В данной статье приводятся сведения о технико–технологических аспектах живописи Николая Петровича Глущенко (1901—1977) — выдающегося мастера XX ст., — полученные при реставрации работ художника и в результате изучения материалов живописи (определении состава грунтов и пигментов) различными физико–химическими методами анализа.
Исследовано 53 картины из собрания Национального художественного музея Украины, созданные художником за 40-летний период творчества (1937-1977).
Фонды Национального художественного музея Украины насчитывают свыше трехсот произведений Н.П. Глущенко.
Работы Н. Глущенко имели большой успех еще при жизни художника, многократно экспонировались на персональных выставках, признаны не только в нашей стране, но далеко за ее пределами. Произведения Н. Глущенко хранятся во многих самых престижных собраниях мира.
С годами интерес к работам мастера растет. Каждый коллекционер, антиквар, любитель искусства считает престижным иметь в своем собрании произведение художника. Антикварный рынок поднимает интерес к личности художника. К сожалению, подлинных картин на всех желающих не хватает, поэтому на рынке появляются все «новые и новые» работы Н. Глущенко. Среди них есть грубые, легко узнаваемые подделки, но есть и такие, которые визуально распознать не под силу даже специалисту, хорошо знакомому с творчеством художника. Идентифицировать подлинные работы мастера помогают технико–технологические исследования.
Возможность тщательного ознакомления с технологией создания произведения живописи становится реальной во время реставрации картин художника. Во– первых, это необходимо для успешной реставрации, во–вторых, систематизируя полученные результаты исследований, можно собрать сравнительный материал, называемый «банком данных».
В отделе охраны памятников истории и культуры при подготовке к выставке 2009 г., посвященной 110-летию НХМ Украины, было отреставрировано 36 работ Н. Глущенко. В процессе реставрации выявлена сложная структура красочного слоя. Много произведений написано в несколько приемов «по–сухому». Толщина красочных слоев и структура отдельных мазков менялась во времени. Обогащалась новыми пигментами палитра мастера.
В процессе реставрации изучались и анализировались подписи художника разных периодов его творчества. Эта работа будет продолжена.
В отделе физико–химических исследований ННИРЦУ вот уже несколько лет проводится систематическое изучение живописи украинских художников – определяются состав грунта, состав пигментов и их смесей, исследуется структура красочных слоев. Очевидно, что надежность полученных результатов напрямую связана с числом изученных произведений одного мастера — чем больше, тем лучше. Сведения о составе материалов, которыми работал художник, а также о способах их нанесения, важны прежде всего для понимания стиля мастера, его художественного почерка, а также могут быть использованы при экспертизе.
ОСНОВА ЖИВОПИСИ Н.П. ГЛУЩЕНКО
Основа живописи Н. Глущенко — холсты и картон. Холсты в качестве основы для живописи использовались художником чаще, чем картон, отношение холст/картон в изученных нами работах составляет примерно 3:1.
Одна из исследованных картин («Обнаженная», х., м., 71×90,5, 40-е годы) написана на проклеенном, негрунтованном холсте, остальные – на холстах с эмульсионным грунтом (наполнитель грунта – цинковые белила). Большинство работ написано на рулонных фабричных грунтованных холстах. В таких картинах кромки холста загрунтованы. В ряде картин 40-х годов кромки холста чистые — грунтовалась только рабочая поверхность полотна, грунтовка производилась на подрамниках. Вначале мы предположили, что холсты на подрамнике грунтовал сам художник, но затем на двух картинах этого периода на обороте холста обнаружили штамп — «Фабрика «Палитра», Москва, эмульсионный, 10\Ш-41».
По–видимому, наряду с изготовлением фабричных рулонных грунтованных холстов, в 40-е годы существовал и такой полукустарный способ грунтовки холстов для живописи.
ПИГМЕНТЫ
БЕЛИЛА – в живописи Н. Глущенко идентифицированы в основном три типа белил: практически чистые цинковые белила (содержание: примесь свинцовых белил менее 1%), цинковые белила с примесью свинцовых (1-10 %) и свинцово– цинковые белила (более 10% свинцовых).
В одной из исследованных работ («Сидящая обнаженная», х., м., 73×54,5,1941 г.) обнаружены баритово–цинковые белила. Чистые свинцовые белила в картинах советского периода творчества художника (1937—1977 гг.) не выявлены. В белилах некоторых картин идентифицирована примесь титана, однако белила с существенным содержанием титана, которые можно было бы отнести к титановым или смешанным (титаново–цинковым, титаново–баритово–цинковым и др.), в исследованных картинах не обнаружены.
Из приведенных данных следует, что корреляция между типом использованных художником белил и временем создания произведения отсутствует. Чистые цинковые белила идентифицированы как в ранних работах исследованного периода, так и в поздних. То же относится к цинковым белилам, содержащим примесь свинцовых, и к свинцово–цинковым белилам.
КРАСНЫЕ ПИГМЕНТЫ – киноварь, красный кадмий, разного оттенка органические светлые и темные красные пигменты. Киноварь обнаружена в небольших количествах в картинах, созданных в 40-е гг. XX века. Разных оттенков красный кадмий широко использовался художником на протяжении всего периода его творчества — в исследованной серии работ, начиная с конца 30-х гг. и до конца жизни. Также широко использовались художником органические красные пигменты (темные и светлые, люминесцирующие и не люминесцирующие) как в чистом виде, так и в смеси с красным кадмием.
ЗЕЛЕНЫЕ ПИГМЕНТЫ — изумрудная зеленая, зеленый кобальт, марганцевая зеленая, ФЦ зеленая, фабричные составные зеленые — берлинская лазурь со свинцовым кроном, стронциановой желтой или желтым кадмиемНаиболее часто художник использовал изумрудную зеленую, несколько реже — зеленый кобальт. С середины 50-х гг. — начала 60-х гг. в употребление входят марганцевая зеленая и ФЦ зеленая. Последняя широко использовалась художником в последнее десятилетие его творчества.
ЖЕЛТЫЕ И ОРАНЖЕВЫЕ ПИГМЕНТЫ – желтый кадмий, стронциановая желтая, свинцовый крон, неаполитанская желтая, оранжевый кадмий и оранжевый хром. Желтый кадмий — доминирующий желтый пигмент в живописи Н.П. Глущенко на протяжении всего периода его творчества. Желтому кадмию «несколько уступает» стронциановая желтая. Часто оба пигмента используются вместе, т.е. обнаруживаются в одной и той же картине. Значительно реже художник использовал свинцовый крон, а неаполитанская желтая идентифицирована как примесь в двух картинах 40-х гг.
СИНИЕ ПИГМЕНТЫ — синий кобальт, церулеум, ультрамарин, берлинская лазурь, марганцевая голубая, ФЦ голубая.
Синий кобальт, церулеум и ультрамарин идентифицированы в большинстве исследованных работ на протяжении всего периода творчества художника. Относительно редко использовалась берлинcкая лазурь. С середины 50-х – начала 60-х гг. в употребление входят марганцевая и ФЦ голубые (как и аналогичные зеленые).
ФИОЛЕТОВЫЕ ПИГМЕНТЫ – кобальт фиолетовый и краплак. Оба пигмента использовались художником на протяжении всего исследованного периода творчества.
В картинах Н.П. Глущенко последних лет обнаружена смешанная техника – в масляной живописи отдельные мазки выполнены красками на полимерном связующем.
Таким образом, палитра Н. Глущенко исключительно богата. Примерно с конца 50-х гг. художник «берет на вооружение» новые для его живописи пигменты: марганцевые и фталоцианиновые синие и зеленые), которые частично вытесняют широко применявшиеся ранее изумрудную зеленую и синий кобальт. В 60—70-х гг. живопись Н. Глущенко становится ярче, выразительнее, причем не только за счет изменения стиля и художественной манеры, но и за счет использования большего числа пигментов и их смесей.
Демидчук-Демчук И.Ф., Чамлай Н.С.
Национальный художественный музей Украины
Лугина Л Л.
Национальный научно–исследовательский реставрационный центр Украины
г. Киев, Украина