Home Articles О датировке одной работы Константина Коровина

ArtLab

JA slide show

О датировке одной работы Константина Коровина

There are no translations available.

При исследовании произведений художников, чья творческая биография хорошо известна, важны детали, иногда позволяющие достаточно точно датировать то или иное произведение автора.

В 2002 году в отделе научной экспертизы ВХНРЦ им. И.Э Грабаря проводилось исследование работы Константина Алексеевича Коровина (1861-1939) «В мастерской художника» (К., м., 59,2х54 см; частное собрание). Подпись и дата на произведении отсутствовали. На обороте картона с этикеткой фирмы-производительницы художественных материалов «Botticelli» сохранилась надпись следующего содержания: «В мастерской К.Коровина./ Работа Конст.Коровина/ Собр […]/ Картон обрезан вместе с подписью/». Авторский картон действительно был обрезан снизу. Если судить по наиболее употребляемым размерам в этюдных работах К.Коровина, то формат основы мог быть уменьшен примерно на 4-5 см.

При визуальном осмотре авторство К.Коровина не вызвало сомнений. Необходимо было исследовать данное произведение при использовании современных технологических методов, включающих и рентгенографическое исследование.

В результате комплексного исследования авторство К.Коровина было подтверждено. Авторской манере художника соответствовал порядок построения красочного слоя, подготовительный и завершающий кистевой рисунок, характерная форма разнообразного фактурного мазка. Проведенное рентгенографическое исследование выявило светотеневую картину, характерную для подлинных работ К.Коровина, выполненных в технике масляной живописи.

Предстояло решить вопрос о датировке. Здесь основную роль сыграли сюжеты картин, изображенных художником в интерьере своей мастерской.

В левой части интерьера изображен «Женский портрет» в золоченой раме (т.е. – законченный и ожидающий заказчика). Именно этот портрет, датированный 1920 годом, проходил экспертизу в нашем отделе еще в 1993 году. «Женский портрет» (х., м., 87х65,5; частное собрание) удивительно точно запечатлен художником – только сам автор мог так точно передать идентичную систему цветовых пятен в двух портретах, реальном и изображенном, а также мелким мазком запечатлеть характерную форму багета, использовавшуюся самим художником.

В правой части коровинской мастерской мы видим фрагмент другого портрета, композиция которого позволяет связать его с еще одной известной работой художника, также датированной 1920 годом и также проходившей исследование в Центре И.Грабаря. Это – работа К.Коровина с условным названием «танцовщица у окна» (х., м., 98х70,5; частное собрание).

В центре мастерской изображена стоящая на полу картина – деревенский пейзаж, который, по аналогии с другими известными пейзажными работами художника, относящимися к русскому периоду творчества, смело может быть отнесен к т.н. «охотинским» пейзажам К.Коровина 1920-х годов.

Тот факт, что глядя на полотна, изображенные в интерьере, прекрасно понимаешь, что так изобразить «авторские» произведения мог только сам Коровин, еще раз подтверждает правдивость надписи на обороте картона и подлинность самой работы.

Исходя из датировок известных картин, изображенных на произведении К.Коровина «В мастерской художника», можно сделать вывод, что оно было выполнено между 1920 и 1923 годами, когда художник навсегда покинул свою московскую мастерскую.                                        

И.В.Геращенко
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им.   И.Э.Грабаря, Москва

 

Partners



 

 
 
 
 
 

 




Время работы

 

 понедельник-четверг - с 10.00 до 18.00

пятница - с 10.00 до 17.00

суббота, воскресенье - выходной 

 

Рекомендуется предварительная запись.  

 

Contacts

BSTE Art-Lab
Tеl: +38 (044) 2723745
Email: info@art-lab.com.ua
Сайт: www.art-lab.com.ua