Home Статті Идентификация модели портрета кисти З.Е.Серебряковой

ArtLab

JA slide show

Идентификация модели портрета кисти З.Е.Серебряковой

Искусство Зинаиды Евгеньевны Серебряковой неоднократно привлекало к себе внимание исследователей, но перед ними часто возникали трудности, связанные с авторством и датировкой ее произведений, а также с идентификацией изображаемых ею моделей. Причиной тому является то, что З.Е.Серебрякова далеко не всегда подписывала свои работы. У части ее произведений отсутствует традиционный критерий авторства: характерная подпись и надпись художника с обозначением даты и места.

Проблемы с определением даты создания и идентификацией модели возникли и с портретом кисти З.Е.Серебряковой из собрания Чувашского государственного художественного музея (ЧГХМ). Подлинность произведения не вызывает сомнений, так как на оборотной стороне холста, в правом нижнем углу, имеется надпись черным, сделанная сыном художницы: «Портрет работы З.Е.Серебряковой удостоверяю Е.Серебряков 12  XI 1962 г.».

Это произведение поступило в Чувашскую государственную художественную  галерею (в настоящее время Чувашский государственный художественный музей) в 1979 году из РОССИЗОПРОПАГАНДЫ как «Портрет дочери композитора Э.Ф.Направника». Ранее, под тем же названием (до местонахождения в Дирекции художественных фондов и проектирования памятников) картина находилась в частном собрании известного собирателя произведений изобразительного искусства Ю.С.Торсуева в Москве. Так же именуется она и в каталоге 1979 года В.П.Князевой и датируется периодом 1912-1919. Но при поступлении в ЧГХМ данная атрибуция была подвергнута сомнению его сотрудниками, и портрет был переименован в «Женский портрет». Но вопрос: почему произведение ранее носило название «Портрет дочери композитора Э.Ф.Направника», - открыт до настоящего времени.

Автором данного исследования были проведены повторные изучения, в частности, по родословной Направников. И оказалось, что у русского дирижера и композитора Эдуарда Францовича Направника (1839-1916) было три сына – Александр, Владимир, Константин, и две дочери – Ольга и Варвара. Образы двух дочерей запечатлены на фотографиях, опубликованных в книге В.Направника «Эдуард Францович Направник и его современники». Но при проведении визуального сличения образа на портрете из ЧГХМ с фотографиями обеих дочерей сходства ни с одной из них обнаружить не удалось, даже если предположить, что в создаваемых Серебряковой образах художница более всего акцентировала привлекательные для нее черты и идеализировала облик. В этой связи можно с уверенностью сказать, что модель, изображенная на портрете Серебряковой, не дочь композитора Э.Ф.Направника. Но кто же мог быть изображен на портрете?

Дальнейшие исследования по линии родословной Направника в аспекте визуального анализа фотографий всех членов его семьи привели к неожиданному результату – на портрете из ЧГХМ изображена вовсе не дочь композитора, а его невестка – жена сына Владимира Эдуардовича – Мария Георгиевна Направник, урожденная Рыдзевская (1882-1967) . Фотография с предполагаемой изображенной на картине Серебряковой женщиной очень нечеткая, по ней невозможно с точностью рассмотреть все детали ее лица и с полной уверенностью утверждать о тождестве модели. Однако при сличении внешних особенностей портретируемой и предполагаемой модели, несмотря на несколько иной ракурс головы и некоторую полноту лица на фотографии, все же был найден ряд общих физиогномических черт. На фотографии даже похожая прическа, хотя ее нельзя считать достаточно весомым аргументом, так как подобная манера укладывать волосы была весьма распространена в начале ХХ века. Но характерный овал лица, высокий лоб, тонкие брови, небольшой рот позволяют предположить, что моделью является именно Мария Георгиевна Направник.

Толчком для продолжения исследования явилась любопытная деталь в живописном произведении. На портрете, за моделью, на стене располагается картина. Ее идентификация могла бы дать дополнительную информацию о месте создания портрета кисти Серебряковой и, соответственно, об его владельцах. Стилистика пейзажа, висящего за спиной модели на произведении Серебряковой, сразу предположила авторство Виктора Борисова-Мусатова.

Поиск изображения этого пейзажа по каталогам не дал существенных результатов. Но в 2006 году на аукционе Sotheby’s появилось произведение с аналогичным исследуемому по композиции и цветовому решению. При обращении к каталогам аукциона выяснилось, что это действительно произведение В.Э.Борисова-Мусатова. названное «Последний день» (бумага, пастель, 1903 год). Из каталога стало известно, что эта картина была приобретена в 1903 году сыном Эдуарда Направника, Владимиром Направником у самого художника и хранилась с тех пор в собрании семьи. Из этого следует, что портрет З.Серебряковой был написан в комнате его дома или квартиры в Петербурге. В пользу этого свидетельствует и домашний халат на правом плече женщины. Эти факты подтвердили предположение о принадлежности портретируемой к дому Направников, а в частности, к семье Владимира Эдуардовича Направника.

Новые данные дали возможность уточнить время создания портрета кисти З.Е.Серебряковой. Как уже говорилось выше, в каталоге Князевой работа датируется 1912-1919 годами, но эта датировка вызывает сомнения. Масляными красками художница начала писать уже с конца 1900-х годов. Поэтому нижняя граница даты у Князевой, на наш взгляд, представляется не совсем корректной.

Во многих портретах Серебряковой, начиная с указанного времени и до начала 1920-х годов, есть черты, восходящие к искусству прошлого: гладкое письмо, графически четкий рисунок, приглушенный колорит, например, портреты А.В.Серебряковой (1908), М.Н.Бенуа (1910), Е.Н.Лансере (1912) и С.Р.Эрнста (1921). Исполнение работы из ЧГХМ, вероятно, было длительным, многосеансным. Он написан многослойно, тщательно моделированы формы; краска на лице, руках и платье образует гладкую поверхность. Характер живописи и стилистические особенности нашего портрета позволяют включить в указанный ряд и наш портрет и в этой связи уточнить нижнюю границу датировки. Принимая во внимание то обстоятельство, что «Последний день» В.Борисова-Мусатова, изображенный на портрете Серебряковой, датируется 1903 годом, можно утверждать, что исследуемое полотно было создано не ране этой даты. Однако начальный рубеж создания картины следует отодвинуть до 1908 года – с учетом стилистических характеристик ее первых портретов, написанных маслом, самый ранний из которых датирован 1908 годом.

Идентификация модели также предоставила возможность уточнить датировку конечного рубежа создания картины. Из книги В.Направника известно, что вся его семья, в том числе и Мария Георгиевна Направник, в мае 1917 года перебралась из Петербурга на дачу в Финляндию, где оставалась до 1925 года, а после – в Бельгию. Из этого следует, что картина могла быть написана не позднее мая 1917 года. Это косвенно подтверждается и письмом от 30 апреля 1919 года. Зинаиды Серебряковой Александру Бенуа из Харькова, где она писала: «…Как я была рада получить посылку красок и бумаги от Вас…Я не рисовала 2 года…». Таким образом, верхняя граница датировки изучаемого произведения никак  не может являться 1919 и превышать 1917 год.

Визуальное сходство и принадлежность портретируемой к семье В.Э.Направника позволяют утверждать, что на картине изображена жена В.Э.Направника Мария Георгиевна Направник, и данное произведение Серебряковой следует назвать «Портрет М.Г.Направник», а примерными годами создания портрета из ЧГХМ считать 1908-1917 годы.

Установить точное время его создания пока затруднительно, поскольку еще не найдены более полные биографические сведения о Марии Георгиевне Направник. Работа в этом направлении даст возможность не только датировать и уточнить обстоятельства создания данного портрета, но и дополнит творческую биографию З.Е.Серебряковой.

А.А.Григорьева
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары

 

Партнери


 
 
 
 
 

 




Час роботи

Понеділок-четвер - з 10:00 до 18:00

П'ятниця - з 10:00 до 17:00

Субота, неділя - вихідний 

Під час дії воєнного стану працюємо за попередньою домовленістю.

Контакти

Адреса: Київ, Кияновський провулок, 3-7,

офіс 203

Tел: +38 044 272 3745,  +38 067 810 2898 (офіс-менеджерка), +38 093 843 8799 (директорка)

Email: info@art-lab.com.ua