Home Статті Поздняя религиозная живопись В.Л.Боровиковского «Неопалимая купина» и «Михаил Архангел» из собрания вологодской картинной галереи

ArtLab

JA slide show

Поздняя религиозная живопись В.Л.Боровиковского «Неопалимая купина» и «Михаил Архангел» из собрания вологодской картинной галереи

Русская религиозная живопись девятнадцатого века – явление, к изучению и обобщению разнообразных проявлений которого только начинают обращаться исследователи. Проблемы стиля, взаимовлияния  светской и церковной традиций, своеобразие технических приемов этого рода произведений требуют дальнейшего систематического накопления материала и его серьезного осмысления.

Живописные работы на религиозные темы составляют существенную часть творческого наследия одного из наиболее крупных русских художников конца ХVIII – начала ХIХ века – В.Л.Боровиковского. Хорошо известны его иконы для Иосифского собора в Могилеве, для Казанского собора в Петербурге, недавно опубликованы религиозные образы В.Л.Боровиковского из фондов Государственной Третьяковской галереи. В 1998 году в отдел реставрации масляной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э.Грабаря поступили две иконы из собрания Вологодской картинной галереи, выполненные в технике масляной живописи и оказавшиеся интересным дополнением к ряду уже известных произведений этого мастера.

«Неопалимая купина» и «Михаил Архангел» входят в состав памятника декоративно-прикладного искусства начала ХIХ века, восстановленного в прикладном, масляном и отделе скульптуры Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря. Двойной ковчег (дарохранительница), прежде принадлежавший Семигорской Успенской пустыни в Вологодской губернии, состоит из двух частей. Нижний, плоский и четырехугольный, устроен на трех ступенях, по сторонам его изображены: «потопление фараона, насыщение израильтян манною, напоение истекшею из камня водою и исцеление от угрызения змиями». По его углам были расположены с передней стороны два ангела, с задней – апостолы Петр и Павел и по сторонам ковчега два херувима. Верхний ковчег, в который вкладывается Евангелие, украшен двумя живописными образами. Перед образом «Неопалимой купины» была лампада с тремя подсвечниками, с другой стороны перед образом «Михаила Архангела» - семисвечник. На верхней части ковчега располагалось хрустальное изображение моря, по углам апокалипсические животные, над ними – на книге, запечатанной семью печатями, изображение Агнца. Завершал композицию крест огненного цвета в резном позолоченном сиянии. К счастью, сохранились основные части этого уникального памятника, в том числе и украшавшие ковчег живописные образы. Т.В.Алексеева в монографии, посвященной творчеству В.Л.Боровиковского, упоминает о «расписном ковчеге»: «…дерево, роспись в два тона, на дверцах которого изображены «Михаил Архангел» и «Неопалимая купина». Уже первоначальное изучение памятника позволило уточнить имевшиеся сведения. Произведения выполнены на картоне в технике масляной живописи и затем укреплены на деревянных створках дарохранительницы. На изображении «Неопалимой купины» у нижнего края в центре имеется подпись и дата – «1821 год. 64 год. В.Боровиковский».

Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря было проведено комплексное исследование поступивших на реставрацию живописных икон. Химический анализ показал наличие двухслойного белого грунта с разделяющей слои тонкой пропиской связующим (масло, клей животного происхождения). Оба слоя грунта содержат свинцовые белила и мел, связующее – животный клей и примесь масла. Химическое исследование красочного слоя на изображении зелени ( «Неопалимая купина») показало присутствие органического зеленого пигмента, берлинской лазури, свинцовых белил, а также наличие красно- и желто-коричневой охры и черного органического пигмента. В пробе красочного слоя на изображении фона («Михаил Архангел») была обнаружена берлинская лазурь, свинцовые белила и примесь органического черного пигмента. (Анализы выполнены Малаховой Ю.Н., Смирновой П.Ю. и Капустиной М.В.). Рентгеновское исследование не выявило особенностей авторского красочного слоя, предположительно, из-за высокой плотности грунта, тонкого и достаточно равномерного красочного слоя и наличия на обратной стороне картона слоя масляной краски коричневого цвета. На рентгенограммах хорошо виден только кракелюр: крупный и тонкий на всей поверхности на «Михаиле Архангеле» и «плывущий», очень широкий в нижней половине «Неопалимой купины» (рентгенолог Устинова Н.М.). Исследование в ИК- диапазоне излучения показало наличие подготовительного рисунка по контуру фигуры Михаила Архангела, выполненного кистью масляной краской синего цвета. Было также проведено изучение красочного слоя и подписи с помощью бинокулярного микроскопа. По способу нанесения, характера залегания, содержанию и начертанию имеющаяся подпись не вызывает сомнений. Характер и степень старения использованных живописных материалов соответствуют указанной в ней дате: 1821 год.

Минимальные технико-технологические данные на эталонные произведения В.Л.Боровиковского интересующего нас круга и отсутствие полноценных данных рентгеновского исследования усилило значение стилистического анализа. Сравнительное изучение икон, входящих в состав дарохранительницы, и работ В.Л.Боровиковского из фондов Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, а также произведений, бывших на реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э.Грабаря из собрания Калининской картинной галереи, Могилевского краеведческого музея украинского искусства показало их несомненное сходство. Так, стилистические признаки изучаемых икон: принципы построения композиции, колористическое решение, тип изображаемых персонажей, характер построения фигур, основные приемы формирования красочного слоя соответствуют художественным особенностям известных религиозных произведений мастера. В целом, результаты комплексного изучения двух живописных икон из собрания Вологодской картинной галереи позволили подтвердить, что они написаны В.Л.Боровиковским в 1821 году, в последний период его творческой деятельности. Проведенные исследования выявили своеобразие методов, применяемых В.Л.Боровиковским при создании произведений на религиозные темы, причем лаконичность технических приемов, «аскетизм» использованных средств оказались гармонично связаны со стилистическими особенностями религиозных работ художника. Исследуемые иконы были созданы в 1821 году в конце творческого пути живописца.

Сравнительный анализ изучаемых произведений и поздних религиозных образов художника позволил выделить ряд черт, характерных для манеры мастера этого периода. Резкие цветовые отношения, отсутствие полутонов, некоторая упрощенность построения формы естественно сочетаются с технологическими данными – очень тонким красочным слоем, белыми грунтами, часто применяемым в качестве основы картоном.

Интересной и малоизученной представляется проблема происхождения иконографических типов в религиозных произведениях В.Л.Боровиковского. Композиционные схемы и отдельные детали образа «Неопалимой купины» и «Михаила Архангела» повторяются в работах художника из собрания Государственного Русского музея, Третьяковской галереи, Калининской картинной галереи, Могилевского краеведческого музея. Это сонм ангелов, окружающих центральную фигуру или полуфигуру, тип лица и характер изображения волос в образах Богоматери, Архангела Михаила и ангелов, постановка фигуры при изображении Архангела Михаила. Известно, что религиозная живопись В.Л.Боровиковского связана с южно-русской иконописной школой, в данном случае хочется отметить интерес художника к западной, в частности, итальянской живописи. Так, первооснову построения композиции «Неопалимой купины» можно найти в работах Рафаэля. Практически точно повторяется иконографическая схема, распространенная в западной религиозной живописи ХVI-XVII веков, в образах Богоматери и св.Екатерины из собрания Третьяковской галереи. Наглядные аналогии можно указать среди работ итальянского художника первой трети ХVII века Гвидо Рени. Таким образом, иконографическая основа работ В.Л.Боровиковского, обладая несомненными оригинальными качествами, представляется соединением разнородных традиций и требует отдельного и глубокого исследования.

Изучение двух произведений из собрания Вологодской картинной галереи стало основанием для размышления о роли религиозной живописи в творческой жизни В.Л.Боровиковского. Художник в силу разных причин известен в большей мере как портретист, тогда как для него религиозная живопись была важной, а в поздний период едва ли не главной частью деятельности. Друзья отзывались о нем, как о человеке очень религиозном. В.Горленко, один из первых исследователей творчества В.Л.Боровиковского, называет его «единственным примером вдохновенного религиозного художника». Известно, что в 1819 году В.Л.Боровиковский становится членом «Духовного союза» Е.Ф.Татариновой. Общие собрания союза происходили обыкновенно в квартире Е.Ф.Татариновой в Михайловском замке, «где была особая комната, уставленная образами, преимущественно работы художника Боровиковского». Следует подчеркнуть, что исследуемые произведения также были созданы в период наиболее интенсивных духовных поисков, совпавших с последними годами жизни мастера. Образ жизни и характер духовных устремлений живописца заставляют внимательнее взглянуть на его творческое наследие. Так, в портретах, им созданных, мы «не вполне оценили… ту вдумчивость и строгость, которая их отличает». С другой стороны, на религиозные произведения В.Л.Боровиковского оказала влияние его светская художественная деятельность. В результате взаимовлияние главных составляющих живописного мира мастера определили многогранность  и неповторимость созданных им произведений.

Поздний период в творчестве В.Л.Боровиковского традиционно считается временем угасания его творческих сил. Т.В.Алексеева справедливо отмечает нарастание графической четкости в изображении деталей, неподвижность силуэтов, беспокойные цветовые сочетания. Однако попытка изучения его жизненного пути позволяет предположить, что духовные искания художника оказали влияние и на его творческие приемы. «Михаил Архангел» и «Неопалимая купина» из собрания Вологодской картинной галереи, поздние живописные образы, хранящиеся в запасниках Государственного Русского музея, вероятно, характеризуют следующий, но незавершенный этап в творческом наследии большого мастера.

В настоящей работе только намечен круг основных проблем, связанных с религиозной живописью В.Л.Боровиковского. Знакомство с двумя иконами из собрания Вологодской картинной галереи может стать исходной точкой для комплексного технологического и стилистического исследования важной части его творческого наследия.

Н.Н.Титова
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, Москва

 

Партнери


 
 
 
 
 

 




Час роботи

Понеділок-четвер - з 10:00 до 18:00

П'ятниця - з 10:00 до 17:00

Субота, неділя - вихідний 

Під час дії воєнного стану працюємо за попередньою домовленістю.

Контакти

Адреса: Київ, Кияновський провулок, 3-7,

офіс 203

Tел: +38 044 272 3745,  +38 067 810 2898 (офіс-менеджерка), +38 093 843 8799 (директорка)

Email: info@art-lab.com.ua