При поступлении на экспертизу картины «Крестьянин с косой» с предположительным авторством К.Малевича (холст, масло; 55х46,6; справа внизу подпись: «КМ.») беглый стилистический анализ вызвал у специалистов большие сомнения в ее подлинности. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть сомнения, возникшие, главным образом, при визуальном исследовании этой картины, было принято решение подвергнуть ее полному комплексу технико-технологических исследований.
Предпринятые исследования дали следующие результаты:
1. Что касается сохранности исследуемого произведения, то, в целом, состояние картины можно считать хорошим. Из повреждений следует отметить наличие сквозных горизонтальных изломов, образовавшихся в результате хранения картины в сложенном состоянии. По краям изломов и в верхней части картины (по фону) имеются мелкие утраты красочного слоя. С тыльной стороны изломы холста заклеены полосами плотной крафтовской бумаги.
2. Основа исследуемого произведения – льняной среднезернистый холст полотняного плетения с количеством нитей основы и утка 13х13 на 1 кв.см.
3. Грунт – фабричный, клее-эмульсионный, сероватого тона.
4. В палитре картины обнаружены: свинцовые белила, цинковые белила, баритовые белила, желтый кадмий, стронциановая желтая, синий кобальт, красный кадмий, сажа.
5. Связующее – масло с небольшим количеством белка.
6. Совокупность материалов, идентифицированных в грунте и красочном слое картины, не противоречит технологии изготовления живописных произведений в России 1920-х – 1930-х годов.
7. В свете видимой люминесценции в отраженных УФ-лучах обнаружено отсутствие покровного лака. Хорошо видны незначительные поздние тонировки по утратам живописи (на горизонтальных изломах холста, и в верхней части по фону картины). Подпись «КМ.» обнажена и лежит в авторском слое живописи, представляя собой один из многочисленных вариантов подписи Малевича. По написанию подпись соответствует почерку художника.
8. С любезного разрешения заведующей лабораторией технико-технологических исследований Государственного Русского музея С.В.Римской-Корсаковой, рентгеновские снимки исследуемой картины сравнивались со снимками эталонных произведений Малевича из собрания Русского музея. Сравнительный анализ рентгеновских снимков выявил идентичность свето-теневой моделировки изображенных живописных фигур, деталей и фона. На всех снимках наблюдается свободный длинный мазок с большим количеством связующего. Фон сравниваемых картин написан широкими зигзагообразными мазками, что характерно для живописи Малевича периода конца 1920-х – начала 1930-х годов.
9. Исследование под микроскопом выявило неоднородность красочного слоя картины: жидкий мазок в некоторых местах корпусный, толстый, крупнофактурный, в других – тонкий, с просвечивающим грунтом, что также характерно для поздней живописной манеры Малевича.
Однако наиболее существенные результаты ожидали нас на этапе изучения картины в отраженном инфракрасном излучении. В ходе этого исследования в центре картины за спиной крестьянина был обнаружен подготовительный рисунок лошади, не использованный художником в последующей живописи. Рисунок лошади выполнен карандашом с обводкой черной сажесодержащей краской тонкой кистью, что является характерной особенностью живописной техники Малевича.
В связи с этим открытием имело смысл обратиться ко всему живописному наследию Малевича с целью разыскания в нем произведений родственных первоначальному замыслу исследуемой картины.
Известно, что в творчестве Малевича специалистами выделяются две большие группы произведений, получившие название «первого крестьянского цикла» и «второго крестьянского цикла». Базовые композиции: «голова крестьянина», «жница», «косарь», «жатва», «в поле», «на сенокосе», «женщина с граблями», «крестьяне», «крестьянка» являются сквозными темами для обеих. Первый крестьянский цикл был исполнен художником в начале 1910-х годов. Для него характерны монументально-плоскостные композиции, где фигуры людей словно сделаны из цилиндрически изогнутых листов железа. Картины этого периода хорошо известны.
В конце 1920-х годов, в эпоху постсупрематизма, Малевич возвращается к темам и сюжетам раннего цикла и вновь создает ряд полотен и графических произведений с крестьянской тематикой. При этом художник упорно датирует свои более поздние произведения рубежом 1910-х годов, что долгое время вводило в заблуждение исследователей его творчества. Именно с картин «второго крестьянского цикла» начинается пересмотр всех поздних авторских датировок Малевича, когда в 1978 году американский историк искусства Шарлотта Дуглас публикует статью «Malevich’s painting – Some Problems of Chronology», в которой убедительно анализирует различия между первым и вторым крестьянскими циклами художника.
Сразу оговоримся, что композиция «крестьянин и лошадь», обнаруженная в нижнем слое живописи исследуемой картины, не имеет сопутствующего дубликата и иконографии 1910-х годов. По-видимому, этот замысел возникает у Малевича лишь на позднем этапе его творчества. Единственная известная репрезентативная картина «Крестьянин и лошадь» из собрания Музея современного искусства в Париже /Центр Жоржа Помпиду/ датируется 1928-1929 годами (холст, масло, 66,6х51,5, справа внизу подпись: «К.М.»). У картины имеется сопутствующая «графическая пара» в виде хранящегося в Музее Людвига в Кельне наброска (бумага, карандаш; 35х21,7), с записанной на полях программой цветового решения будущей картины: «синий, л<ошадь> белая, зелен<ый>, руб<ашка>, бр<юки> чер<ные>.
Обратим внимание на то, что в средней и верхней части этого рисунка хорошо просматривается набросок косы, дважды предпринимавшийся и дважды стертый Малевичем по ходу работы. Таким образом, в нижнем слое живописи исследуемой нами картины «Крестьянин с косой» мы имеем подготовительный рисунок крестьянина с лошадью, а в карандашном наброске Малевича к картине «Крестьянин и лошадь» присутствует авторская правка, свидетельствующая о том, что в процессе работы над рисунком художник обращался к композиции «Крестьянин с косой». Согласимся, что совпадения такого рода вряд ли могут быть случайными.
Внезапный отказ от воплощения подготовительного рисунка в живопись, имеющий место в случае с исследуемой нами картиной, также имеет аналогии в творческом наследии Малевича. Известно, что в собрании Государственного Русского музея хранится картина Малевича «Пейзаж с пятью домами» (1928-1932), при исследовании которой в инфракрасной области спектра сотрудниками ГРМ был выявлен нижележащий рисунок, изображающий крестьянина с лошадью. Так как обнаруженный в ИК-лучах рисунок лошади и данные, собранные в процессе сравнительно-стилистического анализа, являются наиболее весомыми аргументами в пользу авторства Малевича, сведем все имеющиеся изображения композиции «Крестьянин и лошадь» в единый визуальный ряд, напомнив еще раз, что в живописном воплощении картины автор исследуемого нами произведения отказался от композиции «крестьянин и лошадь» в пользу «крестьянина с косой».
«Крестьянин с косой» – один из наиболее устойчивых сюжетов в творчестве Малевича. Большое количество вариантов «косаря» говорит о его первостепенной важности для мировоззрения художника. Наша картина соотносится со «вторым крестьянским циклом». Из разнообразных малевичевских «крестьян» второго периода наиболее всего к исследуемой картине приближается полотно «Крестьяне», хранящееся в Государственном Русском музее. Обе картины обладают большим колористическим сходством, наводящим на мысль о происхождении их с одной палитры. Высокое родство обнаруживается также в форме и манере нанесения мазка, что хорошо видно при сравнении рентгенограмм. Кроме того, в обеих картинах наблюдаются композиционные принципы организации пространства: одинаковое расположение линии горизонта (чуть выше середины картины) и редкий для постсупрематического Малевича отказ от разбивки изображения земли на разноцветные полосы.
Нельзя не отметить, что в уже упоминавшихся картинах Малевича «Пейзаж с пятью домами» (ГРМ) и «Крестьянин и лошадь» (Центр Жоржа Помпиду) также отсутствует разбивка нижнего поля картин на полосы. И если учесть, что других случаев проведения этого приема в творчестве Малевича не наблюдается, то можно предположить, что все эти произведения созданы в очень близкий промежуток времени.
Осмелимся также предположить, что в этот момент Малевич активно обдумывал новый вариант композиции «крестьянин с косой», где в сюжетно-композиционный ряд произведения включалось бы изображение лошади. Основой для предположения является карандашный рисунок из собрания Музея Людвига, который, по-видимому, является исходным наброском сразу двух картин – нашего «Крестьянина с косой» и «Крестьянина с лошадью» из Центра Жоржа Помпиду. Объединяющим для этих трех произведений является образ крестьянина, сильно отличающийся от всех своих предшественников в творчестве Малевича новой, гораздо более экспрессивной позой. Вместо традиционного для художника фронтального изображения крестьян, возникает фигура с согнутой в колене правой ногой, обеспечивающая всей композиции характер порывистого движения, неуспокоенности, тревоги.
Впервые эта поза опробируется Малевичем в карандашном наброске крестьянина из Музея Людвига, где в композицию «крестьянин с косой» вводится изображение лошади. В ходе работы художник отказывается от замысла дополнить косаря новым атрибутом (лошадь) и после двух попыток соединить старую тему с новым прочтением отрабатывает на листе композицию «Крестьянин с лошадью». По пути от сделанного карандашного наброска к репрезентативной картине из Центра Помпиду возникают картины «Крестьянин с косой» и, возможно, «Пейзаж с пятью домами», где под красочным слоем обнаружен неиспользованный рисунок по грунту все того же крестьянина с лошадью. Во всех случаях при резкой смене общего замысла центральный образ остается без изменений. Это крестьянин с согнутой в колене правой ногой, что не встречается больше ни в одном из произведений Малевича.
Таким образом, в процессе исследования оснований сомневаться в авторстве К.С.Малевича для предоставленной на экспертизу картины «Крестьянин с косой», стало гораздо меньше. Картина убедительно встает в ряд живописных произведений Малевича, локализованных по времени периодом 1928-1929 годами.
Л.П.Вязьменская
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
А.Н.Калинин
Музей истории религии, Санкт-Петербург