Home Статті Об исследовании серии рисунков ХVIII века. Датировка и атрибуция

ArtLab

JA slide show

Об исследовании серии рисунков ХVIII века. Датировка и атрибуция

Русская графика начала ХVIII века – коллекционная редкость и поэтому исследование серии рисунков из собрания Русского музея известной как «Петровские малыши» представляет несомненный интерес как для искусствоведов, так и для историков. Небольшая коллекция из двадцати восьми рисунков начала ХVIII века поступила в Русский музей из собрания князя А.Н.Аргутинского-Долгорукова в 1928 году. Коллекцией занимались А.А.Федоров-Давыдов, который в 1953 году в книге «Русский пейзаж» написал об этих рисунках как о произведениях петровского времени, и опубликовал там одну из работ. Затем А.А.Сидоров в 1956 году охарактеризовал эти рисунки, как вещи петровского времени и воспроизвел пять листов в книге «Рисунок старых мастеров». Многие годы изучала эти рисунки Е.И.Гаврилова. Ей удалось расшифровать и прочитать надписи на большинстве листов, а по монограммам, имеющимся на нескольких листах, высказать предположение об авторе, которым она считала Федора Васильева (1670-1737) – художника-архитектора петровского времени. Весь материал был опубликован Е.И.Гавриловой в сборнике «Русское искусство первой четверти ХVIII века» в 1974 году. С тех пор авторство Ф.Васильева было принято некоторыми исследователями, а материал вошел в издания по искусству ХVIII века. Однако очевидная разностильность рисунков привела к дискуссии, которая шла в течение четверти века. Появились новые публикации, где версия о датировке, авторстве и подлинности этой серии рисунков подвергалась сомнению. В сборнике Государственного Эрмитажа «Петровское время в лицах» за 2000 год опубликована статья К.В.Малиновского «Архитектор Федор Васильев». Недавно вышел альбом-монография Н.И.Александровой «Жан Балтазар де ла Траверс. Путешествующий по России живописец». (М., 2000), где четырнадцать из двадцати восьми наших рисунков приписываются последнему.

Когда в отделе технологических исследований ГРМ появились новые возможности для датировки бумаги, было решено провести исследование данной серии. К этому времени был накоплен эталонный материал по бумагам ХVII-XIX веков, как русским, так и зарубежным. В том числе были взяты для сравнения рисунки Петровской Кунсткамеры, датированные 1735-1737 гг.

Итак, исследованные 28 листов из собрания ГРМ разделились на следующие группы:

Бумаги, имеющие в своем составе мышьяковистые соединения (смальтин или кобальтин) – двадцать листов.  

Листы этой группы легко определяются под микроскопом. Включения голубого и синего цвета отчетливо видны в бумажной массе. Самый ранний эталон, содержащий мышьяк, - это датированный 1755 годом лист из собрания ГРМ – «Проект иллюминации в честь дня рождения Павла Петровича» Штакельберга. В бумаге рисунков более раннего времени мышьяк отсутствует.

В базе данных ОТИ есть спектры более сотни бумаг с мышьяковистыми соединениями в своем составе. Большинство из них датируется  по филиграни или имеет подпись и дату, проставленную автором. Подавляющее число листов относится к последней трети ХVIII – началу XIX века. С точно датированных листов начала XVIII века в нашей базе данных есть только тридцать три спектра. Это очень маленькая выборка, но ни одного листа с мышьяком нам не встретилось. Следует уточнить, что среди исследованных бумаг XVII века, а их около восьмидесяти образцов, мышьяк ни разу не был отмечен.

Некоторые из двадцати листов серии «Петровские малыши» содержащие мышьяк имеют водяной знак. Вдобавок к изучению состава примесей бумаги, были проведены замеры ширины верже и понтюзо у всех исследованных бумаг. Таким образом они разделились на три подгруппы, имеющие различное количество поперечных нитей сетки (верже):

Наиболее значительная часть – семь листов выполнена на одинаковой бумаге. Два рисунка не имеют водяных  знаков, у двух – «GR» между ветвей под короной в круге (эта филигрань датируется в большинстве литературы второй половины XVIII века) и три произведения имеют водяной знак –  «Pro Patria». На одном листе есть часть филиграни «Pro Patria» с литерами «WKM». Клепиков датирует ее 1788 годом. Вторичный знак на этом листе, скорее всего, был «GR» между двух ветвей под кроной в круге. Эту группу можно продатировать 1780 годами.

Лист этой группы, имеющий название «Мельница в Аничкове», отличается от остальных по стилистическим признакам, кроме того, он имеет фальшивую дату –

«1719 г.». Рисунок выполнен сепией и тушью в два тона с размывкой, пером и кистью. Справа внизу надпись: «Мельница ВК Аничкина». При исследовании под микроскопом обнаруживается, что дата, как и надпись, появилась гораздо позднее, и ее подбирали по материалам и цвету. В эту же группу вошли контурные рисунки, выполненные пером и бистром, напоминающие гравированные книжные иллюстрации. Это: «Пономарь у кружала», «Польский мушкетер», «Водяное колесо», «Шведская крепость». Два рисунка «Князь-игуменья Голицына» и «Лошадь Петра I» выполнены пером и бистром свободным контуром, с предварительным рисунком свинцовым карандашом, большей частью тщательно удаленным.

Следующая подгруппа в пять листов имеет более узкую сетку, чем у предыдущей группы. Только один лист не имеет водяного знака. По филиграням и составу, эти листы можно продатировать концом 1770-х – началом 1790-х годов. Эти рисунки также как и предыдущие объединены надписями-названиями. В рисунке «Сердюкова указная барка. Спящий» также есть следы предварительного карандашного рисунка. А на обороте после раздублирования обнаружилась акварель – «Колодец» и обрезанная надпись латинскими буквами, прочитать которую не удалось.

Сюжет листа «Капрал докучает женкам» Е.И.Гаврилова связывает с Указом Петра I от 1718 года «о забирании под караул праздношатающихся людей». Он выполнен пером и кистью, тушью, сепией и первоначально акварелью, которая в дальнейшем была смыта, так как ее присутствие нарушало видимую цельность коллекции. Практически такой же лист, датированный 1789 годом, опубликован в каталоге Н.И.Александровой о Траверсе, художнике конца ХVIII века. Он имеет название «Пленные турчанки, плененные в Очакове в день Св. Николая». На следующем рисунке, где изображена деревянная церковь «Симеона и Анны» появляется монограмма, которая имеет механические повреждения. Глядя на этот рисунок с сидящим художником на переднем плане, где плотность нижнего изображения значительно выше, можно предположить, что рисунок выполнен «в две руки».

На рисунке «Солдатская слобода» (чернила, перо) есть монограмма, на обороте свободный набросок коровы. Рисунок и монограмма выполнены разными материалами. В монограмме содержится достаточное количество сажи, которой прописаны окошки церкви и амбара, добавлена луковка в колокольне. Сажа есть и в подписи. Следующий лист – «Березовый остров» с изображением мирно пасущихся коров на центральной площади города. В инфракрасной области спектра видны поздние вставки труб, детали окон.

Все эти двадцать листов первой группы содержат мышьяк, выполнены на иностранной бумаге и датируются концом XVIII века.

В СЛЕДУЮЩУЮ  группу входят всего лишь два листа, выполненных на русской бумаге.

Бумага двух натюрмортов – «Камер-коллегии» и «Юстиц-коллегии» имеет сходный состав, характерный для русских бумаг, произведенных в последней трети ХVIII века. На это же указывает и филигрань «78» на листе «Юстиц-коллегиия». На происхождение листов указывает и расстояние между понтюзо, которое колеблется от 20 до 26 мм, и качество бумажной массы, неравномерность отливки, высокая облачность. В 1720-е годы в России действовали только две бумажные мануфактуры (согласно исследованиям Клепикова и др.) и только с 1727-1728 годов на них появляются водяные знаки. Год отлива бумажного листа в составе водяного знака впервые появляется в 1740-х годах, и только указом Екатерины II год выпуска на бумаге начинают проставлять все большее число фабрикантов. Зарубежные листы в составе филиграни года выпуска почти никогда не имеют. После раздублирования на листе «Камер-коллегия» была обнаружена легко читаемая филигрань – «1782». Оба натюрморта подписаны монограммами, которые в отличие от остальных имеют между собой схожие начертания и могут принадлежать одному автору. Монограммы и номера одновременны изображению. Оба натюрморта имеют предварительный рисунок, разметку, и в них использован циркуль. Надписи «о рангах» на книге и «сим просвети ум» на табакерке, выполнены тем же чужеродным рыже-красным пигментом, как и надписи в листах «Князь-игуменья Голицына» и других.

Наконец, ТРЕТЬЯ группа: листы, которые действительно могли бы быть датированы первой третью XVIII века (1725-1735 гг). Их всего четыре.

Это – «Сердюкова старая карбазина», «Зверовой двор», «Подворье царицы Параскевы Федоровны», «Новая указная барка». Все они имеют одинаковый состав бумаги и параметры сетки, а рисунок – «Зверовой двор» - филигрань «Амстердам», датируемую 1725-1735 гг. Рисунок «Зверовой двор» выполнен тушью, вся нижняя его часть заново прописана и под камень встроена фальшивая монограмма. Надпись также выглядит очень неубедительно. В «Сердюковой старой карбазине» весь левый угол переписан без соблюдения стилистических особенностей основного изображения. Фальшивая дата 1719 и монограмма выглядят чрезвычайно грубо.

Таким образом, все листы из данной подгруппы датировать первой четвертью XVIII века не представляется возможным.

Последние два листа без водяных знаков. Точную датировку бумаги этих листов установить на данный момент невозможно.

В эту группу вошли два рисунка: «Партикулярная гавань. Кроншлот», и «Трубецкой раскат». Оба листа имеют монограммы и даты – 1721 и 1719 г. Монограмма – «Трубецкого раската» наиболее схожа с монограммой из «Симеона и Анны» хотя и имеет некоторые отличительные признаки, и значительные подчистки. Но в изображении даты над третьей цифрой есть овальная утрата – так, цифра «семь» была превращена в «единицу». Можно предположить, что первоначальной датой был год «1779». В инфракрасной области спектра видны дополнительные, поздние записи: так появился двуглавый орел над воротами – тушью.

Последний из рассматриваемых листов – «Партикулярная гавань. Кроншлот». Возможно, именно этот рисунок послужил своеобразной основой для создания подобного рода фальсификации. С его подлинными монограммой и датой «1721» он имеет лишь два чужеродных включения в авторскую ткань рисунка. Это надпись, выполненная все той же красно-рыжей смесью пигментов, двуглавый орел, а также и шпиль, выполненные черной тушью. Но и этот рисунок приписать Ф.Васильеву не представляется возможным, так как «в период с 1718 по 1720 г. Васильев содержался в оковах «в черной избе под караулом» на дворе Канцелярии городовых дел на берегу Малой Невы, а с 1720 по 1723 г. находился на Украине в Киеве и Глухове…» (цитата по К.В.Малиновскому).

В конце XIX – начале XX века фальсификация именно русского рисунка достигла больших масштабов. С этим столкнулся и сам А.А.Сидоров, который описал ситуацию в «Записках собирателя». Кто-то, зная спрос и интерес самого Аргутинского-Долгорукого, соединил эти листы, чтобы сбыть их коллекционеру. Поэтому появились архаичные, в отличие от изображения, надписи, подчистки, двуглавые орлы и даты. Сюжеты, которые мы видели в листах, повторяемы в литературе, которая в избытке выходила в конце XIX – начале XX века, в связи с юбилеем начала царствования Петра I. И то, о чем читали, было представлено в изобразительном материале. В эту психологическую ловушку попали и уважаемые Федоров-Давыдов и Сидоров и мы – почти 30 лет тому назад.      

С.В. Сирро, М.В. Черкасова
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Партнери


 
 
 
 
 

 




Час роботи

Понеділок-четвер - з 10:00 до 18:00

П'ятниця - з 10:00 до 17:00

Субота, неділя - вихідний 

Під час дії воєнного стану працюємо за попередньою домовленістю.

Контакти

Адреса: Київ, Кияновський провулок, 3-7,

офіс 203

Tел: +38 044 272 3745,  +38 067 810 2898 (офіс-менеджерка), +38 093 843 8799 (директорка)

Email: info@art-lab.com.ua