Расширение российского антикварного рынка и появление на нем большого числа подделок вызывают определенные сложности при проведении экспертизы, особенно при исследовании русской живописи ХХ века. В значительной мере это связано с отсутствием систематизированных сведений о пигментах, связующих и вспомогательных веществах, используемых при производстве красок в ХХ веке, а также публикаций результатов технологического анализа картин русских и советских художников ХХ века с применением современных аналитических методов. Вместе с тем, именно в процессе такого исследования можно выявить материалы живописи, обладающие датирующими признаками и позволяющие уточнить время создания произведения.
В конце ХIХ – начале ХХ века в связи с развитием промышленности и синтезом новых материалов состав отечественных масляных красок для живописи претерпел существенные изменения.
Основу связующего вещества масляных красок, производившихся в ХХ веке, изначально составляло льняное масло, прошедшее традиционную обработку: рафинирование, отбеливание и уплотнение под действием солнечного света. В качестве вспомогательного вещества использовали пчелиный воск. В 1930-е годы в состав масляных красок Ленинградского завода художественных красок (ЛЗХК) начинают дополнительно вводить термообработанное масло и смолы: даммару или мастикс. На рубеже 1940-1950-х годов наряду с льняным маслом для связующего некоторых красок стали использовать ореховое масло и стеарат алюминия. С середины 1950-х годов в производстве красок применяют полимеризованное масло, представляющее собой продукт термической полимеризации льняного масла, предварительно рафинированного, термически обработанного и отбеленного отбельной землей.
Анализ архивных материалов и заводских нормативов ХХ века показывает, что все краски, выпускавшиеся советской промышленностью до начала 1960-х, а хроматические краски и в последующие годы, имели близкий и практически неизменный состав связующего вещества. В состав связующего, в зависимости от природы и типа используемых пигментов, как правило, добавляли 0,5-5% смолы даммары или мастикса и 0,5-6,5% пчелиного воска, С начала 1960-х годов в состав большинства красок стали вводить нейтральный наполнитель бланфикс.
Кардинальные изменения в составе связующего вещества советских масляных красок приходятся на начало 1960-х годов. В 1963 году ЛЗХК впервые выпустил цинковые белила на основе пентаэритритовых эфиров жирных кислот подсолнечного масла. В начале 1970-х годов на этом связующем стали выпускать титановые белила, а с середины 1970-х – свинцовые и свинцово-цинковые. ГОСТ 1977 года предусматривал применение этого связующего в производстве ряда синих и зеленых красок, получивших вместе с уже выпускавшимися белыми красками название «пентамасляные краски»,
В 1970-х годах на Ленинградском заводе начали разработку нового масляного связующего вещества для белых красок – дегидратированного касторового масла реноль (ДКМ). Касторовое масло относится к группе невысыхающих растительных масел. Подвергнутое дегидратации (обезвоживанию), оно приобретает способность к высыханию, что позволяет использовать его в качестве связующего вещества красок. В 1984 году на этом связующем стали выпускать цинковые белила, а с 1986 года – свинцовые, свинцово-цинковые и титановые.
Одним из аналитических методов, широко применяющихся в мировой практике для исследования музейных объектов, является инфракрасная спектроскопия (ИК-спектроскопия). К достоинствам метода следует отнести возможность анализировать одновременно как органические, так и неорганические компоненты материалов, несложную пробоподготовку, экспрессность и небольшой размер пробы (до 10 мкм). В нашей работе этот метод использовался для определения связующего вещества, промышленных масляных красок ХХ века.
В соответствии с нормативными данными масляные краски можно разделить на следующие основные типы:
- краски на основе высыхающих растительных масел, подвергнутых дополнительной обработке (рафинирование, термообработка, полимеризация),
- краски на основе пентаэритритовых эфиров жирных кислот (пентамасляные),
- краски на основе дегидратированного касторового масла (ДКМ).
В ходе исследования изучалась возможность использования метода инфракрасной спектроскопии для определения вида связующего вещества масляной живописи и дополнительных компонентов, что позволило бы уточнить время создания неизвестных произведений и их подлинность. Для этого был взят ряд образцов промышленных красок выпуска 1959-2007 годов Ленинградского и Подольского заводов, зарубежных фирм Лефран и Таленс, а также пробы красочного слоя и грунта красок с картин советских художников 1960-1980-х годов из московского частного собрания картин «Палитра ушедшей эпохи».
Поскольку полосы поглощения большинства компонентов красок, главным образом пигментов, не перекрывают основные полосы поглощения связующего, то наличие поглощения, характерного для высыхающих масел, позволяет надежно определять масляное связующее методом ИК-спектроскопии.
Анализ ИК-спектров свежих, состаренных в естественных условиях и ускоренно состаренных масел для живописи (макового 2007 года производства фирмы Таленс и льняного выпуска 1956-2007 годов, ЛЗХК) показал, что независимо от вида высыхающего растительного масла времени его производства, способа обработки и условий старения спектрам полностью высохших масел присущи близкие спектральные характеристики, что согласуется с имеющимися литературными данными.
Близость спектральных характеристик высыхающих масел не позволяет проводить дифференциацию по виду масла (маковое, льняное, ореховое). В то же время масляные, пентамасляные краски и краски на основе ДКМ имеют различную структуру полос поглощения в области сложных эфиров 1400-1000 см, что позволяет дифференцировать вид масляного связующего, если в качестве пигментов использовались цинковые или титановые белила, не имеющие полос поглощения в данном диапазоне спектра.
Для красок, содержащих в составе связующего пентаэритриты жирных кислот растительного масла, характерны следующие особенности:
- полоса поглощения в области 1100 см-, отнесенная в маслах к валентным ассиметричным колебаниям С-О группы эфиров триглицеридов, имеет более низкую интенсивность по сравнению с колебаниями С-О групп в высокочастотных областях и регистрируется в виде плеча;
- в области 1060-1018 см присутствует ряд полос низкой интенсивности, которые можно отнести к колебаниям С-О-Н групп.
Положение полос поглощения в указанной области может варьироваться в зависимости от типа пигмента и способа обработки масла, но позволяет определить наличие пентаэритритов жирных кислот, что было подтверждено в ходе исследования картин 1975-1983 года из собрания «Палитра ушедшей эпохи».
Пентамасляные краски были обнаружены в следующих картинах: А.Н.Талалаев «Патиссоны», 1976; А.В.Овчаров «Глубокий снег», 1978; Ю.И.Дарий «Олимпийский этюд», 1980; Ю.И.Дарий «Открытие памятника Ф.Ф.Солнцеву в Гагарине», 1981; А.В.Овчаров «Вернулись», 1983.
Для красок на основе ДКМ характерно наличие полос поглощения 1165 и 1100 см близко й интенсивности, низкая интенсивность полосы поглощения 1240 см- (регистрируется в виде плеча).
В ходе проведенного исследования была подтверждена возможность определения ряда вспомогательных веществ, в частности, стеарата алюминия.
Определение вида масляного связующего в свинцовых и баритовых белилах, а также в красках на основе природных земляных и некоторых других пигментов, перекрывающих полосы поглощения связующего в этой области спектра, определение вида масляного связующего методом ИК-спектроскопии затруднено. Для решения данной задачи требуется дополнительное исследование с применением, например, газовой хроматографии или хроматомассспектроскопии.
Для проб красок, взятых с картин из собрания «Палитра ушедшей эпохи», были построены градуировочные кривые с целью проверки возможности корреляции с рядом параметров, например, количеством компонентов смеси, типом пигментов, временем использования в живописи. Приемлемых корреляционных зависимостей на данный момент не было получено.
Таким образом, применение ИК-спектроскопии позволяет определить наличие пентаэритритовых эфиров жирных кислот и ДКМ в составе связующего цинковых и титановых белил, а также ряда вспомогательных веществ (стеарата алюминия или цинка, воска) и на основании этих данных уточнить время создания произведения.
В соответствии с технической документацией отечественные цинковые белила выпускали на пентамасляном связующем с 1963 по 1985/86 год, титановые белила – с 1972/73 по 1986 год, а некоторые синие и зеленые краски с 1977 года по конец 1990-х годов; цинковые и титановые белила на основе ДКМ выпускаются, соответственно, с 1984 и 1986 годов.
Время производства аналогичных материалов за рубежом, и их спектральные особенности на данный момент неизвестны. Поэтому в ходе исследования необходимо учитывать всю совокупность полученных данных: наличие и состав пигментов, органических красителей, и вспомогательных веществ, обладающих датирующими признаками.
Только комплексный подход с применением инструментальных методов анализа даст возможность повысить уровень проведения экспертиз произведений искусства.
И.А.Григорьева, К.С.Чугунова
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Ю.И.Гренберг, С.А.Писарева
Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва