая.
Красные пигменты – исключительно органические пигменты (в подавляющем большинстве люминесцирующие). Только в двух работах, датируемых 50-ми годами, обнаружен красный кадмий. Ни в одной из исследованных работ в качестве красного пигмента не обнаружена киноварь (что явилось для нас полной неожиданностью). В красных красочных слоях часто присутствуют охры, а также желтые пигменты (свинцовый крон и желтый кадмий).
Синие пигменты – синий кобальт, ультрамарин, которые встречаются во все годы с равной вероятностью. Берлинская лазурь – встречается редко и в очень короткий промежуток времени (40-е годы). В двух работах обнаружен церулеум (в смеси с синим кобальтом или ультрамарином).
Зеленые пигменты – медь-мышьяк содержащий зеленый, изумрудная зеленая, зеленый кобальт, составная зеленая (фабричная), зеленый хром (оксид хрома).
В завершение следует отметить, что структура красочных слоев исследованных нами работ самая разнообразная: от чрезвычайно тонких до пастозных; встречается как однослойная живопись, так и многослойная. Для художника характерно письмо «по-сырому». Мы считаем, что полученные нами результаты заинтересуют не только исследователей, но и специалистов в области экспертизы, и надеемся на дальнейшее сотрудничество с музеем.
Е.Г.Кравченко, В.А.Распопина
Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины, Киев