Home Статті О некоторых характерных особенностях графики Б.М.Кустодиева

ArtLab

JA slide show

О некоторых характерных особенностях графики Б.М.Кустодиева

«Кустодиев – художник, отличающийся редким постоянством в своих изобразительных приемах, - писал в 1925 году его друг и первый биограф, художник Всеволод Воинов. Целью доклада была попытка определить специфику этих приемов в графике, составляющей чуть ли не большую часть творческого наследия художника. Предложенные выводы сделаны на основе исследований сорока подлинных произведений мастера, прошедших экспертизу в ВХНРЦ, и изучения примерно такого же количества работ в фондах музеев (ГТГ, ГЦТМ, ГРМ, музее А.Н.Бенуа и др.).

Исследованные работы носят либо этюдный, либо эскизный характер, отражая процесс творчества, постепенное изменение замыслов и их воплощений в образах. Среди них – множество альбомных листов. Благодаря им можно определить размеры альбомов, используемых художником в разные годы. Например, 42,7х26,2 см – в 1913 году; 20,7х17,4 см – в 1915 году; 20,4х26,8 см – в 1916 году; 20,7х20,1 см – в 1917 году и т.д. Таким образом, размер альбомного листа может служить одним из датирующих признаков. Причем, Кустодиев иногда использовал для рисунка полный разворот альбома, включающий два листа. К этюдам следует отнести работы с натуры: пейзажи, натюрморты, портреты, изображения натурщиц, фресок древнерусского храма. К эскизам – работы прикладного характера: для театра (декорации и костюмы) – с 1911 по 1927 год; для книги (иллюстрации, заставки, концовки) – с 1905 по 1926 год; для печати (календари, экслибрисы, линогравюры, литографии) – с 1921 по 1927 год; для монументальных росписей (эскизы неосуществленной росписи Казанского вокзала – 1913 год; эскизы декоративных панно для Ружейной площади в Петрограде – 1918 год); а также большое количество вариантов сочиненных художником композиций, предваряющих живописные произведения. Например, многочисленные деревенские и городские праздники, масленицы, катания на тройках и т.д. Везде художник стремится показать праздник бытия, уделяя огромное внимание деталям быта, характеризующим уклад жизни и взаимоотношений людей. Это не касается, может быть, некоторых лаконичных по выразительности портретов, предельно обобщенных: профильные – в форме медали, фронтальные – в форме экслибриса.

В его работах всегда присутствует человек или «народ». Даже в натюрмортах, где нет изображения человека, есть предметы рукотворные, характеризующие повседневную человеческую жизнь (одеяло, платок, блюдо и т.д.).

ЭТЮДЫ и ЭСКИЗЫ отличаются разной степенью законченности; обороты листов иногда используются для новых эскизов; причем, в отдельных эскизах по частям разрабатывается, например, сначала в общих чертах постановка фигуры, затем – портретный образ или типаж, далее – эти части соединяются в композиции. В то же время даже законченные эскизы имеют несколько вариантов, отличающихся разным пространственным решением, изменением точки зрения, перестановкой фигур или сокращением их количества. То есть, художник долго вынашивает свои образы, все время трансформируя их. Отсюда множество одинаковых названий в списках его произведений.

Пейзаж наряду с портретом является для Кустодиева излюбленным и преобладающим жанром. На фоне господствующей природы, данной Кустодиевым часто в виде панорамы, он показывает деятельную человеческую жизнь, то вписывая изображения людей в дальние планы, то выделяя их крупно на первом плане, в отдельных случаях даже преувеличивая их масштабы.

ТЕХНИКИ

Графитный мягкий карандаш является основной техникой графики Кустодиева. Подавляющее число этюдов и эскизов выполнено только им. Подготовительный рисунок графитным карандашом обязательно присутствует во всех произведениях Кустодиева, в какой бы технике он не работал. В ранний период (1900-1910-е годы) графитный карандаш иногда заменяется угольным или итальянским, редко – свинцовым карандашом. В те же годы, работая сангиной, цветными карандашами или пастелью, он предварительно прорисовывает графитным карандашом линейные контуры, а штриховкой и растушевкой показывает тени на предметах, выводя завершающие штрихи на поверхность изображения. Сочетание графитного карандаша с другими техниками характерно и для работы гуашью, темперой (применяемых художником в основном в 1910-е годы), а также – акварелью (на протяжении всего творчества); тушью (в 1910-е-тушь, перо; в 1920-е – добавляется тушь, кисть), соусом, черной акварелью (в 1920-е годы). Для 1920-х годов характерно также сочетание различных техник: например – перо, тушь, кисть, акварель, гуашь, темперные белила или акварель, темпера, лак и др. Белила, в основном свинцовые, гуашевые или темперные применяются не часто: там, где для изображения белого цвета нельзя обойтись цветом основы. В остальных случаях светлые участки изображения передаются цветом основы, видимым в просветах красочного слоя.

ОСНОВЫ

Для основы, как правило, используется качественная белая бумага, теплого кремового оттенка, рисовальная, альбомная. Для работ темперой – толстый светло-коричневый древесный картон. В случаях тонкости бумажных листов, художник сам приклеивал их к картону и по периметру обводил рамкой графитным карандашом. На одном из таких картонов с рисунком 1921 года сохранилась печать Акционерного общества – изготовителя картонов: «Акц. О-во САНЪ-ГАЛЛИ ГРЭСЪ и К  Петроградъ».

В структуре этого картона коричневые и черные тряпичные волокна, видимые в МБС. Подобное сочетание волокон встречается и на других картонах Кустодиева, что позволяет считать, что он неоднократно покупал картон в вышеуказанной фирме. Бумажные основы – реже отечественные, чаще – импортные, о чем говорят видимые на просвет филиграни.

ФИЛИГРАНИ

     1912 год ФАБРИКА МИРКОВА. Изображение ЗЕМНОГО ШАРА. Тонкая желтовато-коричневая почтовая бумага верже

     1919 год RETREE J.WHATMAN (в круге). Белая плотная бумага с тряпичными включениями, видимыми в МБС (синими, красными, коричневыми,черными)

     1920 год. ALEXIS  strathwool USA

     1921 год. …BOND QUALITY

     1922 год.  HAND MADE  верже

     1925 год.  SCHOEFELD  немецкая бумага

     1925 год.  Ingres  FRANCE  с якорем в гербе, заключенном в круг, французская бумага верже с цветными тряпичными включениями.

1925-1926 гг.  BLANCHET  F  RES & KLEVER  RIVES, французская акварельная бумага, плотная, матовая, гладкая

V

1925-1926 годы         V  G  Z    HOLLAND  INGRES.

Z

верже голландская

1925-1926 годы. Изображение  КРЫЛАТОГО  ЛЬВА.

Акционерная компания рижской писчебумажной фабрики.

1925-1926 годы. Original  Ligat Milles/

ПОДПИСИ И НАДПИСИ

Многие работы не подписаны художником. Их подлинность определяется совокупностью характерных для творчества Кустодиева технологических и стилистических особенностей.

Большая часть подписей выполнена графитным карандашом, меньшая – в основной технике произведения: углем, тушью, акварелью, гуашью, темперой; реже – орешковыми чернилами. Существует два типа подписей Кустодиева на русском языке: 1) полная подпись в старой дореволюционной орфографии (никогда не изменялась художником): «Б.Кустодіевъ»;  2) подпись-монограмма, состоящая из двух инициалов: «Б.К.». Очень редко, например, в 1910 году встречается полная подпись латинскими буквами: «В.Koustodieff», что связано, вероятно, с экспонированием работы на международной выставке. Подпись обязательно сопровождается инициалом имени через точку и датой (полностью год цифрами). В ранних работах изредка добавлены числа месяца, в этюдах с натуры порой указано место исполнения. Если известно только место исполнения, можно определить дату, так как подробности биографии Кустодиева хорошо представлены в литературе.

На портретах иногда автор крупным шрифтом вписывает в канву изображения фамилии портретируемых, как названия – в книжной графике. Дарственные надписи автора встречаются крайне редко.

ХАРАКТЕРИСТИКА РИСУНКА

Формат многих альбомных набросков задан рамкой, состоящей из нескольких параллельных отрезков вибрирующих линий, выведенных графитным карандашом. Внутри рамки бывает прорисован мотив орнамента. Подготовительный рисунок не полностью совпадает с красочным слоем, хорошо читается в ИК-лучах, но иногда выполняется без нажима или стирается автором. Как подготовительный, так и самостоятельный рисунки отличаются насыщенностью изображений, заполняющими всю плоскость листа. Помимо контурного рисунка, состоящего из нескольких повторяемых, прерываемых и продолженных волнистых  плавных линий, почти всегда присутствует штриховой рисунок с последующей растушевкой в тенях. Штриховка, как правило, диагональная, состоит из коротких или длинных параллельных штрихов. В рисунке преобладают круглящиеся пружинистые прерывистые кольцеобразные зигзагообразные контуры, противостоящие угловатым пересечениям линий. Контур иногда усиливается ритмическими повторами, членит изображение на структурные части, продолжаясь в складках форм. Используется разный нажим карандаша для передачи ближних и дальних изображений. В поздний период рисунок становится более лаконичным, особенно в портретах: контуры менее повторяемы, более определенны; штриховки заменяются легкими живописными пятнами растушевки. В набросках и на дальних планах Кустодиев вовсе не разрабатывает черты лица, отмечая их точками, тире или крестами. Обувь не рисуется, а намечается одной горизонтальной чертой. Характерен рисунок деревьев, их масштабность: внутри витиеватого, пружинистого контура, очерчивающего плоскость кроны – фрагменты ветвей, прямые и волнистые, по обе стороны прерывистого ствола. Стволы внизу сплошь заштрихованы параллельными вертикалями до пересечения с кроной. Разрывы и наложения нескольких контуров кроны придают ей пространственность. Фрагменты архитектуры членятся горизонталями и вертикалями. Штриховка и растушевка в тенях отличается по силе тона на разных участках объемной формы. Ряд контуров уточняется в процессе работы, в результате – несколько смещенных контуров, создающих динамику рисунка. В набросках фигуры часто переданы схематично, однако точно найдены их пропорции, позы, жесты, повороты, положения, их характеризующие. Орнамент трактуется точками, зигзагами, кругами.

Несмотря на условность, все детали узнаваемы.

КОМПОЗИЦИЯ

Характерно подчеркивание центра композиции углом; вертикальной оси листа – деталями изображения: бантом, галстуком, рядом пуговиц, пробором – в портретах; в пейзажах – колокольней, куполом, повозкой и т.д. Всегда центр подчеркнут цветовым акцентом. Изображения или имеют единственный крупный план на фоне плоского задника, или широту и глубину панорамного пространства, на фоне которого дается крупно первый план. Планы (четыре-пять) располагаются вдоль вертикали листа горизонтальными рядами. В многоплановых композициях основным является либо первый, либо второй план. Внутри каждого горизонтального ряда идет последовательное чередование, перечисление, ритмическое повторение изображений. Контуры ближних изображений прерывают, пересекают, заслоняют собой изображения, следующие в пространстве за ними. Таким образом, частичным наложением изображений достигается максимальное их сцепление между собой.

Перечисление и наложение свойственны плоскостному принципу изображения пространства. Художник начинает с первого плана и постепенно продвигается ряд за рядом в глубину пространства. Персонажи даны в движении и общении друг с другом. Почти все изображения фрагментарны, но их сцепление сообщает им устойчивость в композиции. В многофигурных композициях группы уравновешиваются относительно главных осей листа. Групповые изображения чисто разбиваются на пары. Движения их распределяются вдоль встречных диагоналей. Несколько уровней движений в пространстве раздвигают его. Характерно центробежное движение от центра вправо и влево к углам. Элементы изображения (например, дорога) постепенно перспективно уменьшаются вдали и увеличиваются вблизи. Композиция симметрично уравновешенна, довольно часто за счет кулисных построений по бокам. Равновесию способствует также наличие двух линий горизонта, образованных за счет кулисных построений по бокам. Равновесию способствует также наличие двух линий горизонта, образованных за счет холмисто приподнятых первого и последнего плана. Они создают перепады, способствующие расширению пространственных границ листа.

КОЛОРИТ

При работе черными жидкими красками (акварелью, тушью) повторяются особенности, характерные для рисунка: 1) длинный контурный мазок вдоль полукруглой или вибрирующей плавной линии; 2) группы параллельных мазков вдоль и поперек формы, фиксирующие тени в складках; 3) иногда переход контура в линию складки; 4) светлые участки цвета основы. От рисунка эти работы отличает сплошная заливка плоскости тоном, с небольшой градацией силы тона внутри плоскости, фиксирующей перепад светотени на поверхности предмета. В рисунке эту роль выполняли штриховка и растушевка. Заливки создают более плоские силуэтные пятна, контрастирующие со светлыми просветами основы. Тот же принцип плоских заливок сохраняется и при работе цветной акварелью, гуашью, темперой.

Основное сочетание красок – голубой и желтой дополняется теплыми розовато-красными и коричневыми. Разделка теней передана более темным оттенком того же тона или черной краской, светов – свинцовыми, но чаще – цинковыми белилами. Мягкие по характеру теневые пятна прилегают к контурам изображения для подчеркивания его объемной формы, другие лежат вдоль складок форм, имеющих линейный характер. Так, на поверхности листа создается сочетание и противопоставление мягких и жестких теней. Это соотношение хорошо читается и на рентгенограммах: жесткое подчеркивание определенности контуров черно-белым контрастом вдоль них и мягкие светотеневые переходы внутри контуров формы. Цветовое пятно заполняет всю плоскость предмета изображения и состоит из ряда параллельных примыкающих или продолжающихся мазков. Отдельно читаются мелкие мазки, полностью обозначающие предмет, например, оконный проем, ветвь дерева и т.д. Красочный слой на графических работах довольно тонок. На рентгенограммах хорошо видно активное использование белил в замесах различных красок. Как показал химический анализ, Кустодиев в смесях красок использует, как правило, цинковые белила; в смеси с берлинской лазурью для создания яркого голубого цвета, например, неба; в смеси с ультрамарином – сине-фиолетового цвета; в смеси с зеленым железосодержащим пигментом – зеленый цвет и т.д.  Помимо вышеназванных основных цветов, в других случаях к желтому добавляется зеленый, к синему – фиолетовый, к красным – вишневый, апельсиновый. В акварели Кустодиев работает чистым цветом, но в гуашах, темперах – смешивает с белилами, что наполняет его светом. Обилие света в красках Кустодиева – одно из средств передачи радости зрителю.

Э.М.Бурцева
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им.И.Э.Грабаря

 

Партнери


 
 
 
 
 

 




Час роботи

Понеділок-четвер - з 10:00 до 18:00

П'ятниця - з 10:00 до 17:00

Субота, неділя - вихідний 

Під час дії воєнного стану працюємо за попередньою домовленістю.

Контакти

Адреса: Київ, Кияновський провулок, 3-7,

офіс 203

Tел: +38 044 272 3745,  +38 067 810 2898 (офіс-менеджерка), +38 093 843 8799 (директорка)

Email: info@art-lab.com.ua