Холсты являются наиболее распространенным видом основы для живописных произведений русских художников в XIX-ХХ веках. Холст имеет большое преимущество перед другими материалами, поскольку он легок и мягок, его можно снимать с подрамника и скатывать в рулон.
Картины на холсте нетрудно переносить из одного места в другое, что представляет большое удобство, особенно для передвижных выставок. Дефектом холста является его малая сопротивляемость внешним механическим воздействиям, его легко разорвать, порезать и т.п.: кроме того, холст сильно реагирует на изменение температуры и влажность воздуха, так как коэффициенты расширения и сжатия холста чрезвычайно велики.
В литературе обсуждались свойства холстов различного волокнистого состава. Ф.А.Гупиль [1] писал о положительном опыте использования конопляных холстов. Лучшей по составу тканью для живописного холста является льняная, однако использовали ткани и из других волокон растительного (конопля, хлопок, джут, рами, крапива, сизаль и др.) и животного (шерсть, шелк и др.) происхождения. После обработки сельскохозяйственного льна получают: длинное волокно – чесанный лен (высококачественное волокно), короткое волокно – очес, короткое волокно – очесок спуск (мало разработанное волокно, мягкотелое), очес ручной – кудель (хорошее волокно), короткие спутанные непроработанные волокна – пакля и угары – самые низкокачественные остатки волокон.
В России льнопрядильные машины стали применяться в конце 1826 – начале 1827 годов на Александровской мануфактуре, однако их широкое внедрение было очень ограничено [2]. Машиностроительная промышленность России не выпускала оборудование для изготовления льняных тканей, поэтому многие механизированные участки (производство пряжи, ткацкое производство и т.д.) были оснащены импортным оборудованием, а некоторые участки ткацкого производства (беление, окраска) оставались ручными до ХХ века [3].
Ткани, использовавшиеся для основы русскими художниками в конце XIX – начале ХХ веков, выпускались на русских мануфактурах, а также привозились из-за границы (Германия, Италия, Австро-Венгрия и др.). Производились также и грунтованные холсты с грунтом разного состава. В это время существовало большое количество художественных магазинов, продававших материалы для живописных работ. Следует отметить, что в России каждая фабрика выпускала ткани разного вида (около 2000 видов). Только в 40-х годах ХХ века в СССР начался процесс стандартизации льняных тканей. Полотно – гладкая и плотная ткань простого полотняного переплетения (отсюда название) от средней пряжи (№ 20) до самой высокой (№ 300). К самым тонким сортам относится батист (№ 150), а грубыми сортами являются холст, парусина, равендук и др. [4] В настоящее время живописные холсты по классификации отнесены в группу технических и товарно-упаковочных тканей. Пряжа в них более грубая, чем для бытовых тканей, суровая, полубелая или гладкокрашеная, а поверхностная плотность ткани составляет 277-305 г/кв.м. Ткань характеризуется следующими параметрами:
– диаметр нитей основы и утка в мм;
– фаза или порядок фазы построения в мм;
– толщина ткани в мм;
– геометрическая плотность ткани по основе и утку в мм;
– предельная (максимальная) плотность ткани по основе и утку, количество нитей/дм;
– фактическая плотность ткани по основе и утку, количество нитей/дм;
– коэффициент наполнения ткани по основе и утку;
– уработка нитей основы и утка в %;
– поверхностное и объемное заполнение ткани в %.
В нашей работе для характеристики живописных холстов были использованы следующие параметры [5]:
1. Вид переплетения нитей.
2. Фактический диаметр нитей основы do и диаметр нитей утка dy.
3. Фактическая плотность ткани по основе По и утку Пу, нитей/см.
4. Максимальная плотность ткани по основе Пмакс о и утку Пмакс у, нитей/см; которая рассчитывается по формуле:
Пмакс о = 1/do,
Пмакс у = 1/dy.
5. Относительная плотность ткани по основе Потн о и утку Потн у, нитей/см; которая рассчитывается по формуле:
Потн о = По/Пмакс о х 100%,
Потн у = Пу/Пмакс у х 100%,
Потн = (Потн о + Потн у)/2.
Для льняных тканей плотность по основе и по утку сильно не различается. Толщина льняных нитей основы и утка может различаться незначительно. Для тканей, чем больше поверхностное заполнение (Eg), тем устойчивее они к деформациям, лучше сохраняет форму. Для анализа тканей применяются ГОСТы РФ: 25617-83 «Ткани и изделия льняные, полульняные, хлопчатобумажные и смешанные. Методы химических испытаний»; 959961 – для анализа вида переплетения, ГОСТ 13784 «Ассортимент нитей пряжи». Отметим, что действуют американский ФФТСС и Европейские стандарты ISO [6].
Для описания тканей применяют такую характеристику, как зернистость – количество переплетений на единицу площади. В зависимости от ее величины выделяют крупнозернистый, среднезернистый и мелкозернистый холст. Литературных данных, посвященных характеристикам тканных основ живописи мало [7,8], лишь в некоторых работах приводятся экспериментальные данные по исследованию строения холстов [9].
Результаты исследований холстов русских художников – в таблице. Анализ волокнистого состава проводился по ГОСТу 7500-85.
Из приведенных данных следует;
1. Нити выполнены из волокон льна.
2. Нити имеют правую первого порядка;
3. Толщина нитей составляет в среднем 0,3-0,5 мм, встречаются холсты с однородными и неоднородными по толщине нитями.
Строение ткани:
1. Холсты (25 шт.) выполнены простым полотняным переплетением; два холста – саржевым переплетением с раппортом 3; один холст – рогожкой 2 на 2 (усиленным простым полотняным переплетением).
2. Фактическая плотность холстов по основе и по утку распределена следующим образом: 8 шт. – 14 н/см, 7 шт. – 15 н/см, 4 шт. – 18 н/см, 3 шт. – 16 н/см, 3 шт. – 12 н/см, 1 шт. – 10 н/см, 1 шт. – 20 н/см, 1 шт. – 14 н/см.
Следует отметить, что подсчет плотности проводился на небольших площадях ткани, что могло внести ошибку в результаты измерений.
3. Максимальная плотность холстов выражена более четким максимумом распределения: 8 шт. – 22,5 н/см; остальные максимальные плотности встречались по 1-2 шт. на определенное значение.
4. Использовалось незначительное количество холстов с 40-50% и 80-84% относительной плотности, а подавляющая часть холстов по относительной плотности попадает в интервал 60-80%.
5. Холсты с относительной плотностью 68-80% относятся к 1865-1880 годам, с более низкой плотностью (не выше 42%) – к 1880-1900 годам, а соотносительной плотностью 63-80% преобладали в 1900-1910 годы.
При исследовании основы произведений русских художников 1865-1910 годов удалось выявить особенности состава и строения холстов (лен, правая крутка; в основном простое полотняное переплетение; относительная плотность 60-80% и др.). Увеличение количества изученных холстов, как во временном интервале, так и за счет расширения круга авторов позволит расширить и дополнить выявленные закономерности. По нашему мнению, результаты исследования основы могут быть полезны в экспертизе и атрибуции произведений.
В заключение выражаю искреннюю благодарность И.Е.Ломизе (ГТГ), вдохновившую на эту работу и предоставившую основной экспериментальный материал, а также Г.Н.Гороховой, М.Г.Кононович и А.В.Вышниковой (ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря) за всестороннюю поддержку и помощь в работе.
Примечания:
1.Гумиль Ф.А. Руководство к живописи масляными красками с прибавлением небольшого трактата о реставрировании картин. СПб, 1898.
3.Живетин В.В., Гинзбург Л.И. Льняная промышленность и роль отечественной науки в ее развитии. М., 1986.
4.Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб, 1898. Т. XIV.
5.Бершев Е.Н., Курицына В.В. Текстильное материаловедение, технология и оборудование. Л.,1981.
6.Кричевский Г.Е. Качественный и количественный анализ волокнистого состава текстильных материалов. М., 2002.
7.Studies in Conservation, 1976. Vol. 21. № 2.
8.Goya, 1994. Vol. 238. Р. 227-231.
9.Vanderlip K. Carbonel JAIC, 1980, 20. № 1. Р. 3-20.
Приложение (таблица):
*-ППП – простое полотняное переплетение;
**-R – раппорт ткани;
ОЭ ГТГ – отдел экспертизы ГТГ;
ЭК ВХНРЦ – отдел экспертизы ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря.
Таблица. Характеристики строения холстов русских художников.
|
№
|
Произведение
|
Год
|
Вид переплетения. Цвет холста
|
Толщина нитей мм do;dy
|
По/Пу нитей/см
|
Пмакс о/ Пмакс у нитей/см
|
Потн о/ Потн у %
|
Потн %
|
|
1
|
В.Каменев «Женева» холст, масло,85,7х125,3, ОЭ ГТГ 8678
|
1865
|
ППП*, коричневатый
|
0,4; 0,6
|
15-16/ 15-16
|
25/16
|
62/93
|
78
|
|
2
|
Л.Ф.Лагорио «Кавказ.Дозор» холст, масло, 28х46, ОЭ ГТГ
|
1865
|
ППП, коричневатый
|
0,4; 0,5
|
15/ 15,25
|
25/20
|
60/75
|
68
|
|
3
|
В.М.Резанов «Жатва» холст, масло, 80,7х120,7, ОЭ ГТГ 3096
|
1866
|
Саржевое, R**=3, желтоватый
|
0,4; 0,4
|
16-17/ 16-17
|
25/25
|
66/66
|
66
|
|
4
|
И.К.Айвазовский холст, масло, 60х82,5, ОЭ ГТГ
|
1868
|
ППП, коричневатый
|
0,4; 0,5
|
16-17/ 16-17
|
25/20
|
66/82
|
74
|
|
5
|
Ф.А.Васильев «Волжский пейзаж» холст, масло, 64,5х115, ОЭ ГТГ 5931
|
1873
|
Саржевое, R=3, коричневатый
|
0,3; 0,4
|
18-20/ 18-20
|
33/35
|
58/76
|
67
|
|
6
|
Ю.Ю.Клевер «Рыбацкий хутор» холст, масло, 27х49,2 ОЭ ГТГ 6798
|
1878
|
ППП, коричневатый
|
0,4; 0,5
|
15/15
|
25/20
|
60/75
|
68
|
|
7
|
П.П.Джогин «Пейзаж с соснами» холст, масло, 60х49, ОЭ ГТГ
|
1880
|
ППП, коричневатый
|
0,4; 0,8
|
15/15
|
25/13
|
60/115
|
82
|
|
8
|
П.П.Джогин «Лесное озеро» холст, масло 44,5х56, ОЭ ГТГ 623
|
1881
|
ППП, желтовато-коричневатый
|
0,3; 0,4
|
12-13/ 12-13
|
33/25
|
38/50
|
44
|
|
9
|
П.П.Джогин «Рыбацкая избушка на берегу реки» холст, масло, 42,5х60, ОЭ ГТГ
|
1883
|
ППП, желтовато-коричневатый
|
0,4; 0,5
|
14/14
|
25/20
|
56/70
|
63
|
|
10
|
П.Н.Грузинский «На тройке» холст, масло, 44х72, ОЭ ГТГ 5695
|
1884
|
ППП, коричневатый
|
0,4; 0,5
|
14/14
|
25/20
|
56/70
|
63
|
|
11
|
И.К.Айвазовский «Зимой у церкви» холст, масло, 35х50, ОЭ ГТГ
|
1886
|
ППП, коричневатый
|
0,3; 0,4
|
16-17/ 16-17
|
33/25
|
50/66
|
58
|
|
12
|
Рицони «На кухне» холст, масло, 41,2х52,4, ОЭ ГТГ 4425
|
1886
|
ППП, коричневатый
|
0,4; 0,5
|
15/15
|
25/20
|
60/75
|
68
|
|
13
|
Н.Н.Каразин «На дороге у горной реки» холст, масло, 78,3х104, ОЭ ГТГ 1767
|
1887
|
ППП, серовато-коричневатый
|
0,4; 0,4
|
15/15
|
25/25
|
60/60
|
60
|
|
14
|
Ю.Клевер «Строительство дворца на южном побережье Крыма» холст, масло, 29,5х58, ОЭ ГТГ
|
1888
|
ППП, желтовато-коричневатый
|
0,4; 0,5
|
15/15
|
25/20
|
60/75
|
68
|
|
15
|
Ю.Ю.Клевер «Закат» холст, масло, 57,5х96, ЭК ВХНРЦ 2552
|
1894
|
ППП, коричневатый
|
0,29; 0,36
|
12/12
|
34/27
|
35/44
|
40
|
|
16
|
Ю.Ю.Клевер «Хождение по водам» холст, масло, 77,2х142,5 ОЭ ГТГ 1098
|
1895
|
ППП, коричневатый
|
0,3; 0,3
|
14/14
|
33/33
|
42/42
|
42
|
|
17
|
Оболенский (Клевер) «Зимний вечер, деревушка» холст, масло, 52,2х88,5, ОЭ ГТГ 6821
|
1897
|
ППП, серовато-коричневатый
|
0,3; 0,3
|
14/14
|
33/33
|
42/42
|
42
|
|
18
|
Ю.Клевер «Зимний пейзаж» холст, масло, 133,5х90, ЭК ВХНРЦ 11802_01
|
1898
|
ППП, коричневатый
|
0,29; 0,49
|
14-15/ 14-15
|
34/21
|
43/69
|
56
|
|
19
|
Ю.Ю.Клевер «Вечер» холст, масло, 58,5х78,5 ЭК ВХНРЦ 2262
|
1898
|
ППП, коричневатый
|
0,3; 0,3
|
13-14/ 13-14
|
33/33
|
41/41
|
41
|
|
20
|
Ю.Ю.Клевер «Зимний пейзаж» холст, масло,62х93,5, ЭК ВХНРЦ 10335
|
1898
|
ППП, коричневатый
|
0,3; 0,5
|
13/13
|
33/20
|
39/65
|
52
|
|
21
|
Ю.Ю.Клевер «Зимний пейзаж» холст, масло, 33,4х44,8 ЭК ВХНРЦ 89_06
|
1898
|
ППП, коричневатый
|
0,2; 0,4
|
18-20/ 18-20
|
50/25
|
38/76
|
57
|
|
22
|
Ю.Клевер «Пейзаж с избой» холст, масло, 97х90, ОЭ ГТГ
|
1900
|
ППП, коричневатый
|
0,25; 0,48
|
18/18
|
40/21
|
45/86
|
66
|
|
23
|
К.И.Горбатов «Предместье Риги» холст, масло, 53,5х71, ОЭ ГТГ
|
1902
|
Саржевое, R=3, коричневатый
|
0,5; 0,5 20/20
|
18-19/ 18-19
|
20/20
|
92/92
|
92
|
|
24
|
Ю.Ю.Клевер «Море» холст, масло, 100,7х74,5, ОЭ ГТГ 1407
|
1904
|
ППП, коричневатый
|
0,29; 0,36
|
20-21/ 20-21
|
35/28
|
59/73
|
66
|
|
25
|
И.Е.Репин «Портрет старика» холст, масло, 35х26,5, ОЭ ГТГ 1824
|
1908
|
ППП, коричневатый
|
0,4; 0,8
|
14/14
|
25/13
|
56/107
|
81
|
|
26
|
А.В.Куприн «Обнаженная» холст, масло, 104,5х63 ОЭ ГТГ 1870
|
1908
|
ППП, сероватый
|
0,8; 0,5
|
10-12/ 10-12
|
13/20
|
84/55
|
69
|
|
27
|
С.Ю.Жуковский «Лесная речка» холст, масло, 71,5х95, ОЭ ГТГ
|
1909
|
Рогожка 2х2 желтоватый
|
0,3; 0,4
|
24/24
|
33/25
|
73/96
|
84
|
|
28
|
В.Кандинский «Ангел над Россией» холст, масло, 66,5х83, ОЭ ГТГ 1175
|
1910
|
ППП, коричневатый
|
0,4; 0,5
|
14/14
|
25/20
|
56/70
|
63
|
Всероссийский научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря, Москва
А.Я.Мизина