Комплексное изучение живописи крупнейших закарпатских художников – Иосифа Бокшая (1891-1975) и Адальберта Эрдели (1891-1955) систематически осуществляется автором при участии канд. хим. наук Л.Н.Лугиной начиная с 2005 года. За это время исследовано более 50 работ Бокшая и более 100 – Эрдели (преимущественно из частных собраний, Эрдели – также частично из НХМУ).
В данном сообщении рассматриваются в основном вопросы стилистики и техники живописи художников, а также проблемы экспертизы их творческого наследия. Вопросы технологии живописи предполагается рассмотреть в отдельной работе.
I.Феномен Закарпатской школы живописи.
Бокшай и Эрдели первыми осознали необходимость создания региональной школы живописи. Постепенно вокруг них образовался достаточно широкий круг единомышленников. Наконец, преемственность между поколениями художников была обеспечена организацией в Ужгороде в 1927 г. художественной школы. Этому способствовала и благоприятная политическая обстановка: в 1920-1939 годы Закарпатье входило в состав Чехословакии, власти которой заботились о свободном развитии культуры в провинциях. Методика преподавания, используемая Бокшаем и Эрдели, исходила не из навязывания ученикам своей манеры или своих вкусов, но, напротив, из раскрытия их творческого потенциала. В течение первых 12 лет школа достигла высокого уровня развития, что, в сочетании с политикой разумных компромиссов, которых придерживались ее руководители, позволило ей выжить и функционировать в менее благоприятные времена.
II. Стилистика и техника живописи Бокшая.
Оба художника выросли и воспитывались в среде сельской интеллигенции, которая наиболее тесно была связана с крестьянством (отец Бокшая – священник, Эрдели – учитель). Оба родились в один год, оба закончили (с разницей в два года) Государственный королевский художественный институт в Будапеште. Стилистика и техника живописи Бокшая, сложившиеся в начальный период, в дальнейшем существенно не изменялись.
Важную часть наследия Бокшая составляют датируемые 1920-ми – первой половиной 1940-х годов сакральные росписи и картины, предназначавшиеся для храмов Закарпатья, Словакии и Венгрии. К сожалению, религиозная живопись художника не опубликована до сегодняшнего дня. Ей присущ особый монументализм, идущий от искусства барокко, а изображение ангелов, евангелистов и святых близко к народным типам. В этой группе исследованы написанные маслом на холстах «Христос и апостолы» (1926), «Моление о Чаше» (1927), «Херувим» (фанера, масло, 1930-е гг.), «Св. Григорий и Апостол Павел» (оба – 1943), в которых образы святых предельно индивидуализованы. Столь же сильное впечатление производят его портреты крестьян – сдержанные по колориту, написанные алла прима, лаконично и широко, раскрывающие сущность образа («Верховинка из села Ужок», 1935). Основательностью и завершенностью отличаются и натюрморты художника.
Пейзажи второй пол. 1920-х – первой пол. 1940-х гг. также монументальны по образному строю, имеют насыщенный, иногда затемненный колорит: «В роще» (1920), «Карпатский пейзаж» (1926), «Осенний пейзаж»(1927), «Крестьянский двор» (1939). Всем исследованным работам Бокшая присуща сходная техника живописи, преимущественно основанная на письме алла прима. Поверх сырой или подсохшей первой полужидкой прописки почти сразу же наносился более плотный светлый слой в виде виртуозно положенных цветных плоскостей, пятен и мазков. После 1944 года творчество Бокшая переживало определенный кризис, главная причина которого видится в самоцензуре, которую сознательно наложил на себя художник, чтобы сберечь от разгрома Школу.
III.Стилистика и техника живописи Эрдели.
Адальберт Эрдели с отличием окончил Венгерский королевский художественный институт (Будапештская академия искусств) (1911-1915). С будапештским «Натюрмортом с бокалами» (1911) перекликаются написанные уже в Мукачево «Натюрморт с часами и посудой» (1919) и «Интерьер» (1921).
Поскольку жизнь Эрдели в значительной степени была насыщенна событиями и влияниями, очевидна необходимость четкой периодизации его творчества, причем наиболее логичной представляется такая:
1. Будапештский (1911-1915) и постбудапештский (1915-1922) периоды.
2. Мюнхенский (1922-1926) и постмюнхенский (1926-1929) периоды.
3. Французский (1929-1931) и постфранцузский (1931-1944) периоды.
4. Советский период (1944-1955).
Эрдели испытывал постоянное стремление к поискам адекватного языка своего искусства. Во время периодических длительных поездок происходило интенсивное художническое становление художника. Более поверхностные влияния к концу последующих закарпатских «постпериодов» исчерпывали себя, обнаруживая неудовлетворенность художника и стремление к получению нового импульса. Наиболее глубокое влияние (Франция) долго осмысливалось и «прочувствовалось», и только на родной почве завершилось наконец обретением единственно возможного творческого метода.
В Мюнхене, где Эрдели неизменно сопутствуют признание и успех, он вырабатывает экспрессивную манеру. К концу мюнхенского или к самому началу постмюнхенского периодов относятся несколько работ, в частности, написанных на плотном негрунтованном картоне: «Натюрморт с гитарой» и «Обнаженная» (1926). В работах, созданных во Франции (Париж и колония художников Гаржилес), не произошло существенных изменений в манере живописи – Эрдели продолжал считать себя экспрессионистом. Здесь он пишет портреты и пейзажи («Отдых в саду»). В последний год пребывания в Париже им овладевает депрессия, связанная с мыслями о своем невыполненном предназначении, а также визионерскими переживаниями грядущей войны. Так на фоне разорванного самолетами неба возникает образ Христа, с болью и недоумением всматривающегося в человечество («Двадцатый век», 1931).
Вторая половина 1930-х стала периодом высшего расцвета творчества Эрдели. В пейзажах этого времени классическая перспектива часто упраздняется, пространство разделяется на объемы-измерения. Основным элементом формообразования и живописного почерка становятся ряды зигзагообразных мазков различных размеров и форм, буквально пронизывающие «материю» произведения. В них нельзя определить форму, передачу пространства, цвет и мазок: все вызывает физическое ощущение непрерывного движения и роста космических масштабов. Влияние творчества Сезанна на Эрдели очевидно («кульминационной точкой магического искусства является Сезанн» - отметил он во французском дневнике). Вместе с тем столь же очевидна оригинальность его стиля, поскольку в его основе лежит собственная любовь ко всему живому, и акцент с тектонических разломов живописи Сезанна переносится на живое прорастание. Образный строй этой живописи максимально соответствует его жизненному и творческому кредо, зашифрованному в названии его биографического романа «IMEN» (1924): Бог, Любовь, Искусство, Бесконечность. Наивысшей точки эта мистерия достигает в пейзажах с рекой Уж, пронизанных античной и христианской символикой. В конце 1930-х в творчестве Эрдели появляются пессимистические мотивы. В «Натюрморте с часами» разворачивается аллегория фатализма человеческого существования, не уступающая по силе выражения голландским Vanitas XVIIвека.
Последний период творчества Эрдели печален. Идеальной мишенью для советской идеологической машины стал «космополит» Эрдели, учеников которого подло заставляли выступать с публичной критикой учителя. Но он, как и Бокшай, должен был выпить эту чашу и пронести этот крест ради Школы. Его искренние попытки 1940-х годов следовать соцреалистической форме выглядят карикатурными («Комсомолка с серпом», 1949). Одна из последних работ художника, с ее напряженной диссонирующей гаммой ярких холодных зеленых, желтых и красных тонов, свидетельствует о его глубокой депрессии и прогрессирующей болезни («Натюрморт с лимонами», 1955).
IV. Проблемы экспертизы произведений Бокшая и Эрдели.
Нами выделено несколько разновидностей фальсификаций работ Бокшая. Пейзажи его сына – И.И.Бокшая-младшего (1930-2002) по мотивам и стилистике, а также начертанию подписи, напоминают работы Бокшая-старшего, хотя и отличаются более жесткой манерой. Существует опасность удаления либо исправления даты в такой подписи, с последующим приписыванием пейзажа кисти Бокшая-старшего. По-видимому, именно с таким случаем мы столкнулись в картине «Сплав леса», в подписи которой две последние цифры даты, свидетельствующие о создании картины уже после смерти Бокшая-отца, были счищены, закрашены и заменены на более ранние. Иногда используются работы других художников, с нанесением фальшивой подписи И.Бокшая. Реже встречается изначальная имитация манеры И.Бокшая либо на новой основе, либо на холсте с живописью другого художника.
Случаев фальсификации живописи Эрдели имеется заметно больше. Относительно простыми случаями являются фальсифицированные работы других художников, а также поздние изначальные имитации, в том числе копии и пастиши. Сдери приписываемых Эрдели встречаются работы 1950-х годов, совпадающие по живописным материалам, но отличающиеся по живописному почерку и уровню исполнения. Именно они представляют наибольшую сложность в экспертизе и предположительно могут быть ранними изначальными имитациями, принадлежащими неизвестным ученикам Эрдели. Работы младшего брата А.Эрдели – Ивана (Яноша) Эрдели (1902-1074) также иногда стилистически близки работам Адальберта и часто имеют сходную подпись (за исключением инициала «I» или полного имени, которые фальсификатор может удалить).
Бокшай и Эрдели как основатели Школы, столь похожие по своим духовным качествам и столь разные по творческой индивидуальности, чрезвычайно удачно дополнили друг друга, создав соответственно Землю и Воздух Школы, безгранично раздвинув ее рамки, сделав ее самодостаточной. Поэтому в ней мирно сосуществовали и сосуществуют столь разные художники – реалисты, художники андеграунда, авангардисты.
Цитович В.И.
Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко
г. Киев, Украина