Колористические возможности живописного произведения и сохранность картины зависят не только от качества материалов, применяемых в живописи, но и от того, насколько правильна технология живописи.
Следует отметить, что качество выпускаемых материалов достаточно высокое и те дефекты, которые встречаются в живописных произведениях, обычно являются следствием незнания техники живописи и материалов или низкокачественных грунтов.
Пожухание – ненормальные изменения в красочном слое, при которых живопись теряет блеск, становится глухой, черноватой. Причина пожухания – потеря пигментами связующего. Пожуханию способствует:
- чрезмерное впитывание грунтом масляного связующего;
- пересохший грунт или имеющий макро и микротрещины;
- нанесение красок на еще не просохший красочный нижележащий слой;
- избыток в связующем воска или разбавителя;
- очень малое количество масла в красках;
- очень медленное высыхание живописи;
- отсутствие связи между маслом и пигментом.
Почернение или пожелтение, ухудшение цветовых свойств красок происходит под воздействием физико-химических изменений в красочном слое. Почернение или пожелтение наступает:
- в связи с пастозными прописками по недостаточно просохшему красочному слою;
- при применении осмелившегося пинена;
- при избытке масла в краске;
- при чрезмерном применении масляного копалового лака;
- при недопустимом смешении красок, например: белил свинцовых с кобальтом синим, ультрамарином, краплаком красным, эолотисто-желтым “ЖХ” и др.;
- под воздействием сернистых газов и сероводорода;
- от сырости, недостатка света при высыхании красок.
Кракелюр – трещины, образующиеся на живописном слое. Кракелюр подразделяют на жесткий с острыми краями и мягкий, или плывущий, который может быть поверхностным или же глубоким. Образование кракелюра вызывают:
- не выдержанные необходимое время грунты;
- прописка по полусырому красочному слою;
- переклеенные грунты и грунты, содержащие недостаточное количество клея;
- трещины в грунте;
- чрезмерно разбавленная краска подмалевка;
- преждевременное покрытие лаком картины;
- колебания влажности и температуры воздуха;
- механические повреждения холста.
Для ликвидации такого серьезного дефекта, каким является кракелюр, требуется работа реставратора.
Отслоение живописного слоя вызывается нанесением красок на поверхность сухой, часто старой живописи. В таком случае полностью отсутствует адгезия – сцепление свежей краски с нижележащим слоем и по высыхании краска отслаивается.
Меление красок. Этот дефект вызывается потерей пигментом краски связующего – масла.
Меление красок происходит:
- при тянущем грунте;
- когда масло диффундирует в рыхлый или трещиноватый грунт;
- когда нижележащие слои красок обладают большей маслоемкостью, чем наносимые;
- краски, у которых пигменты плохо удерживают связующее, к таким краскам относятся: цинковые и свинцовые белила, краплаки, золотисто-желтая “ЖХ”, кобальт зеленый, ультрамарин, умбра, сиена и некоторые другие.
Меление красок часто сопровождается растрескиванием красочного слоя. Во избежание меления красок при работе на тянущих грунтах и в других случаях, вызывающих меление рекомендуется писать на живописных лаках.
Сседание – сжатие красочного слоя. Оно происходит при быстром уменьшении объема красок, что вызывает сморщивание красочного слоя.
Причины сседания:
- краски были сильно разбавлены маслом и нанесены пастозно;
- для живописи применялось некачественное масло (например, горячего прессования);
- разбавленные краски нанесены на недостаточно просохший живописный нижележащий слой;
- колебания температуры и влажности воздуха.
Помутнение живописи происходит:
- при потере красками связующего;
- при поглощении даммарным лаком влаги, если этим лаком была покрыта картина;
- при применении окислившегося пинена;
- при применении прогорклого масла.
При помутнении покрывного лака (даммарного) лаковое покрытие обрабатывают над парами спирта.
Покоребленность (деформация). Этот дефект состоит в образовании на картине волнообразной поверхности.
Складки образуются:
- при слабой натяжке холста;
- при неправильно сделанном подрамнике;
- при неправильном или редком расположении гвоздей при натяжке холста;
- при резких изменениях температуры и влажности воздуха.
Обычно складки представляют собой широкие волнистые неровности холста, иногда покоробленность холста характеризуется складками, расходящимися в стороны от углов подрамника. Для устранения покоробления холста картину помещают в нормальные влажностно-температурные условия (нормальная влажность 60-65%, температура + 20 градусов). Если деформация не устраняется, то холст осторожно подтягивают клинками подрамника, но без перетяжки.
Вмятины образуются при механических повреждениях картины (ударах, нажатиях на холст и т. п.). Вмятины могут быть и на грунтованных холстах. Обычно на местах вмятин образуется кракелюр или даже отслаивание красочного слоя, дефект усиливается при смачивании холста водой при попытках удаления вмятин.