В исследовании памятников иконописи XVIII века киевского происхождения мало изученным остается аспект в области техники и технологии живописи. Отчасти восполняет обозначенный пробел данная статья, где публикуются сведения, полученные в ходе анализа икон, датируемых концом XVII-XVIII – началом XIX вв. и которые, согласно архивным и библиографическим источникам, происходят из церквей Киева.
Немногочисленность подобных памятников, еще более ограниченный круг датированных и имеющих точное происхождение, возводит их в ранг уникальных. Подобное обстоятельство и современный уровень изучения произведений искусства требуют тщательного анализа их материальной структуры, результаты которого способны сформировать или повлиять на окончательную объективную атрибуцию каждого произведения.
Всего исследовано сорок шесть икон, выполненных в масляной технике живописи, созданных в период с конца XVII в. (1691), на протяжении всего XVIII и до начала XIX в. (1802), имеющих фиксированное киевское происхождение. Из них тридцать икон выполнены на металлической основе (двадцать икон из коллекции НКПИКЗ и десять икон из иконостасов пещер Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры), шестнадцать икон – на деревянной основе (из собрания НКПИКЗ).
Методы исследования включали в себя оптические исследования поверхности живописи в видимом прямом и скользящем источнике света, в инфракрасном излучении и в свете видимой люминесценции; послойное визуальное микроскопическое исследование поверхности красочного слоя; отбор проб грунта и красочного слоя; изготовление шлифов поперечных срезов живописи; изучение структуры живописи в поляризованном белом свете и в свете видимой люминесценции, возбуждаемой УФ лучами. Состав грунта определялся методом инфракрасной спектроскопии; состав пигментов – методами микрохимического, термохимического, люминесцентного и эмиссионного спектрального анализов.
Основы. Традиционными основами живописи в произведениях изобразительного искусства, вышедших из мастерских Киева во второй половине XVII и на протяжении всего XVIII вв., служили дерево, ткань, металл. Павел Алепский во время своего путешествия в Киев во второй половине XVII в. описывает виденные им «портреты патриархов на холсте, во весь рост» из митрополичьих покоев на подворье Собора Софии Киевской; изображения «ангелов и святых, … лица которых, по обыкновению, белы, а одеяния покрыты позолотой», и «сделано это из тонких железных листов с закрепами» в одном из придельных алтарей Софийского собора; «икону Господа при вратах алтаря» из иконостаса Успенского собора, где книга (Евангелие) Господа «из кованого серебра, а письмена золотые»; храмовую икону с изображением Св. Михаила в воинском облачении из Михайловского собора, где «кольчуга, оружие, наручи, наличник и шлем – все из чистого серебра чеканной работы, а выступы и прочее позолочено»; иконостасы Успенского и Софийского собора, которые «никто не в силах описать по причине их красоты, … разнообразия резьбы и позолоты».
Сопоставляя сведения библиографического порядка с результатами натурных исследований, мы с уверенностью можем говорить, что ко второй половине XVII в. в Киеве уже сложилась и плодотворно развивалась художественная традиция живописи на дереве, холсте, металле.
Грунты. Сопоставляя полученные нами результаты исследований и опубликованные в литературе данные, можно сделать следующие выводы: типы и составы грунтов в иконах, вышедших из мастерских Киева на протяжении всего XVIII в., аналогичны типам и составам грунтов произведений того же периода в европейской и русской станковой живописи.
Иконы на металлических основах. В иконах, датируемых концом XVII (1691) – рубежом XVII-XVIII вв. (1700) выявлены грунты: 1) клее-меловые, однослойные, темные (черно-серые), - где в качестве наполнителя, наряду с мелом, добавлены минеральный черный пигмент (много) и охра (немного); 2) клее-меловые, однослойные, светлые.
В иконах, датируемых 20-30-ми гг. XVIII в., использованы грунты: 1) двухслойные – где нижний слой красно-коричневого цвета (наполнитель – мел, охры, черная угольная); верхний слой белого цвета (наполнитель – гипс); связующее обоих слоев – животный клей; 2) однослойные, светлые с розовым оттенком; наполнитель грунта – мел, охра красная, киноварь, черная угольная; связующее грунта – клей.
В иконах, датируемых серединой – второй половиной XVIII в., использованы грунты клее-меловые, однослойные: 1) с включением в наполнитель (наряду с мелом) различных пигментов (органический красный, охра красная, черная угольная), придающих им оттенок (розовый, серый); 2) светлые (белые) грунты.
В иконах, датируемых рубежом XVIII – началом XIX в. (1802), использованы грунты клее-меловые, однослойные: 1) с включением в наполнитель (наряду с мелом) различных пигментов (органический красный, охра красная, черная угольная), придающих им оттенок (розовый, серый); 2) светлые (белые) грунты.
Иконы на дереве. В исследуемых иконах, датируемых концом XVII – 30-ми гг. XVIII в. в качестве грунта использованы: 1) традиционный клее-меловой левкас белого цвета; 2) однослойные грунты с включением в наполнитель (наряду с мелом) различных пигментов (охра красная, черная угольная), придающих им оттенок (розовый, серый).
В иконах, датируемых серединой XVIII в., 1763, 1769, 1776 гг. используются:
1) однослойные светлые клее-меловые грунты; 2) масляные грунты с небольшим добавлением клея, содержащие смесь мела со свинцовыми белилами.
Пигменты. Аргументированным доказательством для датировки исследуемых произведений являются так называемые атрибуционные пигменты – пигменты, имеющие четкие временные рамки и территориальные рамки их применения в живописи. В нашем случае таковыми пигментами являются синие – смальта, азурит, вивианит, натуральный ультрамарин, индиго и берлинская лазурь.
Синий. В иконах, датируемых концом XVII (1691) – рубежом XVII-XVIII вв. (1700), в качестве синих пигментов выявлены смальта и азурит.
В иконах, датируемых 20-30-ми гг. XVIII в., - азурит, вивианит, натуральный ультрамарин, индиго.
В иконах, датируемых второй четвертью – серединой XVIII в., в качестве синих пигментов используются натуральный ультрамарин, индиго, берлинская лазурь.
С середины – на протяжении второй половины XVIII и до начала XIX в. (1802) в качестве синего пигмента доминирует берлинская лазурь; в отдельных памятниках встречается натуральный ультрамарин, индиго.
Зеленый. В иконах, датируемых концом XVII (1691) и рубежом XVII-XVIII вв. (1700), в качестве зеленого пигмента использован глауконит (зеленая земля – природный минерал).
В иконах, датируемых первой третью XVIII в., выявлена ярь-медянка в смесях и в качестве лессировочного пигмента.
В большинстве случаев на протяжении всего XVIII в. зеленый цвет представлял собой смесь желтых и синих пигментов: берлинской лазури с охрой желтой. В одной иконе, датируемой 1734-1735 гг., зеленый цвет состоит из смеси вивианита и аурипигмента.
Желтый. С конца XVII и на протяжении первой трети XVIII в. во всех исследуемых иконах для обозначения желтого цвета используется сусальное золото. В иконах, датируемых 1734-1735 гг. выявлены аурипигмент и свинцово-оловянистая желтая. В иконах середины XVIII в. в качестве желтых пигментов используются свинцово-оловянистая желтая (единичный случай), неаполитанская желтая, сурьмяно-оловянистая желтая. Во всех иконах и на протяжении всего периода с конца XVII и до начала XIX вв. в качестве желтого пигмента используется охра желтая.
Белила. Во всех иконах в качестве белого пигмента выявлены свинцовые белила, содержащие микропримесь серебра.
Красный. Во всех иконах в качестве красного пигмента используется киноварь, органическая красная, красная охра.
Связующее. Со второй половины XVII и на протяжении всего XVIII в. в киевских иконах использовали, наряду с традиционной темперной иконной техникой, смешанную (темпера, лессировки в технике масляной живописи) и масляную технику живописи.
Техника живописи. Главной особенностью техники живописи на исследуемых иконах является параллельное использование техники моделирования формы, характерной для станковой европейской живописи, и метод наслаивания/наложения друг на друга слоев краски, характерный для традиционной иконной техники живописи.
В результате проведенных комплексных технико-технологических исследований значительный массив икон Киева XVIII в., имеющих фиксированное происхождение и всесторонне изученных, вводится в научный оборот. Максимальный объем достоверной информации о технике и технологии киевской иконы XVIII века приобретает статус эталонной базы. Подобное обстоятельство позволяет не только более полно раскрыть художественное своеобразие каждого произведения, но и в большинстве случаев уточнить атрибуцию.
Рыжова О.О.
Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник
Распопина В.А.
Национальный научно-исследовательский реставрационный центр Украины
г. Киев, Украина